Найти тему
ОколоТехники

Pontiac GTO — мечта каждого американского подростка 1960-х годов

1964 год был хорошим годом для любителей автомобилей в Америке. Ford Motor Company выпустила Ford Mustang , который в конечном итоге стал символом Соединенных Штатов и, таким образом, установил стандарт для будущего класса пони-каров. И General Motors сделала еще один шаг вперед. Вживив в Pontiac Tempest в 1964 году "большой блок" V8, они создали новый класс автомобилей, который можно описать словом маслкар.

Если бы не один упрямец по имени Джон Закари Делориан (про него имеется статья на канале), мы бы знали GTO только как модель Ferrari, а не как Pontiac.

ДеЛориан уже был главным инженером Pontiac ,когда в 1961 году запустили семейство автомобилей под названием Tempest. Проект не имел большого успеха, хотя автомобиль был не маленьким — при длине чуть более 4,8 метров он давал людям в салоне достаточно места, но это американцам было мало. Таким образом, роль Tempest свелась к тому, чтобы просто заполнить модельный ряд Pontiac, где все было построено на ширококолейных, полноразмерных «лайнерах» Catalina и Bonneville, которые были их бестселлерами в то время.

Pontiac Tempest
Pontiac Tempest

Однако Pontiac Catalina и Pontiac Bonneville не представляли интереса для молодых людей с деньгами, а Делориан не хотел, чтобы Pontiac был просто брендом для пожилых людей. Долго раздумывать не пришлось, так как молодых людей всегда привлекали автомобили, которые сжигают больше всего резины, так что решение пришло само собой. Однажды весной 1963 года во время мозгового штурма, посвященного обсуждению нового прототипа купе Tempest 1964 года, один из инженеров (Билл Коллинз) сказал: «Вы знаете, Джон, с такими же креплениями двигателя (у Pontiac было одно семейство двигателей) , нам потребуется около 20 минут, чтобы вставить в эту штуку 389». А всего через неделю в гараже ДеЛореана стоял автомобиль с двигателем объемом 6,4 литра и мощностью 325 л.с.

Понтиак ГТО
Понтиак ГТО

Джон быстро придумал и претенциозное название — GTO . Ferrari уже использовала эти три буквы, но ДеЛориан узнал, что название GTO не принадлежало итальянцам в США, поэтому ни у кого не было законного права предъявлять претензии. До сих пор не совсем понятно, что означают эти буквы: в Ferrari они означали «Gran Turismo Omologato» («Омологированный Grand Touring»), в то время как энтузиасты Pontiac утверждают, что DeLorean имел в виду «Pontiac Grand Tempest Option».

Ferrari GTO
Ferrari GTO

Поставить двигатель и придумать название было несложно, а вот что все осложнило, так это то что в 1960-х годах General Motors ввела нелепую политику, ограничивающую вес всех автомобилей. Согласно этой логике, DeLorean мог бы оснастить GTO мотором объемом не более 5,7 литра. Однако нашлась лазейка, так как это требование было применимо только к серийным автомобилям, но не распространялось на пакеты опций. Итак, ребята из Pontiac придумали продавать GTO в качестве дополнительного пакета "мощности и дизайна" (который также включал 389 V8) для Pontiac Tempest Le Mans.

Перед тем, как передать проект руководству GM, ДеЛориан заранее договорился с дилерской сетью о предзаказе на 5000 автомобилей, поскольку сомневался, что получит добро на такую ​​авантюру в противном случае. Ведь даже самые большие бюрократы не стали бы останавливать производство уже проданных автомобилей.

1969 GTO
1969 GTO

Однако они все еще были убеждены, что история GTO закончится на этих 5000 автомобилей, потому что считали, что дилерам никогда не удастся продать такое количество за год. Но они ошибались. Только в 1964 году они продали 32 450 автомобилей, и это было практично без какой-либо официальной рекламы, поскольку она была посвящена другим моделям Pontiac.

Эта модель все же получила получила довольно неожиданную и не совсем честную рекламу в будущем, которая оказалась очень удачной. Журналисты провели гипотетический дорожный тест «а что если встретятся два GTO», и американец вышел на первое место над пятикратно более дорогим итальянцем, так как по выводам журнала Pontiac быстрее разгонялся с места до 100. Справедливости ради надо сказать, что машина, которую тестировали журналисты, была доработана, и непонятно, как они измеряли скорость. Однако подробности никого не интересовали, а миф о том, что Pontiac быстрее Ferrari, распространялся как вирус, и в результате бэби-бумеры штурмовали салоны дилеров.

В 1965 году GTO, как и обновленный Tempest, получил вертикально расположенные фары, а в 1966 году GTO стал полноценной отдельной моделью Pontiac и побил рекорды, продав в том году почти 100 000 автомобилей.

GTO со скрытыми фарами.
GTO со скрытыми фарами.

Дизайн менялся каждый год — в какой-то момент даже появились скрытые фары — но с наступлением 1970-х феномен маслкаров начал угасать. Нефтяное эмбарго и рост цен на страховку для молодых водителей значительно сократили количество покупателей, поэтому в 1972 году GTO снова стал просто опциональным пакетом для Le Mans, и после выпуска последних 7058 автомобилей в 1974 году история закончилась. Тем не менее, наследие GTO является значительным. За эти славные 10 лет на улицы вышло более полумиллиона GTO.