История гибели британского крейсера «Кюрасао» является интересным моментом Битвы за Атлантику. Как известно, 2 октября 1942-го этот корабль был протаранен лайнером «Куин Мэри», когда сопровождал его на завершающем этапе рейса из США в Великобританию. Лайнер перебрасывал через Атлантику американские войска, в частности, тогда на его борту находились военнослужащие 29-й пехотной дивизии армии США.
Утро 2 октября ознаменовалось ужасной морской катастрофой. Во время неудачного маневрирования, крейсер пересек курс лайнера, попал под его форштевень и быстро затонул, будучи разрубленный пополам. Но «Куин Мэри» не остановился для подбора тонущих моряков из-за угрозы атаки подводных лодок. В результате 338 человек погибли.
Бытует версия, что косвенной причиной гибели крейсера стала атака немецкой подлодки. Якобы заметив выпущенные торпеды, крейсер и лайнер начали маневрировать, чтобы избежать торпедирования и в итоге столкнулись. Ее автором является известный исследователь Битвы за Атлантику Клэй Блэйр, написавшей о ней во втором томе своего капитального труда о подводной войне .
Так как изданный в России перевод книги Блэйра не отличается качеством, дам свой перевод ее отрывка из оригинала:
"К октябрю 1942 года «Куин Мэри», «Куин Элизабет» и «Аквитания» уже вовсю работали в Северной Атлантике, перевозя американские войска на Британские острова. Эти быстроходные лайнеры, имея на борту по пятнадцать тысяч человек, сначала сопровождались американскими эсминцами , а затем, двигаясь зигзагами на высокой скорости, пересекали Атлантику без сопровождения. Британские военные корабли встретили лайнеры на подходе к Британским островам и провели их через Северный пролив к заливу Ферт-оф-Клайд. Ночью 1 октября «Куин Мэри» под командованием К. Г. Иллингворта с примерно пятнадцатью тысячами американских солдат встретил свой британский эскорт примерно в шестидесяти милях к северо-западу от Блади Форленда. В состав эскорта входил крейсер ПВО «Кюрасао» под командованием Джона Бутвуда. Случилось так, что в ту ночь U-407 - новая лодка типа VII под командованием 25-летнего Эрнста-Ульриха Брюллера, которая 15 августа вышла в Северную Атлантику из Киля и направлялась в Брест, наткнулась на 81 235 -тонную «Куин Мэри», имея хорошие шансы для атаки. Судя по всему, дозорные или радарные вахты на «Кюрасао» или «Куин Мэри» обнаружили U-407 и подняли тревогу. Повернувшись, чтобы уйти с линии атаки U-407, «Кюрасао» пересек зигзагообразный курс «Куин Мэри». Острый нос большого лайнера ударил «Кюрасао» прямо в середину на скорости около двадцати шести узлов и разрубил его пополам. Две части «Кюрасао» разошлись и затонули в течение пяти минут. Капитан Иллингворт не мог рисковать «Куин Мэри», чтобы спасти выживших с «Кюрасао», и 338 человек погибли. Брюллер заслужил похвалу за то, что косвенно стал причиной потери «Кюрасао», но британцы держали это происшествие в секрете до окончания войны".
Цитата по Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunted, 1942-1945 - Random House. 1998, p. 36-37 (перевод отрывка - В. Нагирняк)
Казалось бы, все понятно. Блэйр все описал исчерпывающе. Но это не так. Такой трактовкой гибели крейсера американский историк создал трагичную и красивую легенду, приписав причину катастрофы немецким подводникам. В чем же он ошибся? Попробуем разобраться.
1. Атака подлодки.
В том, что U 407 действительно атаковала лайнер, сомнений нет. Согласно, ее Журналу Боевых Действий (ЖБД), она обнаружила его в 07:58 (берлинское время здесь и далее) 1 октября 1942-го.
Изначально Брюллер заметил огромную тень, гадая кто же перед ним. Спустя десять минут он все же идентифицировал цель, опознав ее, как большой пассажирский лайнер, находившийся справа по борту от лодки. Времени для уточнения элементов движения цели было немного, так как она двигалась быстро. Брюллер приказал изготовить к стрельбе носовые торпедные аппараты и в 08:13 дал по лайнеру четырехторпедный залп с дистанции 2500 метров, оценив его скорость в 16 узлов.
Пока торпеды шли к цели, на лодке листали справочник Гренера, чтобы опознать цель. Немцам это удалось, так как Брюллер решил, что атакует или «Монарх оф Бермуда» или «Куин Мэри». Но точная идентификация цели не означала точный выстрел. Идя зигзагом, лайнер изменил курс и торпеды прошли мимо.
Разбирая причину неудачной стрельбы, командир лодки отметил, что он ошибся в скорости цели, существенно ее занизив (16 вместо 23-25 узлов) и в расстоянии до него (лайнер был ближе к лодке, чем изначально решил Брюллер). Свой промах он списал на неверную скорость цели и ее зигзагообразный курс.
Насколько близко к сердцу Брюллер принял свою неудачу, свидетельствуют его же слова:
"Вся ситуация развивалась так быстро, что только после осознания того, что мы не попали в этот жирный кусок, мне стала ясна невозможность хода противника на 16 узлах. Хоть плачь !"
Рыдая над своей неудачей, Брюллер доложил о ней в штаб, Деницу. Понять страдания командира лодки можно, так как такой шанс выпадает раз в жизни и командир "семерки" его прохлопал.
Но оставим рыдающих подводников и вернемся к Блэйру. Расхождение в описании атаки очевидное. Брюллер не зафиксировал никакого крейсера, не описал никакой аварии. Да и в его радиограмме Деницу ничего такого нет. Лишь то, что обнаружил, атаковал и промахнулся. Соответственно и Дениц никаких похвал не прислал, в резюме похода ничего подобного не написал и в своем ЖБД 1 октября никаких хвалебных отзывов U 407 не оставил.
2. Дата катастрофы
Все это кажется странным. Ведь по Блэйру все изложено иначе. Однако, 1 октября 1942-го иного и быть не могло, так как "Кюрасао" рядом с лайнером еще не было. Он встретился с ним лишь утром 2 октября 1942-го. Поэтому его гибель не могла быть результатом атаки U 407.
О том, что произошло утром 2 октября есть разные суждения. Но ясно одно, причиной катастрофы стала несогласованность действий командира крейсера и капитана лайнера. Каждый из них считал свое движение приоритетом и не руководствовался правилом "уступи дорогу другому". На крейсере считали себя главными, так как должны были обеспечивать ПВО лайнеру, а на лайнере считали иначе, полагая, что их маневренность есть главная защита от атак ПЛ. В результате, их столкновение было вызвано в основном отсутствием здравого смысла у участников этого маленького конвоя.
3. Выводы
Блэйр описал историю катастрофы красиво, но неправдиво. U 407 не имела никакого отношения к столкновению крейсера и лайнера, так как атаковала "Куин Мэри" сутками ранее. Собственно, Блэйр подтвердил свою характеристику других исследователей, писавших, что его труд не всегда объективен, но чертовски информативен. И случай с "Кюрасао" это подтверждает.
Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк.
Копирование, цитирование или устное воспроизведения (в различных видеороликах) этого текста возможно лишь с разрешения автора.
© Владимир Нагирняк
О гибели лайнера "Атения" можно прочитать здесь: