В середине 19-го века российский флот оказался на переломном этапе. Научно-технический прогресс на глазах менял основы судостроения и перекраивал тактику морских сражений. Революционные изменения были вызваны изобретением и внедрением гребного винта, заменявшего громоздкие гребные колеса и окончательно хоронившего военный парусный флот. Быстрее всего винтовые корабли внедрялись в передовых флотах Англии и Франции, остальные менялись гораздо медленнее. Российский флот познакомился с винтом только к концу 40-х годов.
Первый парусно–винтовой фрегат «Архимед» вошел в состав Балтийского флота в 1850 году. Ненадолго. Его катастрофа у датских берегов в том же 1850 годов способствовала охлаждению адмиралов к технической новинке.
Тем не менее, в 1851 году была принята судостроительная программа, по которой для Балтийского и Черноморского флота надлежало построить 14 парусно–винтовых фрегатов, в том числе девять для Балтийского флота. Один нюанс, для выполнения этой программы требовалась глубокая кооперация с заводами Великобритании, ибо в России к переходу на новые технологии ничего не было готово.
Необходимое оборудование можно было приобрести только у англичан. И даже механиков надо было привозить английских, ибо наши не имели никакого опыта работы с этой техникой. Предлагалось даже часть фрегатов строить в Англии, а достраивать уже в России.
Было только одно препятствие, в начале 50-х годов Британия стала ярым геополитическим противником России, отношения испортил обострившийся Восточный вопрос. С вступлением Великобритании в Крымскую войну все заказы русских на британских заводах были аннулированы. Никакой возможности реализовать планы на 14 фрегатов не осталось.
России пришлось осваивать учение чучхе, опору на собственные силы. Достроить удалось только один из фрегатов, парусно–винтовой фрегат «Полкан».
Трудности закаляют. Особенно в России.
8 июня 1851 года вице–адмирал Л.Ф. Богданович получил «высочайшее повеление» рассмотреть все аспекты постройки в Санкт–Петербурге винтового фрегата, который должен быть спущен на воду летом 1853 года. В Кораблестроительном комитете рассматривались три варианта получения проекта нового фрегата: 1. строить по чертежам «Полкана»; 2. самим разработать новый проект; 3. купить чертежи в Англии.
По строительству свои услуги предложил купец 1–й гильдии С.Г. Кудрявцев, он обещал выстроить корпус из дубовых лесов к августу 1853 года и его предложение было благосклонно принято.
Комитеты начали расчеты по заготовке материалов по проекту «Полкана». Однако генерал-адмирал решил приобрести готовый проект в Англии. 12 ноября 1851 года полковник К.И. Швабе из английской командировки сообщил о приобретении теоретического чертежа строящегося в Детфорде 50–пушечного фрегата «Империез». Проект «Империез» был разработан известным английским инженером Балдвином Уокером и был лучшим из английских фрегатов I класса.
Однако при полном соблюдении построенный корпус по размерам не смог бы выйти из Невы в Кронштадт. Швабе предложил немного и пропорционально уменьшить "англичанина". При пересчете пропорций водоизмещение снижалось до 2800 тонн, а количество орудий до 46. В начале 1852 года П.И. Рикорд (председатель Пароходного комитета) утвердил уменьшение масштаба английских чертежей на 1/19.
Одновременно граф Путятин вел переговоры с ведущими производителями паровых машин- Э. Гомфрейсом, Д. Пенном, Т. Модзлем, Р. Непиром. Выбран был Гомфрейс с ценой 49 ½ фунтов стерлингов за 1 нарицательную лошадиную силу.
19 мая того же года К.И. Швабе выслал в Россию 9 комплектов чертежей фрегата «Империез». Кораблестроительный департамент начал пересчитывать чертежи. 13 июня 1852 года был заключён контракт между Кораблестроительным департаментом и С.Г. Кудрявцевым на постройку и спуск на воду фрегата к 1 сентября 1853 года.
18 сентября 1852 года в присутствии великого князя Константина Николаевича на верфи Нового адмиралтейства в Санкт–Петербурге состоялась закладка корпуса фрегата. Строителем назначили корабельного инженера штабс–капитана К.Ф. Шаттена. 6 мая 1853 года строящийся фрегат назвали «Марией».
Возникли сложности с машиной. Швабе получил очень выгодное предложение от английского промышленника Д. Несмита (19 047 фунтов стерлингов). Проблема была только в том, что Несмит сам никогда ранее паровых машин не делал, но ради "экономии государственных средств" договоренность с Гомфрейсом аннулировали, а сроки готовности фрегата сдвинули вправо.
Как и следовало ожидать, у Несмита ничего не получилось. Хотя Швабе деньги на паровую машину отправили в феврале 1853 года, подрядчика не было. Швабе начал новые переговоры с Д. Пенном. Тот запросил 22135 фунтов, но потом поднял цену до 24000, мотивируя ростом цен на медь.
В апреле цена еще выросла, на этот раз в Англии подорожала рабочая сила, заодно сроки выросли до 14 месяцев. 17 июня, наконец, был заключен твердый контракт с «Джон Пенн и сын» на поставку машины к 15 мая 1854 года.
Неплохая получилась экономия).
Сложности возникли и с подбором вооружения. 68 фунтовых пушек ранее не делали, чертежей на них не было, 2-х пудовых бомбических орудий на складе было всего две штуки, а отливка новых 36-фунтовых длинных пушек еще не началась.
Весной 1854 года начались предсказуемые проблемы с британскими заказами. Тучи сгущались. Швабе в начале марта передал российскому консулу в Лондоне Кремеру четыре контракта на постройку паровых механизмов для российских фрегатов. Кремер попытался фиктивно перепродать чертежи и два 20–пушечных корвета, строившихся в Англии для Черноморского флота. Фокус не удался. В итоге с разрешения Николая I корветы реально продали в Америку через гамбургский банк «Генри и К», а механизмы английское правительство подвело под секвестр.
В результате, 19 марта заказ на машину в 360 л.с. получил Гальванопластический литейный и механический завод Санкт–Петербурга. Паровая машина представляла собой копию машины с фрегата «Полкан». Стоимость составила 145 800 рублей серебром. В конце апреля в Артиллерийском департаменте решили вопрос с вооружением- : в закрытой батарее устанавливались 24 68–фунтовые (204 мм) бомбовые пушки и 4 30–фунтовые (164–мм) длинные пушки. На открытой батарее (верхняя палуба) устанавливались четырнадцать 30–фунтовых пушек средней пропорции на шканцах и по две такие же пушки на баке и юте. Всего на борту размещалось 46 орудий с боекомплектом по 100 выстрелов на орудие.
Спуск фрегата на воду состоялся 6 июля 1854 года. 17 июля по приказу генерал–адмирала фрегат перевели в Кронштадт для вооружения. До готовности механизмов предполагалось использовать фрегат в качестве обычного парусного. Фрегат «Мария» был зачислен в 15-й флотский экипаж 2-й флотской дивизии Балтийского флота и на него была сформирована команда из 450 офицеров и нижних чинов.
7 августа фрегат ввели в гавань Кронштадта для установки вооружения, а 30 октября поставлен в док для монтажа механизмов и заборных устройств.
9 июля 1855 года фрегат «Мария» посетил генерал–адмирал Великий князь Константин Николаевич и распорядился, чтобы корабль был готов к весне 1856 года. В ноябре на фрегат установили котлы. Однако паровая машина, изготовлением которой занималось Гальванопластическое заведение, перегруженное заказами, к сроку не успевала. Основные части паровой машины поступили уже после завершения Крымской войны, 17 сентября 1856 года. Да и с качеством были большие проблемы.
Назначенный командиром фрегата капитан 2–го ранга И.С. Унковский докладывал: «Эти механизмы годны только для пробы машины, а для дальнейшего назначения оной, вещи сии едва ли могут отвечать цели. Коленчатый вал имеет трещину глубиной 2 дюйма и длиной 7 дюймов, один из цилиндров имеет весьма сомнительную заплату и много мелочных вещей по неблагонадежности должны быть заменены на новые».
17 октября фрегат вновь посетил генерал–адмирал. Через несколько дней фрегат совершил пробное плавание до острова Сескар и обратно.
