В названии взяла слово в кавычки потому, что мне кажется, что оно для растений подходит больше, чем для людей😀 Однако далее, в публикации я планирую его использовать и так. Надеюсь, дорогие читатели, поймёте. 😉
В каждой четверти в начальной школе существует традиция - пересаживать учеников на новые места в классе. Частенько этот процесс становится квестом под кодовым названием "Попробуй всем угодить". А так ли необходимо это дело? Для чего данный процесс регулярно организуется? И если это важно, как сделать всё грамотно и выйти "без потерь"?
ЧАСТЬ 1
Для начала мне было интересно выяснить, откуда взялось это негласное правило, есть ли официальные документы, подтверждающие необходимость изменения места для каждого ученика несколько раз в течение учебного года?
Интересно, что закрепленные в ранее действовавших СП нормы о рассадке детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, дальше от наружной стены, а также о периодической перемене мест обучающихся, сидящих на крайних рядах, в действующие санитарные правила (2022 г.) не попали. Детей сейчас рассаживают с учетом роста, наличия заболеваний органов дыхания, слуха и зрения.
Т.е. официального требования регулярно пересаживать учеников на новые рабочие места, подтверждённого специальными документами, по сути на данный момент нет. Невольно возникает вопрос - кому и зачем это тогда нужно?
Мнения "ЗА"
1. По мнению многих врачей , пересаживание – это необходимая мера для профилактики нарушения зрения ребенка. В процессе обучения создается особый режим зрительной нагрузки.
Рабочее место ребёнка должно быть достаточно освещено, световое поле распределено равномерно по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза. Однако, не каждое место в классе соответствует этим условиям. При смене места меняется и угол зрения, угол падения света, угол отражения света от блестящих поверхностей или экрана, изменяется расстояние до школьной доски. Таким образом, пересаживание помогает предупредить переутомление и сохраняет оптимальный уровень работоспособности.
2. Элементарная человеческая справедливость - одна из причин этих пересаживаний. Почему один ученик всегда должен тусить (эммм...) торчать ... работать на "галёрке", а другой сидеть на первой парте, где чуть лучше видно, слышно и учитель по головушке чаще погладит?🧡
3. Пересаживание – это способ более близкого знакомства детей. Это возможность установления новых коммуникативных связей, это воспитание терпимости к недостаткам и особенностям другого члена коллектива, считают психологи.
Да, возможно, если бы парты были индивидуальные (для одного учащегося), то выполнялось бы естественное желание учеников иметь личное пространство. Но, с другой-то стороны, сидя за одной партой, дети вынуждены общаться даже с теми, кто им не совсем нравится, потому что на уроке часто создаются условия для совместной деятельности.
В процессе такого делового общения, каждый ребёнок учится устанавливать рабочие отношения с любым учеником из класса. Это полезно для общего сплочения коллектива, для формирования коммуникативных умений. Ведь, в нашей взрослой жизни важно уметь не только профессионально выполнять свои должностные обязанности, но и (во многих профессиях) уметь сотрудничать с другими людьми для достижения общей цели.
А что думают родители?
1. На форумах не раз встречала мнение родителей учеников, что такие пересаживания для малышей - "вред и большое зло!". Они считают, что это регулярное действие создает серьезный психологический дискомфорт, особенно страдают маленькие дети (речь идёт о 1 классе). Ученики пришли в незнакомое место, у них новая сфера деятельности, их окружают незнакомые люди. Если ребенок сталкивается еще с постоянной процедурой пересаживания, у него возникает долго не проходящее ощущение новизны, которое, по мнению некоторых родителей, близко к психологическому стрессу. Это всё мешает адаптации малыша к школе, прежде всего.
2. Если уж этой процедуры не избежать, то многие родители учеников хотят, чтобы ребёнок непременно сидел на первой парте! Ну, или в крайнем случае, на второй. Иные обращаются с такой просьбой (и даже требованием) к учителю с завидной регулярностью.
Родителям кажется, что от того, за какой партой сидит ученик, очень зависит его успеваемость. На самом деле от деревянного стола и расстояния до доски не зависит ни мотивация ребёнка, ни его итоговая успеваемость, ни его внимание. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что ребёнка, который имеет официальный диагноз СДВГ, я никогда в жизни не посажу на последнюю парту. Но об этом поговорим во второй части статьи.
3. Многие родители хотят, чтобы учитель прислушался к их мнению по вопросу, с кем посадить ученика, а кого и близко не подпускать ("Не сажайте с этим, а лучше с тем, ибо..."). Это вполне логично, объяснимо. Каждый заботится о своём ребёнке. Просьбы, как и аргументы, всегда разные, "посадите с этим, он спокойный и учится хорошо, будет влиять положительно...", "посадите с лучшим другом, им комфортно вместе, да и родители дружат...", "не сажайте с лучшим другом, они будут отвлекаться..." и др.
В начале моей педагогической карьеры (20 лет назад), бывало, что после пересаживания детей звонила мне мама весьма проблемного в плане дисциплины (неврологии и т.д.) ребёнка и просила его пересадить от "этого хулигана, потому что он на сына плохо повлияет"... и через 5 минут звонила мама того самого "хулигана"...По той же причине, абсолютно с теми же словами... 😀
И чего же хотят сами ученики?
А ученикам абсолютно безразлично в большинстве случаев, за какой по счёту партой, на каком конкретно ряду они сидят. Детям важно, чтобы рядом был друг! На крайний случай, ученик, с которым хорошие отношения... И на самый крайний случай, чтобы друг был хотя бы близко - за партой, которая стоит впереди, или сразу сзади😀 Как вы думаете, зачем? Да чтобы общаться! Чаще всего не на тему урока, поверьте. А педагог старается избежать такой ситуации из соображений дисциплины.
Однажды в первый учебный день новой четверти я наблюдала картину у кабинета коллеги. Четвероклассники стояли на входе и некоторые девочки КРЕСТИЛИСЬ! Зашла в кабинет, спросила у педагога: "Что происходит?". Учитель с улыбкой ответила: "Ничего. Я их просто пересаживаю!" 😁
Хотя, однажды я наблюдала в своём классе и иную причину огорчения ученика. Мальчишка был до слёз расстроен, что ему "выдали" место на второй парте (чаще он обитал в конце ряда). Путём долгих, психологически глубоких бесед я выяснила, почему человек огорчён. "Ближе к доске Вы меня учиться сильнее заставите ! На задней парте у меня был чаще отдых, интересы, иногда свои дела!" - признался ученик. (И это при условии, что я не сижу и не стою возле учительского стола. Часто совершаю променад по классу, смотрю, как дети работают, что пишут).
Что думаю я
На истину в последней инстанции не претендую. Считаю, что эти пересаживания приносят больше пользы, чем вреда ученикам начальной школы (о подростках совсем иная речь). Практикую не только с 1 по 4 класс, но и в группе подготовки к школе.
А все (ну или почти все) минусы данного действа можно нивелировать при помощи последовательного и чёткого алгоритма. Поэтому во второй статье на эту тему я хочу поделиться своими наблюдениями и опытом, на тему: "Как же пересадить детей, чтобы не было проблем?".
Спасибо за внимание к моим публикациям, мыслям, эмоциям. Как всегда, буду рада обратной связи от вас, мои читатели.
А как размещают детей за партами у вас в школе? Имеет место быть такая традиция смены рабочих мест учеников? И как вы считаете, оно нам надо?