Работа с подрядчиками при закупках, производстве и продажах – сложная и специфическая часть проектов, которыми занимаются как в МСП, так и в крупных компаниях. Часто ведением таких процессов занимаются отдельные специалисты, задача которых – фиксировать даты, объёмы, стоимость и т.д. Порой от порядочности таких работников зависит не только репутация компании, но и сам факт её успешного существования в будущем. Сегодня расскажем, как DLP-система Falcongaze SecureTower помогла выявить сговор сотрудников двух фирм, осуществлённый при закупке сырья, и восстановить нормальное функционирование ключевых бизнес-процессов в коммерческой организации.
Нерешаемые проблемы отдела закупок
В связи с изменениями, вызванными кризисом, коммерческая организация на протяжении трёх месяцев начала постепенно сокращать закупки сырья. Со временем стало ясно: если ситуация не изменится, то чтобы продолжать прибыльную работу и выплачивать прежнюю заработную плату работникам, придётся сокращать персонал.
Дело в том, что ранее ключевой поставщик сырья перестал предоставлять выгодные предложения, скорректировав стоимость товара. В таких условиях руководителю отдела закупок была поставлена задача найти новых контрагентов, с которыми можно будет наладить более перспективное сотрудничество. Однако процесс поиска таких поставщиков не проходил легко. Заключению новых договоров постоянно что-то мешало. На еженедельных совещаниях руководитель отдела закупок сообщал директору о различных сложностях в новых договорённостях, о проблемах с анализом других возможностей и т.д. Всё это совершенно не улучшало ситуацию в компании.
Обстоятельства складывались следующим образом: чтобы продолжать работу, организации не оставалось другого выбора, как продолжать сотрудничество со старым, но невыгодным поставщиком.
Как DLP помогла выявить проблему
Незадолго до начала проблем с ключевым поставщиком директор коммерческой организации принял решение внедрить DLP-систему Falcongaze SecureTower для того, чтобы обезопасить конфиденциальные документы от утечки. Проблемы с поиском новых поставщиков происходили параллельно с внедрением DLP-системы, которую осуществляла техническая поддержка компании-вендора совместно с ответственным специалистом организации-заказчика.
Спустя неделю после настроек политик безопасности и запуска DLP-системы в эксплуатацию стали поступать подозрительные данные переписки, которую вёл руководитель отдела закупок с представителем невыгодного поставщика. DLP-система проанализировала их переписку, которая происходила в мессенджере, установленном на рабочем компьютере руководителя отдела закупок в его рабочей учётной записи. Несмотря на то, что переписка велась в нерабочее время и с личного телефона руководителя по продажам, учётная запись была той же, и при включении рабочего компьютера мессенджер, установленный на устройстве, синхронизировал сообщения.
Обнаружение схемы отката
DLP-система перехватила эти данные, сработало нарушение политики безопасности, а ответственный специалист, работающий с системой, получил соответствующее уведомление. Сформированный отчет позволил выявить традиционную схему коммерческого отката: представитель невыгодного поставщика и руководитель отдела закупок договорились о завышении цены на сырьё, а сумму переплаты делили пополам.
Директор коммерческой фирмы в тот же день получил отчёт с доказательствами, которые прямо указывали на сговор этих двух лиц.
Информация, полученная с помощью DLP-системы Falcongaze SecureTower, стала основанием для проведения форензик-расследования в компании. По его результатам были выявлены и другие доказательства существования откатной схемы. Руководитель отдела закупок был уволен, а соответствующие органы получили веские основания для возбуждения уголовного дела по ст. 204 УК РФ.
Чтобы избежать подобных ситуаций в будущем и сохранить стабильность бизнеса, директор предпринял ряд мер, в числе которых – улучшение системы найма сотрудников и введение порядка актуализации политик безопасности DLP-системы.
Попробуйте Falcongaze SecureTower бесплатно
30 дней на тестирование системы без ограничений