На улице Казанской - нынешней Алексея Толстого - в догубернский Самаре главной, можно полюбоваться сразу несколькими работами архитектора Александра Щербачева. Заодно еще раз оценить многогранность его дарования.
Так, с воздушным ренессансным особняком Лаврентия Аржанова почти соседствует массивное двухэтажное здание с фасадом узорчатой кладки в «кирпичном стиле». Здание находится, согласно ОКН, на «Городской усадьбе купцов А.Д. Печерского и Н.Ф. Маркова» и входит в ансамбль градостроительства и архитектуры регионального значения по адресу улица Алексея Толстого, 12-14.
Окладные книги по сбору налогов с недвижимости сообщают, что А.Д Печерский – самарский купец второй гильдии – владел усадебным местом с середины 1860-х годов, а 15-го января 1869-го года получил разрешение городской Управы на постройку каменных служб. Согласно архивным документам, следующее строительное разрешение - «построить над каменным пристроем парадной лестницы второй этаж высотою вровень с существующим при доме пристроем» - было выдано в 1881-м году уже новому владельцу, Федору Ивановичу Маркову. Выходец из крестьян села Богородского Нижегородской губернии числился купцом города Горбатова.
В старинном городке на берегу Оки – центре производства канатов для корабельных снастей владел предприятием, выпускающим, помимо стратегического товара, обычные веревки, бечеву и шпагат. Имел двух сыновей, в Самару перебрался вместе с младшим - Николаем.
В документах городской Управы с 1895-го года собственником усадьбы значился его сын и наследник Николай Федорович Марков. «Второй гильдии купец Нижегородской губернии города Горбатова» владел вместе с братом Иваном наследственным предприятием на «малой Родине», а в Самаре занимал почетную должность – служил в учетно-ссудном комитете по торгово-промышленным кредитам Государственного банка. Комитет в составе управляющего банком, контролера и десяти уважаемых представителей торговых кругов рассматривал заявки и оценивал платежеспособность будущих клиентов. Можно сказать, решал судьбы предпринимателей – кому кредит выдать, а кому отказать. Купеческое сообщество было прекрасно осведомлено, как у кого ведется бизнес!
Еще Николай Федорович Марков, судя по многочисленным обращениям в городскую Управу, в свободное от службы время очень любил все строить и перестраивать. Чем и занялся, вступив в хозяйские права. Так, 20-го апреля 1896-го года Управа разрешила Маркову «произвести пристройку каменного в два этажа дома к существующему такому же дому». 8-го августа 1898 года Марков Н.Ф. получил разрешение возвести на дворовом месте каменную прачечную с брандмауэром.
26-го марта 1899-го года подал прошение на постройку «двухэтажного каменного дома разработанного городским архитектором А.А. Щербачёвым». В мае того же года получил разрешение на перестройку стоящего рядом двухэтажного каменного дома уже по проекту Филарета Засухина, летом 1902-го с разрешения властей построил еще одни каменные службы.
7-го марта 1905-го года Марков последний раз обратился за разрешением на строительство , на этот раз – одноэтажной каменной лавки. Против возведения лавки Дума тоже не возражала, но в реестрах строений она так и не появилась.
Согласно окладной книге за 1902-ой год, в усадьбе Н.Ф. Маркова находились: «каменный 2-этажный с подвальным жилой этажом дом на 110,5 кв. сажень, каменный 2-этажный с подвальным жилым этажом дом на 30 кв. сажень; во дворе: каменный амбар на 32 кв. сажень, каменное складочное помещение на 64 кв. сажень, баня, каретник, конюшня, погребница, дровяник».
«Главное» здание купеческого ансамбля со стороны улицы имеет симметричную композицию фасада с центральным входом по оси. Сплошной стеновой декор выложен лекальным и точеным кирпичом, плоскость стены рустована, в оформлении центральной части использованы трехчетвертные круглые колонны.
Расположенный над входом оконный проем с арочным завершением – уже отступление от первоначального замысла: согласно замыслу Щербачева, на месте проема находилась ниша со скульптурной вазой. Отступление не единственное - относительно проекта особняк уменьшился в размерах – боковые части были «отсечены», так что выступы-ризалиты стали фланкирующими. Исчезли так же фигурные парапетные столбики над ризалитами и ажурное кованое ограждение между ними – но в целом здание близко к авторскому замыслу.
А вот входящее в усадьбу соседнее здание так и не дождалось перестройки по заказанному для него у Филарета Засухина проекту. Никаких ризалитов, руста, орнаментированных межоконных ниш и парапетных столбиков с ограждением мы здесь не наблюдаем, простенький домик под деревянным карнизом стоит в том же виде, в каком был куплен в 1899-м году при расширении усадьбы.
Сам Николай Федорович со своей небольшой по тогдашним купеческим меркам семьей – женой Надеждой, дочерью Екатериной и сыном Александром – занимал второй этаж «главного» особняка, первый этаж с подвалом сдавал арендаторам за 480 рублей в год. Революцию 1917-го встретил в возрасте 70 лет, из Самары никуда не уезжал, дальнейшая судьба семьи неизвестна. Усадьба после национализации была плотно заселена коммуналками – под жилье переоборудовали даже добротные хозяйственные постройки во дворе.
В настоящее время здания ансамбля признаны аварийными, до 2025-го года должны быть расселены и реконструированы.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете