Найти в Дзене
Новый очаг

Михаил Ромм, Борис Барнет и Елена Кузьмина: любовный треугольник

Оглавление

Все ждали драки двух режиссёров из-за актрисы, но они разрешили эту сложную ситуацию с изяществом интеллигентов.

    Михаил Ромм, Борис Барнет и Елена Кузьмина: любовный треугольник
Михаил Ромм, Борис Барнет и Елена Кузьмина: любовный треугольник

Шла зима 1936 года. За окнами квартиры знаменитого режиссера Бориса Барнета и кинозвезды Елены Кузьминой валил крупный снег, и Елена пристально смотрела на этот снег, стараясь не слушать очередной патетической речи мужа в свой адрес. Как всегда, Борис говорил, что у нее нет никакого таланта, что он снимает ее в своих фильмах только потому, что она его жена, что ее амплуа смешной девчонки всем давно надоело… И если бы не он, Борис, про нее никто и не вспомнил бы! Поэтому – он говорит ей это как муж, как друг, как профессионал, в конце концов! – ей лучше забыть про кино, сидеть дома и заниматься воспитанием дочери.

Содержание статьи

  1. Как стать кинозвездой
  2. Первый муж
  3. Тринадцать
  4. Настоящая любовь

Как стать кинозвездой

Елена, или, как все ее называли, Леля, слушала мужа, но усомниться в своем таланте, своем призвании не могла. Это ведь она сама в 16 лет взяла телефонный справочник, нашла в нем номер известного кинооператора Эдуарда Тиссэ, позвонила ему, незнакомому известному человеку, и вежливо спросила, как стать кинозвездой без учебы во ВГИКе. Тиссэ просмеялся, мобилизовал всю свою вежливость и посоветовал поступить в ФЭКС (фабрика эксцентричного актёра). И вот Леля получает аттестат, прибавляет себе два года и мчится в ФЭКС. На экзаменах она производит фурор: когда ее попросили показать этюд, сказала, что не умеет, что за этим она и пришла – научиться!

Первый муж

И она училась изо всех сил. Педагоги ее хвалили, говорили ей, что она талантлива и хороша. Сама Елена казалась себе похожей на какого-то русско-грузинского гусенка, и удивлялась, когда ее приглашали сниматься. В 1933 году Борис Барнет пригласил ее сниматься в фильме «Окраина», и прямо на режиссерской площадке начался их роман. Они поженились.

Очень скоро оказалось, что от брака оба ждали разного: Леля – любви и поддержки, Борис – что жена бросит профессию, займется семьей и с пониманием будет относиться к его постоянным интрижкам. Сам он при этом был дико, нечеловечески ревнив!

Тринадцать

Елена отчетливо проигрывала в этом поединке двух воль. Она все реже соглашалась сниматься в кино. И когда Михаил Ромм позвал ее в свой фильм «Тринадцать», послушала мужа и отказалась. Да, ей так хотелось сниматься! Но она думала, что так будет лучше для семьи, для их отношений.

Ромм не сдавался, звонил, настаивал. Елена колебалась и в конце концов согласилась. И не пожалела. Строгий, придирчивый Ромм изводил на съемочной площадке буквально всех, всё ему было не так, не нравилось ничего – кроме работы Елены Кузьминой. Её он все время расхваливал и даже восхищался ею.

После постоянного недовольного ворчания мужа это было огромной радостью. Елена летала, как на крыльях.

Конечно, сразу же поползли слухи о романе актрисы и режиссера. Съемки шли в Средней Азии, но скорость слухов часто опережает скорость света: Барнет быстро узнал, что у его жены новые отношения. Он собрался и отправился к Елене. Все замерли в ожидании скандала.

Барнет был боксером; киношники были уверены, что он уложит Ромма одним ударом.

Но Барнет приехал, осмотрелся, понял, что сплетни не имеют под собой никакой почвы, проникся глубоким уважением к Ромму и уехал домой. Правда, на прощание на всякий случай погрозил жене пальцем: «Смотри, Лелька!»

И она начала смотреть. Смотрела на Ромма, и с каждым днем ей все больше нравилось то, что она видит. А Ромм стал смотреть на нее. Прошло еще немного времени, и Ромм признался Леле в любви, сказал, что видел все ее фильмы, считает ее великой актрисой и что думает о ней уже несколько лет.

Настоящая любовь

Леля долго не раздумывала: она ушла от Барнета и вышла замуж за Ромма. И это была именно такая любовь, какой она хотела. Михаил Ромм снимал ее в каждом своем фильме, пока не вышел указ, который запрещал режиссерам снимать своих жен. После этого он снял свой первый фильм без жены, «Убийство на улице Данте». Фильм прошел с большим успехом, но Ромм просто не мог смотреть на экран, он видел, что картине не хватает Елены, ее харизмы, ее гениального умения быть одновременно драматичной и смешной…

И он просто перестал снимать кино, посвятил себя преподаванию.

Только в 1962 году Ромм снял «10 дней одного года», а потом «Обыкновенный фашизм». Елена Кузьмина сниматься не прекращала, и часто уезжала на съемки. Но она всегда была с мужем – в его кабинете на видном месте висел ее портрет.

Когда твой любимый верит в тебя, можно, как воздушный шарик, подняться на любую высоту, практически без усилий. И наоборот: неверие, как гиря на ногах, тянет и тянет к земле. Елена Кузьмина 34 года прожила с Роммом в состоянии этого счастливого полета. Она пережила его на 8 лет. Они похоронены рядом, на Новодевичьем кладбище в Москве: вместе навсегда.