В центре Северной Столицы перед Смольным собором к 2028 году планируется возвести 170-метровую колокольню, которая станет самым высоким сооружением в этой части Петербурга. Летом 2022-го проект попал в дорожную карту по сотрудничеству города и ПАО «Газпром».
Не первая попытка
Стоит отметить, что за последние пару десятилетий данный вопрос поднимался неоднократно. Обсуждали его с тем же «Газпромом» в 2010-м, но дальше предварительных исследований дело тогда не двинулось. Через три года о желании возвести этот объект при поддержке православных меценатов заявляла ГК «Арсенал-Недвижимость». Однако и в тот раз работы не были начаты.
Новую страницу в этой истории открыли в конце 2019-го, когда за дело взялся Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры, возглавляемый Ильей Козловым и реализовавший в Санкт-Петербурге несколько проектов, направленных на восстановление исторического облика Города на Неве. Организация, аффилированная с «Газпромом», предложила властям построить объект, взяв при этом на себя вопрос финансирования.
Мнения разделились
В экспертной среде, как и в обществе в целом, отношение к проекту неоднозначное. Не все понимают, почему речь идет именно о воссоздании, если этой колокольни никогда не было — она существовала лишь на бумаге в первоначальном варианте XVIII в., который так и не был воплощен. Противники стройки в частности говорят, что объект нарушит исторический вид центральной части города и заслонит собой Смольный собор.
Сторонники этой инициативы, напротив, утверждают, что сооружение гармонично впишется в застройку. С этой целью его предлагается возводить не там, где планировалось сотни лет назад, а в 130 м западнее — в центре площади Растрелли, на месте полукруглого сквера. В таком случае, как отмечается, храм не потеряется на фоне колокольни.
Употребление слова «воссоздание» по отношению к проекту его авторы объясняют восстановлением исторической справедливости, ведь планы знаменитого зодчего ввиду особого стечения обстоятельств не были доведены до конца. Теперь это могут сделать современные архитекторы.
В то же время некоторые наблюдатели отмечают, что с 18 столетия сохранились лишь чертежи — конструктив придется придумывать заново. Поэтому правильнее говорить, что будет реализована первоначальная задумка, но никак не сам проект. По мнению градостроителя Елены Пудовой, воплощать в современных реалиях то, что было задумано сотни лет назад — не лучшая идея.
«Меня смущает тенденция выкапывать из архивов великие проекты великих архитекторов и пытаться их реализовать спустя века. Другие технологии строительства, другие материалы, другие требования к безопасности и прочему могут очень сильно нарушить изначальную задумку. Воплощение чего-то продуманного столетия назад современными руками — это очень опасная дорожка. Я не волнуюсь за гармонию будущей композиции — все-таки это было в планах. Я бы переживала за реализацию в современных реалиях», — отметила эксперт в комментарии нашему каналу.
Вмешались обстоятельства: неудача великого архитектора
Закладка Смольного собора состоялась осенью 1748-го по инициативе императрицы Елизаветы Петровны. Соответствующий проект разработал Бартоломео Растрелли. Непосредственно к возведению объекта приступили в 1751-м. Средств на кампанию тогда не жалели, выполняя все запросы архитектора. Однако из-за участия России в Семилетней войне, охватившей буквально весь мир с 1756-го, финансирование проекта сошло на нет, а в 1762-м после смерти императрицы Растрелли и вовсе уехал в Италию, на историческую родину. К этому моменту стены храма были построены, однако к внутренней отделке так и не приступали.
Уже при Юрии Фельтене, которого назначили на место главного архитектора, решили отказаться от возведения колокольни. Но из-за отсутствия денег и должного интереса к проекту со стороны Екатерины II, комплекс оставался недостроенным еще долгое время. Лишь в 1820-х по инициативе Николая I работы были возобновлены по новым чертежам Василия Стасова. Причем к этому времени здание так обветшало, что пришлось проделывать серьезную работу по его обновлению.
Все мероприятия завершили в 1835-м. В том же году собор освятили, и на протяжении следующих почти 90 лет в нем непрерывно совершались службы. В 1922-м культовое сооружение закрыли, предварительно вынеся всю церковную утварь. В 1931-м, когда был опубликован новый путеводитель по Ленинграду, где упоминалось о Смольном соборе и недостроенной колокольне, верующие попытались добиться от властей возвращения им храма, но эта просьба осталась без удовлетворения.
Ленинград. Путеводитель. — М.-Л., 1931. — С. 116, 222:
«Быстрота роста и сравнительная кратковременность жизни города сказываются в невыполнении многих грандиозных замыслов. Не выстроена чудесная грандиозная (в проекте) колокольня Смольного собора Растрелли, да и самый собор не был им закончен... Лишь на модели, хранящейся в Русском музее, виден изумительный проект колокольни, в два раза превышающей высоту собора, а последний имеет в вышину 85 м. Самый собор был закончен в 1830-х гг. архит. Стасовым; ему принадлежат внутренняя отделка собора и красивая решетка у главного входа в него (здание давно не ремонтировалось)».
В советское время здание первое время использовали под склад. После реконструкции, проведенной во второй половине 1960-х, в бывшем соборе открыли музей, а в 1990-м — концертно-выставочный зал. Регулярные богослужения стали совершаться в храме лишь с 2010-го. В ведение РПЦ объект передали в 2015 году. В настоящее время готовится историко-культурное и архитектурное обоснование проекта колокольни для представления необходимых документов Совету по сохранению культурного наследия.