Ни в коем разе не из любви к язычеству, а, скорее, лютой нелюбви к неоязычеству и из уважения к нашей истории и культуре мы продолжаем разглядывать взгляды на отечественную теогонию, существовавшие до 20 и 21 века, породившие множество сказок. Сегодня мы читаем работу Ивана Яковлевича Сырцова (1837-1919), протоиерея, магистра богословия, церковного историка и статского советника. В 1897 году он издал труд о Мировоззрении наших предков русских славян-язычников до Крещения Руси.
За основу своих трудов Сырцов принял не только летописи, но и итоги публикуемых в те годы научных работ, археологические свидетельства, народные легенды, песни и обряды.
Историк считает, что славяне развивались в характерном и для других народов направлении: на первых порах принимали за божества явления природы, затем видели в ней некую движущую силу, формируя богов-духов. Затем эти духи отделяются от природы и наделяются личными качествами. Но в отличии от египтян, греков, римлян, наши предки не успели довести своей религии до полного развития и упорядочения к тому моменту, когда на Руси распространилось христианство. Во времена Владимира у русских славян не было ни строго дуализма между богами, ни четкой иерархии.
Сырцов предполагает, что самым древним и на первых порах единственным богом славян был Сварог. При этом, он возводит имя этого божества к санскритскому слову "svar" - небо. Интересно, что Шафарик возводил это имя к другому, тоже санскритскому слову, "var" - обнимать. А вот у Шеппинга приведены свидетельства того, что имя Сварог вполне отечественное. Корень "свар", как утверждается, характерен для русского языка, например, новгородского. Слово "свар" употреблялось в смысле "ковать". Отсюда и именование кузнеца сварщиком, а также (!) происхождение слова "СВАДьба", то есть супруги сковываются друг с другом. Приводится даже новгородские фразы "сварьба", "сваребный". Тут, конечно, образованных ученых 19 века уносит к греческому богу кузнечного дела Вулкану. Но мы туда не пойдем. Вновь вспомним Сырцова, у которого Сварог - первый и до поры единственный бог. А значит, вероятно можно он и считался тем, кто "СВАРил мир".
Прокопий Кесарийский, который жил в VI веке писал, что славяне и анты признают единого бога, творца молнии и грома, единым господом вселенной и приносят ему в жертву быков и иных священных животных.
Несмотря на то, что постепенно стали появляться и другие боги, Сварог оставался, по свидетельству Сырцова, подчерпнутым из летописей и сказаний, богом богов, родоначальником, светлых богов. Все остальные происходили уже от него, в частности, Дажьбог.
На самом деле существует теория, что в основе любого политеизма есть некий единый (часто забытый) бог, который настолько велик или далек, что к нему даже не обращаются, а формируют для себя сонм более мелких богов и с ними уже ведут диалог.
Вот и в славянской мифологии, утверждает автор, Сварог был уже забыт ко временам Владимира. Не чтился никакими служениями и жертвоприношениями. Его даже не было в числе тех кумиров, которых в Киеве поставил князь. По древнему сказанию Сварог теперь наслаждается покоем, предоставив управление вселенной своим детям.
Как тут не вспомнить нам с вами религиоведческий термин "Deus otiosus", означающий бога-творца, который в силу неких причин отдалился от своего творения и больше не участвует в его жизни и судьбе. Таких богов ученые "встречали" и среди Африканских народов, и в Австралии, у наших нанайцев и ульчей. Позволите выскажу уже свое, сугубо ненаучное мнение, что всё это, как раз воспоминание о том, что Бог всё же один, и от Адама и Евы люди растащили по всей Земле о нём воспоминание. Помнят, что он теперь стал далеко (после изгнания из Рая?) и докричаться уже к нему не надеятся. Поэтому и создают себе доступных богов.
Но вернемся к Сырцову и его труду. Сварога он отождествляет с Белбогом, соотносясь со сказаниями древними. Согласно легендам, приведенным в Голубиной книге (которая сама-то не очень и древна - 15 век), мир произошел из тела творца. Солнце сотворено от лица его. Заря от его рта. Месяц от груди. Дождь от слёз (зачем было плакать, если еще никого из людей не было?). Небо из его черепа (у Сварога есть скелет?). Земля от тела, вода от крови, лес и травы от волос. Облака от мозга, ветер от дыхания, гром из слов его, а молния и звезды от его взора.
Историк утверждает, что постепенно славяне перешли от монотеизма к дуализму, с ним появлялись и новые легенды о происхождении мира, когда предполагалось два начала - доброе и злое. Если интересно, то и такой вспомним миф.
Белбог с молотом в колеснице ездил по небесным пространствам. Творил, разумеется, всё только доброе. Ударами молотом о небесные камни порождал множество светлых духов. Создал небо, землю с людьми и животными. А Чернобог противился добру. Сотворил множество злых духов, испортил ровненькую удобную землю, усеял ее горами и оврагами.
В будущих легендах, когда уже появились многочисленные "Сварожичи", Сырцов признается, что не легко распределить существа по чинам, власти, силе, могуществу. Нередко в разных легендах один и тот же бог бывает, то добрым, то злым. Иногда даже пол божеств меняется. Но самых известных мы сейчас перечислим:
Дажьбог - у него традиционно первое место перед остальными сварожичами. Его ещё и Солнцем называют. Традиционно добрый бог, бог-кормилец, податель всяких благ. Судя по "Слову о полку Игореве", славяне даже называли себя иногда "Дажьбожа внуки". Судя по некоторым памятникам, он изображался иногда в образе птицы, в основном петуха.
Хорс - его имя выводит Сырцов от "осетино-персидского слова Хурръ", что означает Солнце. Тоже, значит ещё один бог-солнце. Но это, по-видимому, был не Дажьбог, раз Владимир им разных кумиров ставил. Есть версия, что Хорс олицетворял холодное солнце, осенне-зимнее. В рассматриваемом нами труде утверждается, что Хорс сопоставляется с славянским божеством Корочуном. А этот, как раз и был божеством зимним, вовсе не добрым. Вот и Хорс не отличался положительными качествами. У него больше всякого веселья, непотребства, игр. К нему выводят и слово "хоровод", как символ обращения солнца вокруг земли.
Ещё одно солнечное божество - Ярило. Ему Владимир кумира не ставил, хотя этот уж точно был популярный, оставил след и в фольклоре. М.Максимович утверждал, что олицетворял Ярило солнце весеннее. Считался добродетельным, отвечал за плодородие и размножение. Хлеба, травы, растения взращивал. Приплод скота обеспечивал. Даже молоденькую овечку называли "ярка". Ну уж, конечно, и людям в размножении покровительствовал. Вроде как буйствовал Ярило весной, а в ночь Ивана Купалы умирал и погребался. Кстати, иногда встречалась и Яровица в народе. Всё то же, только женского пола.
В общем, чем дальше в сонм божеств, тем больше вариаций и региональных традиций. Поэтому, мы продолжим разглядывать то, какими представлялись нашим предкам древние боги и существа мифические. Повторюсь, что говорил в прошлой части. Правды мы не сыщем, её нет, но все грани рассмотрим. А если, кто вам будет говорить, что "вот оно было всё вот так", обязательно поинтересуйтесь источником. Если услышите о "древних секретных источниках", пожалуйста не верьте. В 20 и 21 веке построили неоязычники целую индустрию на выдуманных мифах, которые даже к имеющимся в наличии фольклорным легендам не имеют никакого отношения.
Наша первая часть:
Читайте также:
Ставьте лайк, пишите комментарии - нам приятно. Подписывайтесь и делитесь с друзьями в соцсетях. Мы также ждём Вас на нашем канале в Telegram.