Золотая пора. Шорох листьев среди тишины.
В праздник "белой росы" войску отдан приказ выступать.
Воевода наш смел, хоть нерадостно дело войны.
Этот муж сбережет, не погубит прекрасную рать.
Земли южных границ овевает дыханье морей,
Скоро ветра порыв сор сметет с полуночных равнин.
Нет! Лулун не предаст и врагу не откроет дверей.
А герои потом соберутся в палате Цилинь!
Чэнь Цзыань, 661-702
В начале 20-го века Империя Цин начала восстанавливать военно-морской флот, потерянный в сражениях при Ялу и Вей-Хай-Вее. Заказы на новые корабли были размещены в США, Англии, Германии и даже Австро-Венгрии. Но не остались без заказов и японцы. После первой серии "японских" канонерок типа «Цзянъюань» фирма "Кавасаки" получила новый заказ. Постепенно японцы к 30-м годам подомнут под себя практически все поставки боевых кораблей для Китая и Сиама. Ибо такого соотношения цены и качества, понимания запросов заказчиков и логистического удобства ни США, ни европейские страны обеспечить не могли.
Наместник Хугуана Чжан Чжидун назначил Лао Хуэйвэня руководить строительством заказанных японцам канонерских лодок. В 1905-1907 годах на верфи «Kawasaki» в Кобе были построены 6 канонерских лодок проекта «Чу»: «Чжу-Дун», «Чжу-Тай», «Чжу-Чжень», «Чжу-Ю», «Чжу-Цзю», «Чжу-Цзюань». Новый проект представлял собой увеличенный вариант канонерок типа «Цзянъюань» с более сильным вооружением. На испытаниях они развивали скорость 16,3 узла.
Канонерки предназначались в состав Наньянского флота, для службы в на побережье и на реке Янцзы в провинциях Хунань-Хубэй и Цзяньсу- Цзяньси-Анхой. Флот в 1902 году списал несколько старых канонерских лодок и нуждался в пополнении корабельного состава.
В 1904 году были заказаны канонерки типа «Цзянъюань», а в 1905 году- типа «Чу»( «Чжу»). Всего 10 кораблей.
Канонерские лодки типа “Chu Tung” – 6 ед.(«Chu Chien», «Chu Yu», «Chu Kuan», «Chu Tai», «Chu Tung», «Chu Yіu»), Kawasaki, Кобе, Япония. Спущены на воду в 1906-1907 годах
«Чжу-Дун» 楚同 «Chu Tung». Спущена на воду 12.6.1906. Вступила в строй 1906. Находилась в боевом составе ВМС КНР до начала 1960-х годов , списана в 1960
«Чжу-Чжень» 楚谦 «Chu Chien». Спущена на воду 31.7.1906. Вступила в строй 1906. Затоплена экипажем 11.8.1937 на Янцзы
«Чжу-Тай» 楚泰 «Chu Tai». Спущена на воду 25.9.1906. Вступила в строй 1906. 1.6.1938 потерпела крушение. Погибла 19.4.1941
«Чжу-Ю» 楚豫 «Chu Yu». Спущена на воду 21.2.1907. Вступила в строй 1907. Потоплена 2.10.1937 японской авиацией.
«Чжу-Цзю» 楚有 «Chu Yіu». Спущена на воду 1.4.1907.. Вступила в строй 1907. Потоплена 29.09.1937 японской авиацией.
«Чжу-Цзюань» 楚观 «Chu Kuan». Спущен на воду 14.8.1907. Вступил в строй 1907. Находились в боевом составе ВМС Тайваня до июля 1949 года, списана 1949.
Водоизмещение стандартное 579 тонн. Водоизмещение полное 752 тонны. 745 тонн (757 тонн). Длина 57,9 п.п. ,61,0, 60,8 м. Ширина 9.00 м. Осадка 2.44 м.
Двигатели-две вертикальные паровые машины тройного расширения, 2 котла Ярроу, 1359 л.с. Количество валов 2. Максимальная скорость 13 (13,5) узлов. Топливо уголь 150 тонн. Экипаж 85-117 человек
Вооружение- 2 х 1 - 120 мм/40 Армстронг ВВ, 2 х 1 - 76 мм/40 Армстронг Н(12 фнт), 4 х 1 -пулемета 6,5 мм /115. По другим данным вместо пулеметов- две 9 фнт пушки. В конце 30-х - две 25 мм зенитных пушки.
Новые канонерки в 1907 году пополнили китайский флот.
В 1909 году на смену старому морскому ведомству (Цзунли хайцзюнь шиу ямэнь) пришло Министерство по делам организации флота (Чоубань хайцзюнь шиу чу) во главе с принцем Цзай Сюнем. В 1910 году ведомство было переименовано в Морское министерство (Хайцзюнь бу). Наньянский и Бэйянский флоты были объединены под единым командованием, появились крейсерская эскадра и речная флотилия Янцзы. Гуандунский флот был переименован в Эскадру провинции Гуандун (Аохай цзяньдуй), но продолжал оставаться под контролем местных властей.
