Верный Руслан. История караульной собаки, 1991 год.
Одноименный роман замечательного русского писателя Георгия Владимова – пожалуй, моя любимая книга. Трогающая до такой глубины, до такой сердечной боли, что каждый раз, когда я решался ее перечитать, я к этому готовился. Но ни разу не пожалел – что решился снова взять эту книгу в руки.
И фильм – старый, очень простой, даже примитивно снятый, меня не разочаровал. Смотрел я его достаточно давно, и в то время даже написал на него рецензию на Кинопоиске, под псевдонимом «Время не ждет» (любил когда-то этот роман Джека Лондона). Рецензия, думаю, не устарела, размещу ее здесь, поскольку, как мне кажется, в ней удалось сказать о фильме главное. А посмотреть его советую обязательно! Ну и книгу, конечно, прочесть.
«Относись ко всему как к игре. Иначе не выживешь»
Эти слова сказал как-то Руслану его самый верный и любимый друг - Инструктор. У Руслана больше не было друзей среди людей. Да и сам инструктор недолго был человеком. Не выдержал и превратился в собаку после того, как на его глазах застрелили его любимого пса, начавшего рвать на морозе шланг, из которого заливали каток для зэков. Или - с помощью которого их самих превращали в ледяные скульптуры. Лаял и рассказывал про то, как обманывают люди собак, про то, что есть такие края, где можно жить на свободе по законам братства...
Меня давно ничто так не потрясало. Когда читал в свое время одноименную книгу Владимова, лет 18 назад это было, плакал, как ребенок, каким почти что и был тогда. А когда сейчас посмотрел случайно отрытый где-то в сети фильм, не плакал, а рыдал просто - слишком многое прожито за это время оказалось, слишком многое стало понятным уже по-другому - гораздо острей, больней, обнаженней.
Для людей в жизни Руслана многое было важным - выпить, поесть, купить за бесценок фамильную реликвию - часы, смастерить шкаф... А для него важней всего были служба и верность. Все остальное просто растворялось в этих двух проявлениях его собачьего долга. Да, он мог иногда позволить себе роскошь валяться на поляне и, зарывшись носом в полевые цветы и душистую траву, потихоньку пьянеть от их аромата, нежась под ласковым летним солнцем. Или торжествовать, впервые завалив на охоте олененка. Или, зайдя случайно в храм, застыть потрясенным вдруг открывшимся в его пропитанной ладаном полумгле светом иного мира. Но не более того.
И вне закрывшегося за ненужностью лагеря вся его жизнь по-прежнему была служением. Нашел бывшего зэка и стал его охранять - до лучших времен. Даже крошки себе в его доме не взял - не положено. Не мог он относиться к жизни, а тем паче к работе, как к игре. Только всерьез. Это всерьез и сгубило его по слову Инструктора. Если можно так сказать - сгубило... По мне так лучше и не выжить - но всерьез. Потому что если не всерьез, то ведь это вообще - не жить... А в фильме такое и возникает чувство, что, кроме Руслана, и не жил никто. Так, фоном прошли, потому что просто не знали, зачем и для чего появились. Горький фильм, очень тяжелый. Но после него гораздо легче жить. Если только пытаешься это делать всерьез...».
#игумен_Нектарий_книжныерекомендации