Найти тему
Истории от историка

Славяне в эпоху Великого переселения народов

Оглавление

Готский удар

С‏ наступлением эпохи Великого переселения народов‏ славянские племена‏ тоже‏ пришли в движение. Правда, в IV—V вв. их‏ перемещения по‏ Европе‏ происходили большей‏ частью под давлением воинственных соседей.

В‏ I в.‏ до‏ н.‏ э. к‏ побережью Гданьского залива‏ пристали три‏ ладьи.‏ На двух‏ из них находились готы, третья‏ принадлежала их‏ союзникам‏ —‏ гепидам. Это были германизированные‏ потомки местного,‏ догерманского населения.‏ Местом‏ их‏ первоначального обитания, вероятно,‏ был о. Готланд.

Пришельцы‏ сумели закрепиться‏ на‏ новом месте,‏ что способствовало‏ притоку новых колонистов. В течение‏ последующих‏ ста‏ лет они‏ стали хозяевами‏ всего южно-балтийского‏ побережья‏ между Ютландией‏ и устьем Вислы.

Во время правления‏ короля Филимера‏ (конец‏ I — начало II в.), когда в готских‏ поселениях, по‏ словам‏ византийского историка‏ Иордана (ум. после 551 г.),‏ «выросло великое‏ множество‏ люда»,‏ войско готов‏ вместе с семьями‏ двинулось на‏ юг‏ «в поисках‏ удобнейших областей». Вместе с готами‏ в поход‏ отправились‏ подчинённые‏ им племена Балтийского Поморья‏ — руги,‏ вандалы, часть‏ поморских‏ славян‏ и балтов.

-2

Переправившись через‏ Вислу где-то в‏ среднем её‏ течении,‏ готы спустя‏ некоторое время‏ достигли Волыни и Подолии. В‏ дальнейшем‏ движении‏ они разделились.‏ Одна их‏ часть переправилась‏ через‏ Днепр и‏ остановилась, лишь достигнув Азовского моря.‏ Эти готы‏ стали‏ называться остроготами, или остготами. Другая, западная часть готов‏ получила имя‏ везеготов,‏ или вестготов.‏ Везеготы двинулись вдоль течения Буга‏ и далее‏ по‏ долинам‏ Днестра и‏ Прута в Северное‏ Причерноморье и,‏ наконец,‏ обосновались в‏ устьях Дуная и Днестра. Границей‏ между двумя‏ ветвями‏ готов‏ служил Днепр.

К середине III‏ в. Готская‏ держава распространилась‏ на‏ всё‏ Северное Причерноморье и‏ Приазовье. Её археологическим‏ «двойником» является‏ Черняховская‏ культура.

-3

Переселение готов‏ положило начало‏ массовой славянской миграции, — ведь,‏ продвигаясь‏ с‏ берегов Балтики‏ в Подолию‏ и на‏ Волынь,‏ готы пересекли‏ всю территорию тогдашних славянских поселений.‏ Распространение славянских‏ древностей,‏ относящихся к этому времени, прослеживается в основном по‏ линии продвижения‏ готов‏ на юг‏ — из Повисленья (пшеворская культура) в‏ верховья Днестра,‏ на‏ Волынь‏ и затем‏ в лесостепные районы‏ междуречья Днестра‏ и‏ Днепра. Однако‏ одна группа славян, спасаясь от‏ готского нашествия,‏ ушла‏ на‏ восток, основав первые славянские‏ поселения на‏ землях будущей‏ Руси‏ (археологическая‏ культура длинных курганов конца‏ V в. в‏ бассейнах Псковского‏ и‏ Ильменского озёр).

В‏ Верхнем Поднестровье‏ славяне уже составляли преобладающую часть‏ населения.‏ Вспомогательные‏ отряды славян‏ использовались везеготами‏ в их‏ нападениях‏ на империю.‏ Особенно разрушительными были морские набеги‏ готов на‏ побережье‏ Балкан и Малой Азии. Так, в 268 г.‏ из днестровского‏ устья‏ на морской‏ простор вырвалось около 6000 варварских‏ лодок. Эта‏ огромная‏ флотилия‏ прорвалась через‏ Дарданеллы и опустошила‏ Фракию. В‏ числе‏ нападавших источники‏ называют и славян.

Набеги готов на‏ Римскую империю
Набеги готов на‏ Римскую империю

В‏ середине‏ IV‏ в. королём готов стал‏ Эрманарих. По‏ словам византийского‏ писателя‏ Аммиана‏ Марцеллина (ок. 330‏ г. — после‏ 395 г.),‏ это‏ был «наиболее‏ воинственный монарх,‏ вызывающий испуг соседних наций благодаря‏ своим‏ многочисленным‏ и различным‏ доблестям». Эрманарих‏ стремился расширить‏ границы‏ Готской державы,‏ в том числе за счёт‏ подчинения славян.‏ Многочисленные,‏ но плохо вооружённые славянские племена были побеждены более‏ организованными в‏ военном‏ отношении готами‏ (сообщение Иордана).

Данные археологии побуждают поселить‏ этих славян‏ между‏ верховьями‏ Днестра и‏ Днепра.

В целом история‏ государства готов‏ относится,‏ так сказать,‏ к истории российского пространства, а‏ не русского‏ народа.‏ Черняховская‏ культура не получила ярко‏ выраженного археологического‏ продолжения в‏ славянских‏ культурах‏ Поднепровья VII—VIII вв.,‏ и это отсутствие‏ преемственности не‏ позволяет‏ говорить о‏ существенной роли‏ государства готов в культурно-историческом развитии‏ славянства.

Значение‏ готского‏ переселения для‏ славян состояло‏ главным образом‏ в‏ том, что‏ оно невольно способствовало расширению области‏ славянской колонизации‏ Восточной‏ Европы, ибо в своём движении на юг готы‏ увлекли за‏ собой‏ значительную часть‏ висленских славян, которые заселили Верхнее‏ Поднестровье и‏ западную‏ часть‏ Среднего Поднепровья.‏ Набеги славян на‏ империю в‏ составе‏ готских войск‏ можно рассматривать в качестве своеобразной‏ разведки, во‏ время‏ которой‏ славяне могли познакомиться с‏ военным искусством‏ своего будущего‏ противника‏ и‏ получить представление о‏ географии задунайских земель.‏  

С Аттилой‏ —‏ на штурм‏ Гесперии (так‏ греки называли западные области Средиземноморья,‏ в‏ узком‏ смысле —‏ Италия)

Этническая и‏ языковая принадлежность‏ гуннов‏ — вопрос‏ дискуссионный. Традиционный взгляд видит в‏ них тюркский‏ народ‏ сюнну или хьюнг-ну (Huing-nu), упоминаемый в китайских хрониках‏ за несколько‏ столетий‏ до н.‏ э. Под натиском империи Хань‏ сюнну якобы‏ постепенно‏ откочёвывали‏ из Внутренней‏ Азии на запад,‏ включая в‏ свою‏ орду покорённые‏ народы — монголов, угров, тюркские‏ и иранские‏ племена.‏

Однако‏ археологических памятников сюнну западнее‏ Средней Азии‏ не обнаружено.‏ Там‏ же‏ теряют следы сюнну‏ и письменные источники‏ I—II вв.‏ Поэтому‏ с гораздо‏ большей вероятностью‏ гунны IV—V вв. могут быть‏ отождествлены‏ с‏ племенем хунну,‏ о котором‏ уже в‏ середине‏ II в.‏ писал Птолемей, помещая его значительно‏ западнее Дона,‏ между‏ Днестром и Средним Поднепровьем. По всей видимости, эти‏ хунну принадлежали‏ к‏ угро-финской языковой‏ семье. Но хуннская орда была,‏ конечно, неоднородна‏ по‏ своему‏ этническому составу.‏ К середине IV‏ в. хунну‏ подчинили‏ себе тюркские‏ и сарматские племена Подонья и‏ Поволжья. Это‏ племенное‏ объединение‏ и получило в Европе‏ название «гунны».

-5

Военное‏ преимущество гуннам‏ обеспечивала‏ их‏ тактика. В начале‏ сражения, избегая рукопашного‏ боя, они‏ кружили‏ вокруг противника‏ и осыпали‏ его стрелами до тех пор,‏ пока‏ вражеские‏ боевые порядки‏ не приходили‏ в полное‏ смятение,‏ — и‏ тогда решительным ударом собранных в‏ кулак конных‏ масс‏ гунны довершали разгром. В рукопашном бою они орудовали‏ мечами, «нисколько‏ не‏ помышляя о‏ себе», как замечает Аммиан Марцеллин.‏

В 371‏ г.‏ гунны‏ ворвались во‏ владения Эрманариха. Под‏ ударом гуннов‏ держава‏ готов рухнула‏ в одночасье. Престарелый Эрманарих в‏ отчаянии покончил‏ с‏ собой.‏ Большинство остроготов отступило на‏ запад, к‏ Днестру; оставшиеся‏ признали‏ власть‏ гуннов, и только‏ небольшой части остроготов,‏ укрепившейся на‏ Керченском‏ полуострове, удалось‏ сохранить свою‏ независимость.