В октябре 1856 года корабль переименовали в «Аскольд», в честь князя Аскольда, который вместе с князем Диром возглавил русские дружины в первом походе на Константинополь в 9-м веке..
Комиссия Кораблестроительного технического комитета осмотрела фрегат и приняла решение заменить коленчатый вал. Новый вал изготовили в Англии. 24 июня 1857 года на новых ходовых испытаниях «Аскольд» развил под парами скорость 8,25 узла.
На ходу фрегат погнул одну из лопастей гребного винта, но гребной винт для замены был взят со строящегося фрегата «Громобой» и это особо не задержало процесс.
Приемная комиссия сообщила о серьёзных неполадках в машине и нарушениях в применении материалов при постройке корпуса, но, несмотря на это, 14 сентября корабль был принят в казну и его стали готовить к службе. Стоимость постройки корпуса составила 406 230 рублей, механизмов составила 145 800 рублей, без учёта стоимости механизмов, заказанных в Англии.
«Аскольд» стал одним из первых винтовых фрегатов русского флота и принял на себя все превратности как освоения принципиально новых технологий, так и импортозамещения в самой уродливой форме. Тот вариант когда все хотели как лучше, а получилось как всегда. Приобрели проект лучшего британского корабля этого класса, но намудрили с иностранными подрядчиками, пытаясь сэкономить казенные деньги, подвели казну под растраты. Почти все в итоге делать пришлось самим, ну а с учетом отсутствия промышленной базы и опыта, получилось то, что должно было получиться.
Фрегат прослужил лишь около 4 лет, из них почти половину провел в ремонтах. Корабли были деревянные, а вот люди железные. Поставленные задачи корабль все-таки выполнял. И вернулся из дальнего похода, пройдя шторма и бури трех океанов.
Фрегат «Аскольд» стал одним из первых крупных русских кораблей на Дальнем Востоке. За ним пришли другие, в том числе его гораздо более известный пятитрубный тезка.
«Аскольд» (до октября 1856 года «Мария»). Новое Адмиралтейство, Санкт-Петербург. Строительство начато 18 сентября 1852 года. Спущен на воду 6 июля 1854 года. Введён в эксплуатацию 14 сентября 1857 года. В 1861 году разобран в Кронштадте.
46-пушечный парусно-винтовой трёхмачтовый фрегат
Водоизмещение 2834 тонн. Длина между перпендикулярами 62,6 м. Длина по ватерлинии 61,6 м. Ширина 14,78 м (с обшивкой). Осадка 6,1 м (носом), 6,4 м (кормой)
Двигатели- паровая машина, 360 л. с. Движитель- паруса, один подъёмный винт. Скорость хода 8,25 узла (макс. под парами), до 14 узлов (под парусами). Экипаж 463-480 чел. Вооружение-46 орудий
Корпус фрегата деревянный, из курляндского дуба ( киль, корпусной набор, штевни, привальные брусья, кламсы, ватервейсы, планширь, бархоуты и другие главные части корпуса), лиственницы ( подводная и внутренние обшивки корпуса, бимсы и полубимсы), сосны ( настил палубы). Часть полубимсов и карлингсов были заказаны из железа заводу Ф. К. Берда. . Скрепление корпуса планировалось по системе Саймондса (с железными ридерсами и раскосинами) и боковыми кильсонами по системе Ланга. Металлическое крепление традиционное: подводная часть медь, надводная - железо.
И. С. Унковский отмечал отличную остойчивость фрегата.
Силовая установка состояла из паровой машины низкого давления мощностью 360 л. с. (786 индикаторных л. с.) и четырех коробчатых паровых котлов. Механизмы были изготовлены Гальванопластическим литейным и механическим заведением Санкт-Петербурга по чертежам паровой машины фрегата «Полкан». Стоимость механизмов составила 145 800 рублей серебром. Корабль получил также подъемный гребной винт.
Такелаж и парусное вооружение корабля- по типу «фрегатов большого ранга», только фок-мачта была изготовлена по образцу 84-пушечного линкора. Изготовление-силами Кронштадтского порта.
Фрегат получил шпиль с пароходо-фрегата «Архимед», после крушения корабля его подняли и отремонтировали на Адмиралтейских Ижорских заводах. С «Архимеда» новому фрегату перешли также два 5 см цепных каната по 256 метров каждый.
На испытаниях фрегат показал скорость под парами 8,25 узла.
Для откачки воды из трюма использовались три помпы, для опреснения воды- водоопреснительный камбуз производства Адмиралтейских Ижорских заводов.
Фрегат располагал целым флотом на борту-18-вёсельный баркас, 14-вёсельный капитанский катер, 14-вёсельный рабочий катер, два 10-вёсельных катера легкой постройки, 6-вёсельный ял, 6-вёсельный и 4-весельный гиг.
Команда корабля по штату-463 человека.
Вооружение на 1852 год, в соответствии с проектом: 4 × 68-фунтовые бомбовые пушки английского образца и 22 × 36-фунтовые длинные пушки (на закрытой батарее), 2 × 68-фунтовые бомбовые пушки английского образца и 18 × 36-фунтовые длинные пушки (на открытой батарее)- итого 46 орудий.
В 1856 году на закрытой батарее было 22 × 68-фунтовые бомбовые пушки № 2 и 4 × 36-фунтовые № 1, а на открытой- 4 × 36-фунтовые пушки № 1 и 16 × 36-фунтовые пушки № 3. Те же 46 орудий.
В 1857 году корабль был вновь перевооружен- 10 × 68-фунтовые бомбовые пушки № 2 и 16 × 24-фунтовые длинные пушки закрытой и 4 × 24-фунтовые длинные пушки и 16 × 24-фунтовые пушко-карронады открытой батареи.
26 сентября (8 октября) 1857 года из Кронштадта фрегат «Аскольд» под командованием флигель-адъютанта капитана 1-го ранга И. С. Унковского вышел на Дальний Восток вслед за отправленным с трехдневной форой отрядом капитана 1-го ранга Д. И. Кузнецова (корветы и клипера «Воевода», «Новик», «Боярин», «Пластун», «Джигит» и «Стрелок»). Среди офицеров фрегата было несколько человек, которые уже посещали Японию в 1853 году.
Во время похода фрегату пришлось неоднократно заходить в иностранные порты для устранения неисправностей механизмов и оборудования. Небольшую течь в констапельской каюте у ватерлинии через колодец пришлось конопатить на ходу, ибо погода не позволила зайти в ближайшие порты. Когда перетащили орудия на нос, чтобы дифферент поднял корму с местом течи, оказалось, что использованные при постройке колодца железные гвозди уже проржавели и рассыпались. Шесть плотников 14 часов "на подвешенных лодках, по пояс в воде, исполняли свое дело молодецки", как отметил в отчете Унковский, чтобы исправить косяки судостроителей.
Фрегат в январе прошел под парами 24 дня без перерыва, потом на несколько дней перешел на паруса. 8 февраля корабль зашел в Саймонстаун, где пришлось проконопачивать весь корпус, рассохшийся под тропическим солнцем. Офицеры фрегата даже составили акт об обнаруженных недостатках в построенном корпусе.
15 марта корабль продолжил поход. С 26 по 28 марта «Аскольд» выдержал жесточайший шторм, «да такой, что нечасто встречаются кругосветным мореплавателям». 26 апреля «Аскольд» покинул Зондский пролив. В Тихом океане моряки обнаружили ранее не известное сильное течение в районе экватора.
16 мая «Аскольд» прибыл в Гонконг и поступил в распоряжение чрезвычайного посланника в Китае и Японии вице-адмирала графа Е. В. Путятина. Встреча с посланником была назначена в Тянцзине, Печелийский залив. 19 июня Унковский получил необходимые распоряжения от графа Путятина и 30 июня под его флагом направился в Нагасаки.
К Нагасаки фрегат подошел вечером 6 (18) июля 1858 года, но попытка в темноте и густом тумане войти в бухту оказалась неудачной, корабль едва не сел на мель. Утром, похоронив в море умершего накануне матроса, фрегат вошел на внутренний рейд. На тот момент там находились японские паровой корвет и два тендера, голландская шхуна, и американские пароходы «Миссисипи» и «Поветан». Российского посланника на борту посетили японские чиновники, представители голландцев и американские офицеры с «Поветана».
Японский губернатор предоставил экипажу дом для проживания и помещение под госпиталь при местном храме.
