Найти тему
Mishootka Gamer

«Я точно в это играл?»: как нас обманывает ностальгия в играх

Оглавление

Когда запускаешь нечто любимое из детства, и понимаешь, что что-то пошло не так

Многие старые игры живут и сегодня - благодаря модам от фанатов. Но проблема в том, что ностальгируем мы именно по тем самым, "ванильным" версиям
Многие старые игры живут и сегодня - благодаря модам от фанатов. Но проблема в том, что ностальгируем мы именно по тем самым, "ванильным" версиям

Сейчас принято считать, что раньше игры были лучше. И зерно истины в этом есть. Наверное, лет 15-20 назад индустрия еще не гналась за настолько большими деньгами, как сейчас. Поэтому потолок финансового успеха у проектов был несколько пониже, отменяли их пореже, и не стеснялись экспериментировать.

И у каждого есть десяток-другой любимых старых игр, к которым он постоянно мысленно возвращается.

«Эх, сейчас бы поиграть в (подставить нужное)! Вот это была игра – со временем хуже не становится!».

Вот только – правда ли это? Действительно ли старые игры так хороши по сей день, что мы, имея в запасе множество не пройденных современных релизов, пренебрегаем ими ради 20-летних «старушек»?

Или это все причуды восприятия и ностальгия просто застилает нам глаза? Давайте порассуждаем.

Как развидеть проблемы

У меня приступы ностальгии начали особенно активно происходить в 2022 году. Когда игр было не так уж много, а те, что выходили, вместо желания в них поиграть, наводили на мысли о классике. Все было как в тумане – скачиваю русификатор, и вот я уже играю в «золотое собрание» Disciples 2.

Это одна из моих любимейших игр. Но раньше я как-то не замечал, что на самом деле она не так уж идеальна, и там точно не все в порядке.

И дело не в визуале – он по-прежнему в адекватном разрешении смотрится великолепно. Музыка, звуковое оформление, сюжет. Все просто отлично. Но вот геймплейно сами кампании – достаточно однообразные и унылые. Качаешь мощный отряд, побеждаешь самые сильные отряды противников… и в общем-то все. Дальше только зачистка карты и максимально унылый контроль ресурсов.

В какой-то момент понимаешь, что прекрасный визуал и атмосфера в Disciples 2 призваны отвлечь внимание от не очень разнообразного геймплея
В какой-то момент понимаешь, что прекрасный визуал и атмосфера в Disciples 2 призваны отвлечь внимание от не очень разнообразного геймплея

Серьезно – создается ощущение, что разработчики не сильно понимали, чем в кампании можно занять игрока, и поэтому заставили ИИ плодить воров и «палочников» (ставят жезлы на ресурсы) в каких-то чудовищных количествах. В итоге ты хода не можешь сделать, чтобы не запнуться о воришку и вынужден постоянно устранять орды бестолковых вражеских юнитов.

В добавок уровень сложности в игре влияет в основном на вероятность попадания. Но это не делает игру сложнее. Это просто делает ее рандомнее.

Уточню, что я говорю не про мультиплеер и моды вроде «Норвежской сёмги», а именно про кампанию Disciples 2 и свои впечатления о ней. А они, увы, в этот раз не совпали с образом игры, который был у меня в голове до этого. Это, безусловно, печалит – но что тут поделаешь.

Не все хорошо сохранились

Наверное, у каждого есть свой список старых игр, которые он всегда любил, но в какой-то момент понял, что они уже не радуют его так, как раньше. Railroad Tycoon 2 – в свое время вылезти из этой «песочницы» про поезда было решительно невозможно. Но в том-то и дело, что игра заставляет тебя придумывать что-то самому, по сути – развлекать себя собственной фантазией. И сейчас этим заниматься уже почему-то не хочется.

«Казаки» - да, я сейчас хожу по краю, я знаю! Но и они, раньше захватывающие эпиком сражений и своей собственной атмосферой… сегодня уже особо не впечатляют. Когда вышла третья часть, я купил ее, поиграл пару часов. И больше к ней не возвращался. Думаю, случилось это потому, что «тройка» уже на выходе была морально устаревшей. А я уже не настолько скучаю по старым стратегиям. Да, многие были хороши, но далеко не все хорошо сохранились.

К сожалению, не все когда-то любимые серии прошли проверку временем
К сожалению, не все когда-то любимые серии прошли проверку временем

Так что и Age of Empires 4 я предпочел старой доброй второй части. Да, «двойка» сегодня даже популярнее в сообществе, чем четверка, которую как следует не развивали после релиза. Но по прошествии лет лично мне уже тяжело приноравливаться к тяжеловесному интерфейсу и управлению Age of Empires 2. Наблюдать за устаревшими анимациями движения юнитов и так далее. Все-таки в четверке, несмотря на многие ее минусы, многое сделано нормально и современно.

«Дело не в тебе, а во мне»

И так практически с любой серией. Захочется вдруг поиграть в первую Diablo. Зайдешь, проведешь пару часов – и поймешь, что такого лаконичного геймплея тебе уже недостаточно. А ведь в свое время было по-другому – за уши из адских лабиринтов не вытянуть! Вторая часть, конечно, играется до сих пор отлично, и все же мне не хватало запаса ностальгии, чтобы подолгу в нее возвращаться – пока не вышла Resurrected. К тому же, была Path of Exile, так что…

Да что там – даже с играми на Dendy (NES, Famicom) и Sega все также. Есть у меня одна из тех «приставок» за 2 тысячи рублей, на которых можно запустить сотни этих ретро-шедевров. Но ни «Червяк Джим», ни «Комикс зона», ни «Боевые жабы» уже не могут удержать внимание надолго. Быстро становится очевидно, что они многим уступают современным боевым платформерам.

Когда мы говорим про старые игры, то важно помнить, что делались они несколько под другую аудиторию с другими запросами, и с учетом ограничений "железа" тех лет
Когда мы говорим про старые игры, то важно помнить, что делались они несколько под другую аудиторию с другими запросами, и с учетом ограничений "железа" тех лет

И это забавно, потому что современные последователи старых игр всячески стараются быть похожими на своих предшественников. Обмазываются пиксельной графикой, используют те же старые добрые механики, но развивают их в лучшую сторону. И, если пиксельный визуал можно объяснить желанием сэкономить на разработке, то 8-битные звуки – уже с головой выдают желание быть максимально похожими на олдовые проекты. Взять хотя бы высоко оцененную игру 2022 года Infernax. Весьма годный проект… но выглядит и звучит он так, как будто выходил чуть ли не на заре существования приставки NES (утрирую, конечно, но все-таки).

Впрочем, в том, что старые игры «обманывают» нас ностальгией по ним, виноваты, конечно, не они, а мы сами. Просто раньше нам и не было нужно от игр так много, как сейчас. Не было настолько высоких требований и ожиданий. Что тоже вполне нормально – так устроен мозг. Нельзя 100 раз увидеть одно и то же, и на 101-й восхищаться этим также сильно, как в первый. Да и, что греха таить – многие новые игры нас разочаровывают намного сильнее, чем старые.

И все-таки замечательно, что эти игры и воспоминания о них у нас есть. Да, многое в той же Disciples 2 теперь откровенно раздражает. Но и позитивных эмоций игра по-прежнему дарит очень много! Это все еще отличная игра, да еще в жанре, который сегодня разработчики своим вниманием не балуют. Так что вернусь я в нее наверняка еще не раз.

А какие старые игры разочаровали вас по прошествии лет? Пишите в комментариях! И, если понравился материал – подписывайтесь на канал!