История гибели лайнера "Атения" - весьма знаменита. Это судно стало первой потерей Великобритании в подводной войне, которая вновь началась 3 сентября 1939 года. Как известно, Германия вывела свои подводные лодки в Атлантику еще в конце августа 1939-го, то есть до нападения на Польшу. Это было сделано на случай, если Франция и Великобритания, связанные договором с Польшей, объявят Германии войну.
Все командиры подлодок получили приказ - действовать против торговых судов строго в рамках Призового права, то есть атаки невооруженных, одиночных судов без предупреждения и досмотра были запрещены.
Война с Великобританией началась после полудня 3 сентября. Но уже на следующий день Берлин был ошарашен заявлением Лондона о беспределе немецких подводников без предупреждения атаковавших и потопивших пассажирское судно - британский лайнер "Атения". Британские газеты запестрели заголовками о "новой "Лузитании", британское радио обвиняло немцев в пиратстве и нарушении международного права.
Но хуже было другое. Из сообщений британского радио выяснилось, что на борту лайнера было больше сотни граждан США, что пахло огромным внешнеполитическим скандалом и неприятными объяснениями с Вашингтоном. В результате, 4 сентября 1939-го стал горячим днем для Берлина, где телефонные провода раскалились от переговоров.
Но надо было что-то заявлять в ответ на шум, поднятой Великобританией. А в Германии на тот момент знали об инциденте лишь из заявлений британцев, так как ее подводные лодки еще и получили приказ хранить радиомолчание, которое они хранили . И здесь очень любопытным представляется точка зрения немцев в такой ситуации. А узнать о ней можно из интересного документа, который я обнаружил среди документации командования ВМС Германии - "Размышления штаба ВМС над сообщением британского Адмиралтейства о потоплении британского лайнера "Атения" торпедами", датируемого 4- сентября 1939 года. Вот о чем в ней говорилось:
"Британское Адмиралтейство рано утром 4 сентября объявило, что британский пароход "Атения", следовавший в Монреаль, был потоплен торпедой. Из дальнейших перехваченных радиосообщений и документов, имеющихся здесь, было установлено, что данный пароход (около 13 000 т.) с 1400 пассажирами, включая американцев, возможно, вышел из Ливерпуля 2.9. Это указывает на то, что его гибель могла произойти у северного выхода из Ирландского моря.
Получив сообщение от корветтенкапитана фон Путткамера, фюрер приказал министерству иностранных дел самым решительным образом опровергнуть это сообщение и раскритиковать его как "пропаганду зверств", известную еще по войне 1914/18 гг.*
* В оригинале Greuelpropaganda, что в переводе означает дословно - распространение измышлений о якобы совершаемых зверствах. Надо отдать должное немцам за умением умещать в короткие термины многозначные выражения
Поскольку район северного выхода из Ирландского моря занят нашими подводными лодками, существует вероятность потопления его (лайнера - В.Н.) немецкой подводной лодкой; согласно оперативному приказу, война против торгового судоходства ведется в соответствии с Призовым правом, за исключением конвоев, войсковых транспортов и пароходов, которые имеют военное охранение. С одной стороны, нельзя считать, что подводная лодка потопила одинокий пароход без предупреждения, но, с другой стороны, возможно, что у северного выхода из Ирландского моря находились сторожевые корабли, которые создавали впечатление наличия эскорта из военных кораблей.
Согласно оперативным приказам, подводные лодки не дают никаких сообщений о потоплениях судов. По мнению штаба ВМС, британские сообщения в прессе и по радио следует критиковать как зарождающуюся "пропаганду зверств", подобную той, что велась в войне 1914/18 года, и самым решительным образом отвергать. Ссылка на случай с "Лузитанией" в войне 1914/18 гг. (немецкие подводные лодки ведут войну против торгового судоходства в соответствии с Призовым правом - только торговые суда, охраняемые военно-морскими силами, рассматриваются как конвои). Учитывая ожидаемое беспощадное ведение войны Великобританией с использованием всех возможных средств, можно было бы утверждать, что Великобритания организовала потопление (лайнера - В.Н.) своими минами или своими подводными лодками.
На совещании у командующего ВМС было принято решение (4.9. в полдень), что заявление МИДа американскому послу об отсутствии немецких кораблей в указанном районе (основанное на информации о широте, полученной по английскому радио) остается в силе".
Вот так. Согласно этому документу, в Берлине 4 сентября ничего не знали о том, что "Атения" была потоплена подлодкой U 30. Поэтому до 30 сентября, пока лодка не вернулась на базу, немецкий МИД и министерство пропаганды яростно обвиняли Великобританию в диверсии против своего же судна и убеждали США в своей непричастности к инциденту. То есть, до этой даты, в Берлине действительно верили, что случай с "Атенией" - это британская провокация. Но, когда вернулась U 30, руководство Германии узнало правду.
Командир U 30 Фриц-Юлиус Лемп доложил Карлу Деницу о том, что он атаковал "Атению" по ошибке, приняв ее за вспомогательный крейсер. Ошарашенный Дениц доложил об этом "наверх", информация дошла до фюрера и с "Олимпа" Третьего рейха поступило указание - сохранять эту информацию в тайне. Лемп получил приказ молчать. К нему не применили дисциплинарных мер, чтобы не вызывать подозрений о его причастности к случившемуся.
По заведенным правилам. журнал боевых действий (ЖБД) подлодки велся в море от руки, а по приходу на базу перепечатывался на машинке. Если я правильно понимаю, когда гросс-адмирал Редер приказал изменить в нем все записи от 3 сентября 1939-го, то страницы, описывавшие события того дня, были изменены так, чтобы не навлечь подозрения на Лемпа, а именно, при перепечатывании, записи за тот день были изменены, включая и данные о местоположении лодки на момент гибели "Атении". После этого, вероятнее всего, рукописный вариант ЖБД был уничтожен, а печатный вариант с изменениями остался. Но точно, как именно происходили изменения , неизвестно, так как все материалы Деница по секретному расследованию случая с "Атенией" были уничтожены в феврале 1940 года. Британцы узнали о существовании уничтоженного документа лишь после 1947 года от зятя Деница Гюнтера Хесслера.
Пропагандистская дуэль за "Атению" велась между Берлином и Лондоном до 14 октября 1939-го. А после всем стало не до лайнера, так как подлодка U 47 Гюнтера Прина совершила невозможное, проникнув в главную базу ВМС Великобритании и уничтожив на ее рейде линкор "Ройал Оук", после чего смогла выйти обратно в море целая и невредимая. Теперь мировая пресса писала только об этом.
Любопытно, что Геббельс ловко использовал случай с Прином в свою пользу. После гибели линкора, он сделал заявление о том, что потопление "Ройал Оука" является опровержением всех обвинений немецких подводников в атаке "Атении". Министр пропаганды Рейха публично вопрошал о том, что если самый мощный в мире тип корабля затонул сразу же после торпедирования, то, как тогда гражданский лайнер мог продержаться на плаву длительное время после попадания торпед? А значит, если он держался, то это означало ничто иное, как британскую диверсию против своего же судна, а не атаку подлодки. Хитрый Геббельс давил на логику обывателей, особенно американских, и, как показали опросы общественного мнения, многие из них поверили этой искусной лжи.
Правда же вскрылась лишь после войны, на Нюрнбергском процессе.
Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк. С уважением к своим читателям.
© Владимир Нагирняк
Смотрите также:
За что отдавали под трибунал командиров немецких подлодок:
Как погиб британский крейсер "Кюрасао":