Продолжая тему богатств, хранившихся в самом известном французском аббатстве Сен-Дени, посмотрим на вот этот подарок Людовику VII от будущей французской и английской королевы Алиеноры (Элеоноры) Аквитанской.
В коллекции аббата Сугерия помимо знаменитого кубка Птолемеев и чаши из сардоникса находилась и вот эта ваза Алиеноры (Элеоноры) Аквитанской. Тулово вазы сделано из горного хрусталя, покрытого резьбой, напоминающей соты, а оправа - позолоченное серебро с драгоценными камнями и жемчужинами. Высота вазы около 34 см. На нижней части вазы выгравирована надпись:
"«Как невеста дала Алиенора эту вазу Людовику, Митадолус — деду [Алиеноры], король — мне, Сугерий — Святым".
В этой загадочной фразе мы сегодня и будем разбираться.
Вазы из горного хрусталя чрезвычайно ценились в средневековой Европе. Драгоценная оправа вазы создавалась по указанию аббата Сугерия в XII веке, тогда же была добавлена и надпись. Орнаментальные вставки в верхней части вазы и медальоны с узором флёр-де-лис (королевская лилия) были добавлены позднее, в XIV веке.
В 1137 году Алиенора выходит замуж за французского короля Людовика VII, и ваза стала одним из свадебных подарков. Чуть позже, около 1140 года, король передал ее в аббатство Сен-Дени, что и было зафиксировано внимательным Сугерием. Происхождение вазы из горного хрусталя - иранское, она создана в период правления династии сасанидов (224-651 гг). Самое интересное и загадочное в этой вазе - упоминание некоего Митадолуса. Кто это такой, ученые спорят до сих пор.
Аббат Сугерий в своих инвентарных списках особо упоминал предыдущих царственных владельцев каждого предмета, так что Митадолус - вероятно, некто, обладавший известным именем и большим влиянием, раз уж аббат напомнил о нем прямо на вазе, наряду с упоминанием короля и королевы Франции. Однако, как это не парадоксально, в письменных источниках ученые не смогли обнаружить каких-либо сведений об этом человеке.
Американский исследователь Джордж Бич высказал гипотезу, что Митадолус - латинизированный вариант имени Абд Аль-Малик ибн Худ Имад аль-Даула, который правил Сарагосой. В одном из переводов рукописи XVII века его имя упоминается как "Мидадолан". Дед Алиеноры, Гийом Аквитанский (он имел прозвище Трубадур) действительно встречался с правителем Сарагосы, вместе они участвовали в битве при Кутанде в 1120 году.
Почему Сугерий столь ценил эту вазу? Причина - в горном хрустале, еще со временем античности он описывался как обладающий чудесными свойствами. В различных средневековых текстах горный хрусталь связан с райскими реками - это буквально застывшая вода из рая. Святой Иероним наделял этот минерал символикой чистоты и целомудрия.
Ценность вазы Алиеноры Аквитанской была очень велика, доказательством чему служит скульптурный декор западного портала собора Сен-Дени, усыпальницы французский королей. Святые старцы апокалипсиса держат в руках именно эту вазу из горного хрусталя. В данном случае она используется как потир - сосуд для Причастия - эту функцию выполняла ваза и в реальности во время богослужений в Сен-Дени.
Подарок Алиеноры Аквитанской своему супругу-королю ознаменовал союз Франции и Аквитании, а ваза стала одним из наиболее ценных экспонатов замечательной коллекции аббата Сугерия.
Если статья понравилась, подписывайтесь на мой канал. Впереди ещё много публикаций, в том числе и про сокровища аббата Сугерия!