В 1911 году началась Синьхайская революция, в сентябре-октябре восстания охватили ряд регионов страны, в Ухане восстали армейские части. В ноябре большая часть флота, включая почти все новые канонерские лодки, перешла на сторону восставших. Манчжурское иго было свергнуто, малолетний последний император Пу И 30 января 1912 года отрекся. Империя пала.
Политическая трансформация в Поднебесной проходила под контролем амбициозного маршала Юань Шикая и возглавляемой им Бэйянской армии- главной военной силы Китая. Себе Юань Шикай выбрал пост президента с фактически диктаторскими полномочиями.
Китай впервые стал республикой. Но даже прогрессивный Юань Шикай оставался в парадигме тысячелетней традиционной китайской истории. И решил повторить то, что до него с успехом проделывали предыдущие народные революционеры после сноса старой династии. Он задумал основать новую императорскую династию, 12 декабря 1915 года провозгласив себя императором Хунсянь.
Однако Поднебесная была уже не та. Правил Хунсянь всего 83 дня. Уже в марте 1916 года Юань Шикай вынужден был отречься, а 6 июня и сам умер.
После этого Поднебесная вступила в длительный период безвластия, распада, мятежей и гражданских войн. Власть осталась у губернаторов провинций, т.н. милитаристов, обладавших собственными вооруженными силами. На это накладывался и раскол между революционным югом, где влияние имели сторонники Сун-Ятсена и реакционным севером.
После восстановления Китайской республики в 1916 году “Чжу-Ю”сменила «Цзянхэн» в роли флагмана китайского флота на реке Янцзы.
Распад страны отразился и на флоте. Это можно наглядно видеть на примере канонерки “Чжу-Ю”. Адмирал Чэн Бигуан, главнокомандующий военно-морским флотом, перешел с частью флота на сторону Сунь Ятсена в Гуанчжоу. Затем в Гуанчжоу перешла и “Чжу-Ю”. В декабре 1923 года, наоборот, из революционного флота началось массовое дезертирство и “Чжу-Ю” перебежала в Северо-Восточную эскадру (NES) Ву Пэйфу в Циндао. При этом большинство вооружения с кораблей Северо-Восточной эскадры сняли и передали на докомплектование кораблей Центрального флота (к 1929 году “Чжу-Ю” была вооружена только двумя 9-фунтовыми орудиями). В марте 1926 года канонерская лодка поддерживала высадку морского десанта сил Чжан Цзолиня вблизи фортов Таку, контролируемых Фэн Юйсяном.
В 1927 году южному правительству Гоминьдана удалось на некоторое время объединить большую часть страны.
Остальные 5 канонерок типа «Чу» к этому времени находились в составе Центрального флота, который в гражданской войне придерживался нейтралитета и отозвал свои канонерские лодки из Янцзы в Шанхай.
В итоге Центральный флот поставил на победителя, присоединившись 14 марта 1927 года к Гоминьдану. «Chu Yu», «Chu Kuan», «Chu Tung» были переброшены в Цзюцзян. В конце марта чанкайшисты захватили Нанкин. Сам Чан Кайши прибыл к городу на борту канонерки «Chu Yu».
В 1933 году после неудачного покушения на адмирала Шен Хунли (командующим Северо-Восточным флотом, в 1929 году командующий Сунгарийской флотилией) «Chu Yu» ненадолго примкнула к мятежникам, требовавшим удаления ненавистного "манчжурца". Шэн Хунли был отозван в Нанкин, где получил незначительную должность.
Во время второй японо-китайской войны «Chu Yu» 28-29 сентября 1937 года близ Цзяньина на Янцзы была атакована самолетами японского авианосца Kaga, тяжело повреждена и 2 октября затонула .
«Chu Tai» 1 июня 1938 года была повреждена японской авиацией в Фучжоу и села на мель; там ее окончательно уничтожили японские самолеты 19 апреля 1941 года.
Канонерская лодка «Chu Yіu» 29 сентября 1937 года была затоплена в Циндао.
«Chu Kuan», «Chu Tung» и «Chu Chien» отошли вверх по Янцзы осенью 1938 года и позже вошли в состав 1-й эскадры ROCN. Они были разоружены, их орудия переданы армии, однако они числились в составе флота. По другим данным «Chu Chien» был затоплен для заграждения фарватера 11 августа 1937 года.
«Chu Kuan» в 1949 году националисты увели с собой на Тайвань, там он использовался до 60-х годов. «Chu Tung» попала в руки коммунистов в 1949 году, потом ее потопил самолет националистов, поднята и восстановлена коммунистами как И Чуань (宜 川), до тех же 60-х несла службу в ВМС НОАК.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам