Найти в Дзене

По волнам моей памяти

Часто под статьями о моем детстве читатели сочувствуют и жалеют меня. Такие комментарии были и под моей недавней статьей:

Мои хорошие, я хочу всем сообщить, что я не чувствовала себя в детстве несчастной.

Я жила в полной семье. Уже писала, что память о моей родной маме мне словно стерли ластиком, поэтому просто обожала маму Тасю. Когда умер папа, вот тогда для меня была большим ударом новость, что Тася - не моя родная мама, а мачеха. Именно тогда я стала настоящей сиротой, сразу лишившись и папы, и мамы.

Когда Тася впервые пришла на родительское собрание (до этого на собрания ходил папа), то моя первая учительница Маргарита Ивановна сказала ей: "Наконец-то я познакомилась с лучшей в мире мамой. Надя всем рассказывает, что вы самая красивая, самая добрая, самая умная". Я про этот случай не помню. Мне об этом рассказала Таисия Николаевна, когда мы встретились с ней после 30 лет разлуки, в ходе этой встречи она попросила у меня прощение за всё. Я сейчас понимаю, что ей было за что просить прощение у меня, а в детстве я на всё смотрела сквозь розовые очки.

Я жила в Казахстане в окружении друзей. Я помню своих школьных подруг Лену Сычеву и Галю Кананершину, с которыми я после смерти отца долго переписывалась, когда жила в Оренбуржье у бабушки Ани. Мой сосед по парте Вова Коробов постоянно угощал меня конфетками, а на один день рождения подарил интересную книгу "Дочь бакенщика", автора не помню (она у меня хранится на даче, поэтому автора сейчас посмотреть не могу).

Я дружила со всеми ребятами с нашего двора. Ранее я писала, что мы жили в четырехквартирном доме без удобств на окраине г. Макат. Я помню, как однажды, когда мы с ребятами играла в магазин возле нашего дома, к нам незаметно подползла громадная змея. Хорошо, что ее увидел сосед, который в это время колол дрова возле своего сарайчика. Он зарубил эту змею. Потом мы ее рассматривали. Она была красивой шахматной окраски. Дядя Миша нам сказал, что это очень ядовитая шахматка.

Змея была похожа на эту.
Змея была похожа на эту.

Когда родилась моя сестра Марина, нам дали квартиру в другом месте. Это уже было ближе к центру города. Там было центральное отопление, но воду нужно было носить из колонки и туалет был на улице. Ребята этого двора любили играть в театр.

Верховодили нами две сестрички, которые были старше меня. Помню в спектакле "Золушка" я играла главную роль. Сценой был сарай, дверь которого завесили старой простыней. Эта простыня была занавесом театра. Зрители сидели на табуретках возле двери снаружи сарая.

Занавес открывается! Я подметаю веником пол и пою:

Зовут Золушкой меня я-я-я,

Потому что у огня я-я-я,

Я не плачу, а пою ю-ю-ю,

Песню звонкую свою ю-ю-ю.

Вот откуда эти сестрички, девчонки из простой рабочей семьи, которые ни разу не были в театре, не видели телеспектаклей (в 1967-1969 годах у нас еще не было телевизоров) брали тексты ролей для каждого артиста? Они безусловно были творческие личности, обладали большими организаторскими способностями. Сестры придумывали и сценические костюмы, и обстановку на сцене. Мы тащили всё подходящее для спектаклей из дома.

Как сложилась их судьба? К сожалению, я не помню их имен и фамилии, но они оказали большое влияние на меня. Я убеждена, что на нашем пути совсем неслучайно оказываются те или иные люди.

Долгое время (и когда жила с мачехой, и когда с бабушкой) я быстренько наводила порядок в комнатах, потому что представляла, что я Золушка и ко мне вот-вот прискачет Принц с туфелькой. А у меня такой беспорядок! Благодаря раннему "сценическому опыту" я стала артистичным учителем: на моих уроках детям не было скучно, а на родительские собрания ко мне ходили семьями. Собрания длились обычно 2 часа, никто не хотел расходиться. Часто супруг, приехав за мной, заходил в класс и шутливо говорил: "Спектакль окончен! Отдайте мне жену! Всем пора вернуться к детям!" И даже после этого минут 10-15 меня не отпускали, окружив толпой и продолжая о чем-то расспрашивать.

В нашем театре сестрички ставили еще акробатические пирамиды. У них была книга по гимнастике. Когда я уезжала из Казахстана, они на прощание подарили мне на память эту книгу, хотя она им так была дорога. Вот какие это были прекрасные люди! Я потом дала эту книгу посмотреть своему учителю физкультуры, у которого я к тому же посещала гимнастический кружок. Этот молодой человек проработал только год в нашей школе на ст.Тоцкая и покинул её, так и не вернув мне эту книгу. Я думаю, что она ему была очень ценна для работы. А я потом в педучилище ходила на гимнастическую секцию. Мы там тоже акробатические пирамиды делали. И до сих пор у меня сохранилась гибкость, а мне ведь скоро 63 года.

А еще в моей памяти осталось, как я однажды весной ушла одна в пустыню собирать тюльпаны.

Тюльпаны в казахстанской пустыне
Тюльпаны в казахстанской пустыне

Я слушала пение птиц, видела какие-то вертикальные норки в песке, встретила по пути несколько милых тушканчиков и юрких ящериц. Так незаметно я дошла до нескольких вагончиков. В них никто не жил. Двери в одном вагончике были открыты. Я зашла. Мебели не было, но были остатки какой-то посуды. Я немного поиграла в дом, а потом отправилась в обратный путь. Собрала красивый букет из красных и желтых тюльпанов и подарила маме Тасе.

Наше детство было счастливым. Мы жадно познавали мир. Мы вживую общались друг с другом. Мы могли свободно гулять там, где хотели. Нас окружали добрые люди. Нам никто не желал зла.

Стихи
4901 интересуется