Е. В. Путятин тем временем договорился о встрече с сёгуном, а фрегат вместе с прибывшим клипером «Стрелок» перешёл в Канагаву (Иокогама). В Эдо в это время находилась только русская шхуна «Хеда». После переговоров Путятин вернулся на фрегат в ночь с 8 (20) на 9 (21) августа. Первоначально Путятин отправился в Шанхай на «Стрелке», оставив фрегат в Йокогаме, но у клипера забарахлила машина и, вернувшись, Путятин 13 августа на полном ходу (12,5-14 узлов) ушел в Шанхай на борту «Аскольда».
Спешка не помогла, за 58 миль до Шанхая на фрегат налетел сильный шторм. Лопнул штуртрос, была повреждена корма и рангоут, а главное, подломились две мачты, которые оказались бракованными, с гнильцой. Корабль унесло от Шанхая на сто миль. Только 28 августа фрегат дошел до устья Янцзы. 30 августа по указанию Путятина он зашел в порт Шанхая и приступил к ремонту. На корабль было закуплено снабжение и дерево для фор-стеньги. Сам ремонт планировался в Нагасаки.
Но на фрегате началась холера, а по дороге корабль встретил сильные ветра и волнение. Решено было ремонтироваться самостоятельно у необитаемого островка Рафль. С 11 сентября команда занялась починкой рангоута. Оказалось, что фока-рей настолько гнилой, что труху из него собирали голыми руками.
Путятин попытался доставить на «Аскольд» продовольствие и материалы с военного поста в заливе Владимира на клипере «Пластун», но на посту ничего не оказалось. 28 сентября «Аскольд» сам вышел в море. За время ремонта были похоронены семь человек из команды.
4 октября «Аскольд» пришёл в Нагасаки. 26 тяжело больных моряков перевезли в устроенный на берегу лазарет, им занимался врач с фрегата, со снабжением помог японский губернатор. Умерли и похоронены на берегу четверо. По другим сведениями, умерли 13 человек.
Для завершения ремонта с японцами 13 октября был заключен контракт на поставку леса и железа на 3240 мексиканских долларов. Корабль перегнали к деревне Инаса возле Нагасаки.
Из полученного леса на берегу были построены шлюпочно-такелажный склад, кухня и казарма для проживания команды фрегата, а так же баня. Командир с офицерами поселились в храме с большим двором. На постройки потратили 3690 мексиканских долларов (4507 рублей 70 копеек серебром). Строили силами моряков и плотников из Нагасаки. Фрегат разоружили, разгрузили, сняли оборудование.
Потом началась частичная тимберовка и переборка корпуса и палубного настила, замена фок-реи. Работы были закончены 24 июня 1859 года. «Аскольд» получил распоряжение вернуться на Балтику, но был задержан срочной депешей генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н. Н. Муравьева-Амурского. Фрегат должен был в Хакодате дождаться графа, а затем с ним следовать в Йокогаму для решения срочных проблем.
В Йокогаме японцами был убит мичман Р. С. Мофет и матрос из команды корвета «Гридень», что требовало серьезного разбирательства.
13 августа 1859 года мичман Роман Самуилович Мафет с двумя сопровождающими, Соколовым и Корольковым, был отправлен на берег за покупками для кают-компании. На обратном пути на них внезапно из-за угла напали японцы. Матрос Соколов был убит на месте, Мафет тяжело ранен саблей в голову, раненому вольнонаемному Королькову удалось укрыться в ближайшем японском магазинчике. Владелец магазина помог тем, что закрыл двери магазина, воспрепятствовав проникновению туда бандитов. Сбежался народ, но бандиты уже успели скрыться. Мичман Авинов, ожидавший их на боте, прибежав на шум, обнаружил, что Соколов и Мафет изрублены до неузнаваемости. Мичмана доставили на территорию американского района и ему была оказана медицинская помощь, однако после четырехчасовых мучений он все же скончался
После известия о нападении пушки двух стоявших на рейде эскадр, английской и русской, были направлены на город, а властям предъявлен ультиматум.
Муравьев, узнав о преступлении, потребовал, чтобы японское правительство принесло извинения, сняло с должности губернатора префектуры Канагава Мидзуно Тикуго-но-ками, разыскало преступников и строго их наказало
Кроме того интересы империй пересеклись на Сахалине и губернатор планировал провести по этому поводу переговоры с японцами.
Муравьев-Амурский прибыл в Хакодате только 22 июля. 4 августа он встал на якорь в Йокогаме. Там уже находились «Гридень», «Воевода», «Рында», «Новик», «Пластун» и «Америка».
Японцы постарались урегулировать инцидент, моряки были торжественно похоронены на специально выкупленном властями месте, потом рядом был сооружен храм. Мидзуно Тикуго-но-ками был уволен с должности губернатора префектуры Канагава и переведен на другую должность. Через шесть лет, в 1865 году, задержали и самого убийцу, суд в Иокогаме приговорил его к смертной казни. Это был ронин из Мито Кобаяси Кохати.
19 августа 1859 года все корабли русской эскадры отправились в Хакадате и далее в Николаевск, кроме «Аскольда», который оставался до 15 сентября пока шли переговоры.
Затем фрегат отправился на Балтику по маршруту Нагасаки - Манила - мыс Доброй Надежды - Плимут- Кронштадт. 10 мая 1860 года «Аскольд» зашёл на Кронштадтский рейд. Весь экипаж получил вознаграждение, а командир был произведен в контр-адмиралы.
После возвращения фрегат завели в док и провели ревизию. По результатам осмотра корабля решено было тимберовку не проводить. Фрегат был отчислен к Кронштадтскому порту. 15 июля 1861 года «Аскольд» был исключён из списков Балтийского флота «по неблагонадежности к плаванию». В этом же году разобран на дрова в Кронштадте. После разбора его годные части были использованы на портовые надобности и для ремонта других судов, а медные детали отправлены на Ижорские заводы в переплавку. Паровая машина, после переборки на Кронштадтском пароходном заводе, передана на строящийся корвет «Аскольд».
Чудовищно низкое качество постройки корабля удостоилось специального приказа управляющего Морским министерством:
«принять строжайшие меры к тому, чтобы за кораблестроительными работами велось неотлучное наблюдение, дабы не повторились непростительные упущения, оказавшиеся на фрегате „Аскольд“… При первом повторении подобного преступления — ибо нельзя назвать иначе столь небрежную постройку судна, которому вверяется жизнь нескольких сотен человек — будет взыскано по всей строгости законов».
Имя «Аскольд» оказалось востребованным в российском флоте. Списанный фрегат сменил одноименный корвет, а после него российский флот пополнил красавец крейсер, пятитрубный бронепалубный «Аскольд», герой русско-японской войны. Недавно в российском флоте это имя получил малый ракетный корабль.
Кроме того на карте, в заливе Петра Великого, находится остров Аскольд. Перед русско-японской войной здесь был размещен пост наблюдения, заблаговременно оповещавший Владивосток о визитах отряда Камимуры. В 1939 году здесь была сооружена береговая батарея № 26, прикрывавшая подступы к Владивостоку, забросили ее уже в 90-х.
Имя фрегата носит также пролив между берегом материка и юго-западным берегом острова Путятина с одной стороны и островом Аскольд с другой.
В Центральном Военно-морском музее (ЦВММ) за № 10378/19 хранится закладная доска фрегата «Аскольд». На лицевой стороне овальной латунной таблички нанесена гравированная надпись: «46 пуш. винтовой фрегат Мария заложен в присутствии Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Николаевича 18-го сентября 1852 г». На оборотной стороне: «Флота Генерал Интендант Вице Адмирал Богданович. Строитель Корабельный Инженер штабс-капитан Шаттен».
В Военно-морском музее в Санкт-Петербурге находится модель 46-пушечного винтового фрегата «Аскольд» из грушевого, кленового и берёзового дерева в масштабе 1:12.
Несмотря на короткий срок службы, на борту фрегата успело послужить множество достойных морских офицеров. В первую очередь это, конечно, его командир в период похода будущий адмирал Ива́н Семёнович У́нковский, будущие полный генерал по Адмиралтейству Павел Алексеевич Зеленой, контр-адмиралы граф Константин Фёдорович Ли́тке и Михаил Яковлевич Федоровский.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам