Когда запускаешь нечто любимое из детства, и понимаешь, что что-то пошло не так
Сейчас принято считать, что раньше игры были лучше. И зерно истины в этом есть. Наверное, лет 15-20 назад индустрия еще не гналась за настолько большими деньгами, как сейчас. Поэтому потолок финансового успеха у проектов был несколько пониже, отменяли их пореже, и не стеснялись экспериментировать.
И у каждого есть десяток-другой любимых старых игр, к которым он постоянно мысленно возвращается.
«Эх, сейчас бы поиграть в (подставить нужное)! Вот это была игра – со временем хуже не становится!».
Вот только – правда ли это? Действительно ли старые игры так хороши по сей день, что мы, имея в запасе множество не пройденных современных релизов, пренебрегаем ими ради 20-летних «старушек»?
Или это все причуды восприятия и ностальгия просто застилает нам глаза? Давайте порассуждаем.
Как развидеть проблемы
У меня приступы ностальгии начали особенно активно происходить в 2022 году. Когда игр было не так уж много, а те, что выходили, вместо желания в них поиграть, наводили на мысли о классике. Все было как в тумане – скачиваю русификатор, и вот я уже играю в «золотое собрание» Disciples 2.
Это одна из моих любимейших игр. Но раньше я как-то не замечал, что на самом деле она не так уж идеальна, и там точно не все в порядке.
И дело не в визуале – он по-прежнему в адекватном разрешении смотрится великолепно. Музыка, звуковое оформление, сюжет. Все просто отлично. Но вот геймплейно сами кампании – достаточно однообразные и унылые. Качаешь мощный отряд, побеждаешь самые сильные отряды противников… и в общем-то все. Дальше только зачистка карты и максимально унылый контроль ресурсов.
Серьезно – создается ощущение, что разработчики не сильно понимали, чем в кампании можно занять игрока, и поэтому заставили ИИ плодить воров и «палочников» (ставят жезлы на ресурсы) в каких-то чудовищных количествах. В итоге ты хода не можешь сделать, чтобы не запнуться о воришку и вынужден постоянно устранять орды бестолковых вражеских юнитов.
В добавок уровень сложности в игре влияет в основном на вероятность попадания. Но это не делает игру сложнее. Это просто делает ее рандомнее.
Уточню, что я говорю не про мультиплеер и моды вроде «Норвежской сёмги», а именно про кампанию Disciples 2 и свои впечатления о ней. А они, увы, в этот раз не совпали с образом игры, который был у меня в голове до этого. Это, безусловно, печалит – но что тут поделаешь.
Не все хорошо сохранились
Наверное, у каждого есть свой список старых игр, которые он всегда любил, но в какой-то момент понял, что они уже не радуют его так, как раньше. Railroad Tycoon 2 – в свое время вылезти из этой «песочницы» про поезда было решительно невозможно. Но в том-то и дело, что игра заставляет тебя придумывать что-то самому, по сути – развлекать себя собственной фантазией. И сейчас этим заниматься уже почему-то не хочется.
«Казаки» - да, я сейчас хожу по краю, я знаю! Но и они, раньше захватывающие эпиком сражений и своей собственной атмосферой… сегодня уже особо не впечатляют. Когда вышла третья часть, я купил ее, поиграл пару часов. И больше к ней не возвращался. Думаю, случилось это потому, что «тройка» уже на выходе была морально устаревшей. А я уже не настолько скучаю по старым стратегиям. Да, многие были хороши, но далеко не все хорошо сохранились.
Так что и Age of Empires 4 я предпочел старой доброй второй части. Да, «двойка» сегодня даже популярнее в сообществе, чем четверка, которую как следует не развивали после релиза. Но по прошествии лет лично мне уже тяжело приноравливаться к тяжеловесному интерфейсу и управлению Age of Empires 2. Наблюдать за устаревшими анимациями движения юнитов и так далее. Все-таки в четверке, несмотря на многие ее минусы, многое сделано нормально и современно.
«Дело не в тебе, а во мне»
И так практически с любой серией. Захочется вдруг поиграть в первую Diablo. Зайдешь, проведешь пару часов – и поймешь, что такого лаконичного геймплея тебе уже недостаточно. А ведь в свое время было по-другому – за уши из адских лабиринтов не вытянуть! Вторая часть, конечно, играется до сих пор отлично, и все же мне не хватало запаса ностальгии, чтобы подолгу в нее возвращаться – пока не вышла Resurrected. К тому же, была Path of Exile, так что…
Да что там – даже с играми на Dendy (NES, Famicom) и Sega все также. Есть у меня одна из тех «приставок» за 2 тысячи рублей, на которых можно запустить сотни этих ретро-шедевров. Но ни «Червяк Джим», ни «Комикс зона», ни «Боевые жабы» уже не могут удержать внимание надолго. Быстро становится очевидно, что они многим уступают современным боевым платформерам.
И это забавно, потому что современные последователи старых игр всячески стараются быть похожими на своих предшественников. Обмазываются пиксельной графикой, используют те же старые добрые механики, но развивают их в лучшую сторону. И, если пиксельный визуал можно объяснить желанием сэкономить на разработке, то 8-битные звуки – уже с головой выдают желание быть максимально похожими на олдовые проекты. Взять хотя бы высоко оцененную игру 2022 года Infernax. Весьма годный проект… но выглядит и звучит он так, как будто выходил чуть ли не на заре существования приставки NES (утрирую, конечно, но все-таки).
Впрочем, в том, что старые игры «обманывают» нас ностальгией по ним, виноваты, конечно, не они, а мы сами. Просто раньше нам и не было нужно от игр так много, как сейчас. Не было настолько высоких требований и ожиданий. Что тоже вполне нормально – так устроен мозг. Нельзя 100 раз увидеть одно и то же, и на 101-й восхищаться этим также сильно, как в первый. Да и, что греха таить – многие новые игры нас разочаровывают намного сильнее, чем старые.
И все-таки замечательно, что эти игры и воспоминания о них у нас есть. Да, многое в той же Disciples 2 теперь откровенно раздражает. Но и позитивных эмоций игра по-прежнему дарит очень много! Это все еще отличная игра, да еще в жанре, который сегодня разработчики своим вниманием не балуют. Так что вернусь я в нее наверняка еще не раз.
А какие старые игры разочаровали вас по прошествии лет? Пишите в комментариях! И, если понравился материал – подписывайтесь на канал!