Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Суспирия

Оглавление

(2018, Италия)

Зеркальные комнаты и лабиринты - универсальное средство нагнать саспенса и в хоррорах, и в других жанрах. Вспомнить хотя бы тот же "Выход дракона" с Брюсом Ли.
Зеркальные комнаты и лабиринты - универсальное средство нагнать саспенса и в хоррорах, и в других жанрах. Вспомнить хотя бы тот же "Выход дракона" с Брюсом Ли.

Даже несмотря на то, что "Суспирия" Луки Гуаданьино это римейк одноименной картины 1977 года (хотя сам Лука называет ее не римейком, а кавер-версией), на фоне прочей современной киномистики она смотрится достаточно уникально. И в плане сюжета, и в плане его исполнения. Но особо стоит отметить то, как много физической работы проделали здешние актрисы ради, казалось бы, какого-то ужастика. Прикиньте сами: так как речь в нём идёт о профессиональной женской танцевальной труппе, всей молодежи в этой истории пришлось научиться двигаться, как заправским танцовщицам современного балета. А потом вдобавок разучивать совместные номера, что тоже, как вы понимаете, есть адский труд. Не берусь оценивать, насколько девчонки в этом преуспели - я не хореограф, - но для моего профанского глаза все они отработали быстро, гибко и слаженно. При том, что сама картина посвящена танцам лишь в третью очередь и они занимают в ней едва ли минут десять от её немалого 2,5-часового хронометража. Не считая, конечно, репетиций. Но на их фоне обычно происходит какая-нибудь сюжетно значимая движуха, а не одна лишь хореографическая рутина, которой Гуаданьино нас тоже особо не достает.

Эффектная шутка от Тильды Суинтон. Если бы я не прочёл историю создания фильма, ни за что бы не угадал, что немецкого старичка-психиатра тоже играла Тильда, только под килограммами грима.
Эффектная шутка от Тильды Суинтон. Если бы я не прочёл историю создания фильма, ни за что бы не угадал, что немецкого старичка-психиатра тоже играла Тильда, только под килограммами грима.

Также Лука, к моей вящей радости, считает ниже своего достоинства использовать примитивный и заезженный эффект "Бу!". Поэтому в "Суспирии" такой пошлятины нет и в помине. Разве что по-настоящему пугающих сцен в ней тоже нет, но это не режиссерский косяк, а изначальная задумка. Просто фильм не ставит перед собой цель вас напугать - он бренчит на струнах вашей психики иными переборами. И вызывает те же эмоции, что вы испытываете при знакомстве со, скажем так, инфернальными полотнами Уильяма Блейка, Франциско Гойи или Иеронима Босха. Которые ведь тоже не загоняют вас от страха под кровать, но ощущения от их созерцания всё равно остаются неуютными и отталкивающими.

Так вот, "Суспирия" и есть в точности такая же "неуютная" картина, только движущаяся. Или, если следовать задумке её авторов, разбивших её на главы - это даже цикл картин (шесть глав + эпилог). И они поведают вам мрачную историю с душераздирающим финалом, где нашлось место и резкому эффектному повороту, и типичной хоррор-эстетике, и опять-таки красивой хореографии. Правда, меня слегка удивило, что для многих финал "Суспирии" остался неясен. Ну не знаю... Может, эти люди невнимательно её смотрели или запутались в художественных аллегориях? Да, Лука Гуаданьино тоже не прочь поиграть с мистическим сюрреализмом, но сюжетная линия в его фильме всё равно остается четкой и на все её непонятки в конце даются исчерпывающие ответы (тут спойлерить не буду, но если кого-то из вас они интересуют - задавайте вопросы в комментариях).

Любопытству, в общем-то, без разницы, каких кошек губить - четвероногих или двуногих.
Любопытству, в общем-то, без разницы, каких кошек губить - четвероногих или двуногих.

Что же касательно самого сюжета... Нет ничего скучнее, чем пересказывать киномистику на словах, ну да ладно. Короче говоря, случилось это в 1977 году в Западном Берлине (авторы римейка не стали переносить время действия этой истории в наши дни), когда в одну всемирно известную танцевальную труппу приехала наниматься молодая американка Сьюзан (Дакота Джонсон). Репетиционная база труппы и её общежитие располагались в огромном здании, похожем на угловатый "дом культуры" советской постройки, но больше никаких жильцов кроме танцовщиц под его крышей не наблюдалось. Впрочем, это была наименьшая здешняя странность для Сьюзан, чьи неоспоримые таланты произвели впечатление на хозяев и помогли ей влиться в коллектив.
Куда страннее выглядела, скажем так, зверская текучесть кадров на должности местной "примы". Все девчонки, коим повезло стать лидером труппы, или зарабатывали нервное расстройство, или убегали со скандалом, обзывая её руководительниц ведьмами. Что, впрочем, было совсем не фигурой речи. Гуаданьино не затягивает раскрытие сюжетных карт, показывая, что главный хореограф (Тильда Суинтон) и её помощницы - дамы с большими причудами. И что в стенах этого дома происходят не только танцевальные, но и довольно кровавые делишки. Однако Сьюзан эти странности и подозрения не пугают, и она вызывается быть новой "примой", даже видя, что никто из её новых подруг больше на эту роль не соглашается...

Что тут сказать. Наглядная иллюстрация одного из смысловых значений глагола-неологизма "косячить".
Что тут сказать. Наглядная иллюстрация одного из смысловых значений глагола-неологизма "косячить".

***

В общем, не даю никакой гарантии что вы досмотрите эту картину до конца. Всё-таки она снята в довольно специфичной "авторской" манере - и в визуальной, и в постановочной, - и даже не каждому фанату мистики такое придётся по нраву. Тем не менее, не будучи фанатом, я высидел эту длинную историю, причем без каких-либо усилий. Не скажу, чем именно она мне приглянулась. Вероятно, тем, что в "Суспирии" я не нашел постылых хоррор-штампов, а если даже они в ней есть, на общем фоне это как-то не заметно. Ну и, опять-таки, красивый финальный поворот вкупе с завершенным финалом говорят о том, что Гуаданьино работал над фильмом кропотливо, а не спустя рукава. И в таком, казалось бы, несерьезном жанре это тоже многого стоит и заслуживает уважения.