Плохие вести имеют привычку настигать тебя в самый неподходящий момент жизни, когда чемоданы уже упакованы, билеты куплены, при чём заранее! И рука легла на ручку двери. И ты уже мысленно «не здесь». Тут –то и раздаётся звонок.
- Евгений Викторович?
- Да, это я, - он нетерпеливо шевельнул пальцами ног в новых ботинках.
Какое-то шуршанье, кряхтенье, вздохи.
- Видите ли, - пауза, - Ваш отец…
- Что?
- Он погиб.
Рука крепче сжала ручку чемодана. Чемодан был совсем новый, удобный, в серо-коричневую клетку. На колёсиках. Он долго выбирал подходящую модель.
- Похороны завтра. Вы приедете? – поинтересовался вежливый голос.
Следовало ответить: «Нет» и добавить несколько подобающих случаю фраз. Извиниться. Международная научная конференция – достаточно уважительный повод. Он готовился два года.
Ах да, ещё перевести деньги. Да-да, деньги! Похороны нынче дороги…
- Сегодня же к вечеру буду!
- Спасибо, - поблагодарил незнакомый голос, - я из администрации. Моя фамилия Репешев. Когда приедете – обратитесь в администрацию. 18 кабинет. До свидания.
Некоторое время он продолжал стоять, ухватившись за ручку чемодана. Внутри было подозрительно пусто и глухо. Но он был из тех людей, кто привык делать то, что следует, а уж потом рассуждать. Поэтому он принудил собственную руку разжать пальцы и прошёл в комнату, не снимая обувь. Ведь чистая – в первый раз одел.
Он сделал пару важных звонков. В аэропорт, чтобы аннулировать билет. И научному руководителю. Тот, интеллигент в четвёртом поколении всё понял правильно. Не намекнул даже, что отказ от участия в конференции, как минимум, два шага назад в его карьере. Вежливо поинтересовался:
- Женечка, не надо ли чего?
- Нет-нет, спасибо, Герман Артурович, я справлюсь.
- Ну что ж… С материалами ознакомитесь заочно…
«Ну вот и всё» - мысленно подвёл он черту. Конференция благополучно состоится без него. Герман Артурович непременно познакомит коллег- апикологов с результатами его исследований. Всё-таки четыре года корпел.
Энтамологией он заболел давно – ещё в школе. А может и раньше? Да точно – раньше! В детском саду ещё. Мама всё жаловалась, что он «над каждым муравьём сидит по два часа», а ей ведь в магазин надо и ужин ещё готовить. Но мальчик буквально прилипал ко всякому встречному жуку ли, гусенице или, прости господи, пауку. Другие бояться, а он глаз не отрывает от этой гадости.
Микромир таил в себе сотни и даже тысячи тайн. А мама тревожилась. «Не мужское это занятие – бабочек ловить!» Отец, он тогда ещё жил с ними, наоборот - поддерживал. Энциклопедии всякие покупал. Порой и на последние деньги. Мама бунтовала:
- Книжку он купил! У ребёнка зимней куртки нет, а он - книжку!
- Купим и куртку, - бурчал отец, но как-то неуверенно. И мама заводилась.
- Много ты купил! – кричала она, - тебе зарплату первый раз за восемь месяцев отдали, а он – купит! У меня уж пальто всё расползается. Стыдно на люди выйти. Тоже купим? Да мы скоро в лаптях ходить будем, зато с книжками!
Всё это было так давно… Кажется, в прошлой жизни.
Отец. Сколько же они не виделись? Десять лет? Или больше?
После развода он жил с мамой и её новым мужем. Они переехали в другой город, где отчиму дали квартиру. Мама считала, что он должен отчима – дядю Игоря называть папой. И он называл его папой, чтобы не расстраивать маму. Отец добросовестно платил алименты. Копейки - как утверждала мама. И даже пытался звонить вроде бы… Но отношения так и не выстроились, пока он не поступил в универ.
Тогда, кажется это было на втором курсе. Или на третьем? Впрочем, не важно. А важно то, что он решил разыскать отца. Решил сам. И действовал втайне от матери. Осуществить задуманное оказалось не так-то просто, ведь контактов-то у него не было. Всё у матери. Как тут быть?
В сети отцовских следов не обнаружилось. И тогда он решил съездить в тот самый городок, где они жили когда-то семьёй. Что называется – «на удачу» Всё-таки там оставалась воинская часть, может кто-то что-то и знает про отца. Поехал. И не напрасно! В воинской части нашлось не мало сослуживцев отца. А у одного из них сохранился и номер.
Живо вспомнился тот самый момент, когда он с юношеским нетерпением в первый раз после долгих лет разлуки набрал одиннадцать цифр.
- Да, - ответил гаджет хрипловатым мужским голосом.
- Пап, это я! – три коротких слова вырвались сами собой, отодвинув в сторону заранее заготовленное длинное приветствие.
- Женька! Сын! – сразу узнал отец и по дрогнувшему голосу стало ясно, что все эти годы он помнил и ждал его! И от этого сделалось так весело и больно, что в носу защипало и он чуть было не расплакался, как маленький.
В первый раз они говорили скупо и вяло. Какие-то общие, ничего не значащие фразы. Но через пару дней, когда отец приехал к нему – наговориться не могли. Отец рассказал, что вышел в отставку, пенсия нормальная, даже субсидию выделило родное государство на покупку жилья. И он купил небольшой домик. Развёл пчёл.
- Ух ты! – обрадовался Евгений, - а я, бать, знаешь на кого учусь?
- Не поверишь!
- Как не знать? На биофаке же, говорил сам.
- На апиколога.
- Это что ж за чудо-профессия?
- Специалист по экологии медоносных пчёл.
Отец присвистнул.
- Да-а, гены. Прадеды твои пчёлками занимались. Бортничали. А ты у нас апиколог!
Оба рассмеялись.
Отец приглашал к себе.
- Приезжай, сынок. На пчёл взглянуть и на дом. Как помру – тебе всё хозяйство достанется.
- Приеду, бать. После сессии, - обещал Евгений.
Но после сессии, уехал на юг – подвернулся грант на исследование окаменелостей первых пчёл. Не отказываться же! Два месяца жил в палатке вместе с палеонтологами, описал несколько совершенно чудесных экземпляров, которые потом стали основой диплома и даже частично вошли в диссертацию.
Влюбился там же - на юге, и батя как-то незаметно отошёл на второй, а потом и на третий план.
Перезванивались иногда. И то ладно. Отец вроде не обижался. Чего обижаться-то – не его вина, что они с матерью разошлись.В конце концов у каждого своя жизнь.
Стоп. А когда же они в последний раз-то говорили? Евгений старался вспомнить и не смог. На Новый год? Или на 23 февраля?
Но и это теперь казалось не важным, а важно то, что отец ушёл из его жизни. Ушёл теперь уже по-настоящему. На совсем.
(Продолжение следует) - здесь!
Иллюстрация - репродукция картины "Пасека" 1880 год. Художник Исаак Левитан
Начало истории - тут! и Глава 2, Глава 3, Глава 4,
Глава 5, Глава 6, Глава7 Глава 8, Глава 9, Глава 10,
Глава 11, Глава 12 Глава13, Глава 14, Глава 15
Спасибо за внимание, уважаемый читатель!