("Целиком и полностью", Bones and All, 2022, США и др.)
Помню, что уже цитировал здесь эти строки Высоцкого, но раз они опять пришлись к слову, не грех повторить: "Эх, сменить бы пешки на рюмашки - живо б прояснилось на доске!".
Понятно, что спеты они в ироничном ключе, и в действительности ничего на той "доске" не прояснилось бы. Однако режиссер Лука Гуаданьино, похоже, всерьез взял этот принцип на вооружение. Только спел его в своей новой картине "Целиком и полностью" иначе: "Вот сменю вампиров я на каннибалов - сразу офигеете вы все!"
И на нашем канале синьор Лука уже бывал - со своим экстравагантным ужастиком "Суспирия". Который я тогда со всей присущей мне добротой скромно, но уверенно похвалил. Чего, увы, не скажу о его новой работе, даром что на премьере в Венеции зал аплодировал ей стоя аж 10 минут. А всяческие критики гладят теперь ее по головке и пичкают конфетами.
Но мне в этом плане проще. Я с Гуаданьино на фестивальных банкетах на брудершафт не пил, призовые цацки ему не вручал и могу без обиняков спросить: а с чего вдруг ажиотаж?
Ну вот снял Лука молодежную мелодраму про любовь/страдания юных влюбленных вампиров. А потом вдруг узнал о существовании "Сумерек" и понял, что безнадежно опоздал. Только желание сотворить нечто подобное у него не пропало. И он вышел из неловкого положения самым примитивным способом: стёр в сценарии все слова "вампир" и заменил их на "каннибал". Само собой, отредактировав сцены кровососания - с "пить кровь" на "кушать плоть". И всё.
Вдобавок это избавило сюжет от глупых условностей и ограничений. Ведь каннибалам не надо бояться солнечного света, крестов и чеснока. А колья их дырявят насмерть абсолютно любые, не обязательно осиновые.
Ну ладно-ладно - просто зубоскалю.
На самом деле все эти манипуляции проделала со своей книгой некая Камилла ДеАнджелис. А вина Гуаданьино в том, что он, видимо, ничего не зная о модных "Сумерках", вздумал насквозь вторичную историю Камиллы экранизировать. И сделал это с таким выражением лица, будто взаправду обогнал Колумба и открыл Америку. Или, как минимум, чебуречную на проспекте Циолковского.
В действительности все мои подъё... придирки к Луке можно было бы умножать на ноль, кабы Лука поступил так же, как в "Суспирии". А именно: снял на основе полюбившейся ему книжки-раскраски не мелодрамные страдальчества, а оригинальный душе- и телораздирающий хоррор. Тем более тема каннибализма благоприятствовала этому не в пример лучше, чем надоевший всем вампиризм.
Увы, обломитесь, любители ужастиков про бессовестное людоедство! Ибо здесь у нас есть каннибалы и недетский рейтинг 18+ (R), однако нет ничего пугающего; кроме разве что небольшой сцены в психушке да финальной потасовки. Даже до уровня классики жанра, "Молчания ягнят" и "Ганнибала", каннибальские страсти в "Целиком и полностью" не дотягивают, даром что у Демме и Скотта весь "жесткач" уже был сдержанным, без фанатизма.
Какое там - даже банальные раздувшиеся у героев животы после поедания ими за один присест килограммов (!) сырой человечины, и те ни разу не покажут. Не говоря о том, что от их высококалорийной диеты никто не потолстеет ни на одну целлюлитную складку.
А покажет нам Гуаданьино скитания по Америке девушки Марен (Тейлор Расселл), которую ее отец-одиночка взял и однажды бросил. Оставив ей на прощание немного денег, свидетельство о рождении и компакт-кассету. Со своим рассказом, почему именно он так поступил.
А поступил он так, ибо, как пел уже не Высоцкий, а Сектор Газа, всё батяню зае... достало. Или, вернее, не всё, а лишь заскоки любимой дочери. Но и их хватило, чтобы сбежать от нее, куда глаза глядят. Потому что аж с пяти лет Марен порой кидалась на людей и отъедала у них филейные части тел. А кое-кого даже загрызла насмерть! Почему, собственно, батька и скрывался с нею от полиции долгие годы.
Вот после очередного такого покусания Марен одноклассницы терпение отца и лопнуло. И он, послав дочурку ко всем чертям, по-тихому смылся. Благо, как пели не Высоцкий и не Сектор Газа, а Руки Вверх, Марен было "18 ей уже", и она могла о себе позаботиться. По крайней мере с голодухи точно не помрет, сколь бы цинично это ни звучало в адрес её пищи - простых американских сограждан.
И поехала Марен болтаться по Штатам в поисках... нет, не папы, а мамы (и впрямь логично, чо). Которая смылась от них гораздо раньше, и которую дочь и вовсе отродясь не видела, даже на фото.
А по пути Марен станет открывать для себя "другой мир" людоедской Америки, поскольку не одна она была такой "всеядной". Да, помимо неё жили на белом свете другие каннибалы. Включая того самого (Тимоти Шаламе), в кого Марен однажды влюбится по уши. На почве взаимного человеколюбия - в буквальном, "пищеварительном" смысле этого слова.
***
В общем, "Сумерки", они и есть "Сумерки", в какого цвета обёртку ты их ни упакуй, и чем ты их героев ни корми.
Разве что вместо "сумеречного" гламура с его тусовками-вечеринками у Луки Гуаданьино всё гораздо обыденнее и провинциальнее. Нечто такое, что могло бы твориться по соседству с персонажами каких-нибудь "Старикам тут не место" или "Трёх билбордов", и они бы этого не заметили.
Равно как мораль в "Целиком и полностью" до уныния предсказуема. И все трепыханья Марен, по идее, столь же бессмысленны, как у брошенной на танцпол русалки:
Марен: - Ой нет, я же вся такая совестливая, чувствительная девочка с тонкой душевной организацией! Мне претит есть человеческое мясо, и я не стану его есть!
Проклятая судьба: - А-ХА-ХА-ХА! А ПРИДЁТСЯ!..
Короче, если вам нравится подобное, значит, вне всяких сомнений, смотрите новую ленту Гуаданьино - и не разочарованы будете. А, может, тоже встанете потом с дивана и будете аплодировать, пока по экрану ползут финальные титры.
Ну а если душевные и любовные метания двух юных людоедов интересуют вас так же, как шашни "сумеречных" кровососов - что ж, в Интернете полным-полно других фильмов про каннибалов. Среди которых, я уверен, вы наверняка отыщете себе куда лучшую альтернативу.
P. S. И отдельное гран мерси российским переводчикам, зачеркнувшим красноречивое название-оригинал "Кости и всё такое" и заменившим его на абсолютно ниочемное "Целиком и полностью". Как говорится, иди и с трех раз угадай, о чём кино, тем более офиц. постер тоже ни о чём таком вам не намекнет.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):