91,4K подписчиков

О древних славянских божествах

4,9K прочитали

Когда речь заходит о религии наших предков до принятия христианства, то начинается шторм. В котором, как в кипящем компоте сталкиваются информация из современных псевдоисторических интернет-видео и статей, взгляды на то, что "отказавшись от родных богов, мы потеряли свою идентичность", вздохи про то, что нечего и поднимать тему про язычников диких. А ведь хочется взглянуть на нашу историю взглядом менее замыленным, подумать головой более холодной. Для этого мы откинули два века информационного потока и обратились к литературе 19 века. Что, интересно, в те годы, знали и говорили о вере древних славян.

Перун. Источник фото: https://obrazovaka.ru/wp-content/images/predmet/istoriya-rossii-135580-bog-perun.jpg
Перун. Источник фото: https://obrazovaka.ru/wp-content/images/predmet/istoriya-rossii-135580-bog-perun.jpg

Но и в 1880-х историк Дмитрий Шеппинг сокрушался, что "в последние тридцать лет собрана несметная масса разнородных материалов...сваленных в одну хаотическую груду...в которой и разобраться трудно". Поэтому он обращается к двум видам источникам. Устному, и тем, что дошли до нас в письменном виде. При этом, Шеппинг утверждает, что сами наши предки язычески никаких письменных источников не оставили, а если бы не монахи, и не летописи монастырские, то не дошли бы до нас имена Перуна, Хорса, Дажьбога, Мокоши, которые упоминаются в историях о Игоре, Олеге, Владимире.

Имена этих богов не сохранились даже в устной традиции. Из поверий и суеверий мы знаем о домовых, о русалках, о забытых божествах, таких как Ярило, Турица, Навий день, Ладо, Чуд, Карачун. Их знаем мы по традициям праздников, по играм, по народным песням и поговоркам. Как раз эти имена, подчеркивает историк, легки для восприятия и понимания, не содержат иностранных корней, как упомянутые в Повести временных лет, более поздние. При этом, летописи более поздние добавляют и какие-то совершенно чуждые, но ставшие известные монахам имена языческих богов. Рядом с Хорсом упоминаются и Апполон с Артемидой, болгарские, сербские божества.

Существовала версия, что каждое племя в составе княжеской дружины приносило клятву своему народному божеству: Варяги Перуну, Славяне Волосу. Этим и объясняется чуждость нашему восприятию имен богов первых князей, занесены они были с приходом Рюрика и его дружины.

Тут рождается версия, что до той поры идолов и кумиров славяне себе не ставили, и не поклонялись им. О том, что это было новое поветрие, приводится фраза от Нестора "осквернившася земля русская и холм от", имея в виду кровавые жертвы, приносимые идолам и кумирам, таким как Перун. А значит, это явление было не типичное для наших мест.

 Фотосессия в Чердынском краеведческом музее. Украшение с изображением Перуна. Поступило в 1940 г. - http://www.kamwa.ru/news/art/1784-чудо-перми-пермский-звериный-стиль.html
Фотосессия в Чердынском краеведческом музее. Украшение с изображением Перуна. Поступило в 1940 г. - http://www.kamwa.ru/news/art/1784-чудо-перми-пермский-звериный-стиль.html

Шеппинг считает, что появление кумиров можно считать исторической случайностью, не имеющей ничего общего с развитием наших туземных верований. Он утверждает, что имя Перуна не сохранилось у нас ни в одном выражении языка, ни в одном топониме, ни в сказках, ни в суевериях. При этом, у поляков, литовцев и латышей, долгое время гром назывался именем Перуна. У латышей и сейчас "pērkons". От литвы, видимо упоминается Перун у белоруссов и карпатских славян в качестве дьявола. Но в русском народном фольклоре его совершенно нет.

Что касается Хорса и Дажьбога, то историк 19 века Бодянский упоминал, что "и" между ними ставим только мы, а в летописи никакого союза нет, а значит-то Дажьбог - это русский перевод имени Хорс, который также нам чужд, и взят то ли из иранских языков через хазар, то ли от аваров. При этом, интересно, что Дажьбога сегодня часто чуть ли не Дождьбогом называют, хотя лингвист Ягич возводит происхождение имени от слово "даж", то есть "дай". Вспомните, даже в церковнославянском варианте молитвы "Отче наш" у нас есть фраза "хлеб наш насущный даждь нам днесь". Эдакий удобный славянский Дайбог получается из таинственного Дажьбога. Но по всей видимости, какого-то болгарского западно-славянского происхождения.

Стрибог, он тоже пришел к нам с Запада. "Стри" - это по моравски ветер, утверждает Шеппинг.

Упоминается ещё бог Вил. Часто его отождествляют с вилами, якобы от туда и имя. Но в летописях встречается и пояснение: "Вил - стародавний стекачий, летячий болван вавилонский". Тут уже прямая отсылка на Ваала, семитское божество.

Мокошь. Она традиционно считается женским божеством. Тут вариантов много. И Молоха вспоминали исследователи, и других. Но чаще всего стали приходить к тому, что как раз она наша. Её и в поговорках встретить можно наших древних "Бог не Мокешь - чем-нибудь и утешь". Макуш в народном сознании отвечала за пряжу, за овечью шерсть, за прядильное дело. Для Макуши даже оставляли клочки шерсти на овцах во время стрижки их.

Макошь. Худ. Владислав Дзалба.
Макошь. Худ. Владислав Дзалба.

Сварог нигде в наших летописях не встречается, кроме Ипатьевской, в той части, где имеет место перевод византийского писателя. Там упоминается одноименный бог египтян. Кстати, там же упомянут Дажьбог в качестве сына Сварога. Имя последнего встречается также у Дитмара Мерзенбургского и в других европейских источниках, как о существовавших у балтийских славян кумира Суаразица. Но в нашей ученой литературе по мифологии, в попытке применить египетскую систему родства, Сварог почему-то стал считаться отцом не только Дажьбогу, но и Перуну, и другим, хотя никаких предпосылок тому не было, а славянская мифология вовсе не создала никаких упоминаний их личной жизни и семейных уз. Вообще же, тенденция применить систему греческих, египетских, римских богов знатоками импортной мифологии, всё более запутывало картину на протяжении нескольких веков, отодвигая исконную, пусть не такую разветвленную и яркую, но свою теогонию. Такие примеры случались и в других культурах. Шеппинг приводит пример, как в некоторых работах финикийский Ваал отождествлялся с египетским Осирисом по желанию автора, а Зевсу находили аналогию в, сложно себе представить, но в пророке Мухаммеде.

Уж, казалось бы упоминаемые в качестве языческих божеств Род и Рожаницы - уж исконно наши. Но и они, по мнению историка заимствованы. По тому же принципу, они не сохранились нигде в наших традициях. При этом, у хорутанских словен (те, что сейчас Словения) они есть. По их поверьям каждый человек по рожденью получает свою звезду на небе, а на земле духа хранителя - роженицу. У болгар они тоже были, но назывались уже иначе - орисницы. У македонцев встречаются. Поэтому, существует вероятность, что книжники-монахи переписывали друг у друга книги, где упоминали региональных языческих божеств, заодно перетягивали к себе и их, как пример прежних нечестивых верований. А книги, как и церковнославянский язык шли к нам как раз от южных славян. В подтверждение тому встречаем в старых азбуковниках фразу, что "рожаницы - кумиры еллинистiи".

Род и рожаницы, художник Андрей Шишкин, 2014
Род и рожаницы, художник Андрей Шишкин, 2014

Так какие же были наши древние божества? Автор такого нашего древнего документа как «Слово святого Григория, изобретено в толцех» называет древнюю эпоху языческих верований - поклонение Упырем и Берегинем. Шеппинг объясняет как поклонение народным божествам. Поверья об упырях, как раз и сохранились, в нашем фольклоре. Берегини больше относят к тем, кто живет у берегов. Но, если упыри, несут сугубо негативную коннотацию, то могла ли быть у берегинь роль "берегущих"?Следующим этапом автором называется поклонение роду и рожаницам, и уж потом этап поклонения Перуну.

Таким образом, разобраться в том, кто исконно наши божества, кто приписаны нам книжниками (а мы и не думали им поклоняться), кто пришли к нам от других народов - задача очень непростая. Изложенный здесь материал не претендует на 100% правдивость. Мы попытаемся разобраться, избавившись от вездесущего новодела неоязычников. Вычленить хоть немного информации, но давайте договоримся, что процесс этот не имеет финала. Там, где вас будут уверять, что "вот так всё и было" - там и есть ложь.

Читайте также:

Ставьте лайк, пишите комментарии - нам приятно. Подписывайтесь и делитесь с друзьями в соцсетях. Мы также ждём Вас на нашем канале в Telegram. Донатить на развитие канала можно по этой ссылочке: