В середине зимы, да еще и в сильные морозы, всегда хочется чего-то теплого и солнечного. А что в этом плане может быть лучше, чем музыка рэггей?
Согласно энциклопедиям, рэггей (он же регги, он же reggae, он же… словом, вы поняли) является стилем или направлением популярной музыки, сформировавшимся на Ямайке в 60-х годах прошлого века за счет слияния ритм-энд-блюза, духовных песнопений, карибской и африканской народной музыки, раннего рок-н-ролла, курения целебных трав, растафарианства и Джа знает, чего еще. Прямого отношения к року рэггей изначально не имел, и движение в этом направлении традиционно связывают с Бобом Марли, выведшим этот стиль из улочек Кингстона на международную сцену. В 70-х карибские ритмы заняли достойное место в палитре популярной музыки, и многие исполнители «новой волны» и поп-рока взяли рэггей на вооружение, отведя композициям, сделанным в этом стиле, значительное или доминирующее место в своем творчестве. Достаточно вспомнить такие группы как британские UB40, The Specials и The Police, австралийскую Men At Work, датскую Laid Back… У нас в этом направлении удачно работал Карнавал. Но речь сегодня пойдет не о них.
В середине 70-х рэггей заинтересовались и многие «чистые» рокеры, некоторые из которых сделали в этом стиле по одной или несколько своих композиций. Их-то мы сегодня и попробуем вспомнить.
Самым знаменитым и успешным хитом в этом плане, безусловно, является «I Shot The Sheriff» Эрика Клэптона. Великий блюзовый гитарист не стал заморачиваться с сочинением собственной песни, а просто аранжировал и исполнил в своем ключе уже достаточно популярный номер Боба Марли. В 1974 году эта песня была записана для второго студийника Клэптона «461 Ocean Boulevard», а, будучи выпущенной в виде сингла, возглавила уйму хит-парадов, включая американский. Этого, в принципе, достаточно...
Ютуб-канал TheModernDayPirate
Но еще до Эрика свой эксперимент со стилем рэггей поставили «цеппелины». На пятом студийнике Led Zeppelin «Houses Of The Holy», увидевшем свет еще в 1973 году, присутствовала совершенно нетипичная для тогдашнего звучания группы вещь «D'yer Mak'er»:
Ютуб-канал Georgy Porgy's Favorites
Однако, как говорят, сей опыт ни музыкантов, ни поклонников не впечатлил, и больше к рэггей «цеппелины» не обращались.
Немцы Scorpions поставили свой эксперимент несколько позже. Сделанная в стиле рэггей песня «Is There Anybody There» вошла в трек-лист шестого альбома группы «Lovedrive», появившегося в 1979 году. Каких-то высоких мест в хит-парадах этот номер не занимал, но зато прочно вошел в концертный репертуар «скорпионов», в том числе и в unplagged-варианте:
Ютуб-канал TheApacheGR
В 1981 году своим рэггей-номеров отметились и другие «серьезные» рокеры. Шотландцы из группы Nazareth включили в свой альбом «The Fool Circle» песню «Let Me Be Your Leader», написанную гитаристом Мэнни Чарльтоном:
Ютуб-канал Danilo van Erven
(Лично для меня это одна из любимейших песен группы...)
Но это все были номера и исполнители широко известные. «Под занавес» попробуем напомнить что-нибудь менее раскрученное. Например композицию «Get Back To You», записанную культовой немецкой проговой группой Jane в 1982 году для своего десятого студийника «Germania»:
Ютуб-канал lunerticwolfmancycle
А как же в этом плане дело обстояло у нас? Отечественные рокеры не стояли в стороне от «мировой тенденции», и многие из них отдали дань стилю рэггей. Пара таких номеров (от Волжан и Диалога) даже вошла в нашу «сотню лучших хитов нашего рока»
Но наиболее яркими представителями племени «внезапных рэггей-хитов» в нашем роке, конечно же, являются номера «По дороге разочарований» с появившегося в 1981 году второго «номерного» магнитоальбома группы Воскресение:
Ютуб-канал Premadhavani
и «Аргентина-Ямайка 5:0» Чайфа (1999 год, альбом «Шекогали»), не вспомнить которую лишний раз после недавнего чемпионата мира по футболу было бы просто преступлением:
Ютуб-канал Pavel Sergeyev
На сегодня все. Впрочем, если холода затянутся, у нас в заначке есть еще кое-какой материал на эту тему.
Автор заметки - МЮ.