-6

Гунны между тем обрушились‏ на‏ везеготов,‏ устроив им‏ настоящую бойню.

В‏ 376 г.‏ десятки‏ тысяч спасающихся‏ от нашествия везеготских семейств появились‏ на берегу‏ Дуная,‏ умоляя римские власти позволить им переправиться и поселиться‏ во Фракии.‏ За‏ ними шли‏ остроготы, слыша за своей спиной‏ топот и‏ ржание‏ гуннских‏ лошадей. Император‏ Валент согласился принять‏ везеготов, намереваясь‏ использовать‏ их для‏ пограничной службы на дунайской оборонительной‏ линии. Однако‏ вскоре‏ везеготы,‏ не получая положенного довольствия,‏ взбунтовались, и‏ римлянам пришлось‏ усмирять‏ их‏ силой оружия. Но‏ на помощь разбитым‏ везеготам пришли‏ остроготы.‏ 9 августа‏ 378 г.‏ на равнине возле Адрианополя римские‏ легионы‏ были‏ растоптаны готской‏ кавалерией. Император‏ Валент пал‏ в‏ сражении, и‏ даже тело его не было‏ найдено. Его‏ преемник,‏ император Феодосий I, с большим трудом спас положение,‏ даровав готам‏ права‏ федератов (союзников‏ империи, получающих регулярное жалованье).

Тем временем‏ в Паннонию‏ вступила‏ гуннская‏ орда, увлекая‏ за собой аланов,‏ угров, булгар и‏ другие‏ кочевые племена‏ южных степей. Эти события были‏ началом Великого‏ переселения‏ народов.

-7

После‏ смерти Эрманариха новый поход‏ против славян‏ предпринял его‏ наследник,‏ король‏ (rex) Винитарий. Это‏ событие произошло в‏ конце IV-го‏ или‏ в начале‏ V в.‏ В то время готы обитали‏ уже‏ на‏ Нижнем Дунае.‏ Поднестровские славяне,‏ воспользовавшись крушением‏ державы‏ Эрманариха, вернули‏ себе независимость. Для Винитария, который,‏ по словам‏ Иордана,‏ «с горечью переносил подчинение гуннам», поход против славян‏ был пробным‏ шагом‏ на пути‏ к освобождению готов от гуннского‏ владычества. В‏ первой‏ стычке‏ славяне взяли‏ верх, но окончательная‏ победа осталась‏ всё-таки‏ за готами.‏ Чтобы наказать славян и удержать‏ их в‏ повиновении,‏ Винитарий‏ прибегнул к террору. По‏ его приказу‏ был распят‏ славянский‏ «король»‏ (regem) по имени‏ Боз (или Бож).‏ Вместе с‏ ним‏ подверглись казни‏ его сыновья‏ и семьдесят племенных старейшин, «чтобы‏ трупы‏ повешенных‏ удваивали страх‏ покорённых» (Иордан).‏

Равенство в‏ титулатуре‏ Винитария и‏ Боза подчёркивает возросшую мощь славян.‏ Видимо, Боз‏ возглавлял‏ крупный союз семидесяти славянских родов.

В то же время‏ в имени‏ готского‏ короля различимы‏ два компонента: в первой его‏ части отражён‏ этноним‏ «венеты»,‏ второй компонент‏ — готское arjan‏ — означает‏ «пахать,‏ потрошить», следовательно,‏ Vinith-arius переводится буквально как «потрошитель‏ венетов». (См.:‏ Трубачёв‏ О.‏ Н. Germanica и Pseudogermanica‏ в древней‏ ономастике Северного‏ Причерноморья.‏ Этимологический‏ комментарий // Этимология.‏ 1986–1987. М., 1989.‏ С. 51.)

Hовое‏ подчинение‏ славян готам‏ было непродолжительным,‏ ибо уже в следующем году‏ гуннский‏ вождь‏ Баламбер убил‏ Винитария и‏ пресёк попытку‏ готов‏ восстановить своё‏ государство.

Вторжение гуннов в Северное Причерноморье‏ и Крым‏ было‏ подобно падению камня, вызвавшему сход горной лавины. Современники‏ в связи‏ с‏ этим единогласно‏ пишут о «внезапном натиске», «внезапной‏ буре» и‏ уподобляют‏ гуннское‏ нашествие «снеговому‏ урагану в горах».

Но‏ то была‏ лишь‏ прелюдия к‏ стремительному гуннскому рейду в Европу,‏ потрясшему античный‏ мир.‏ Это‏ произошло после того, как‏ гуннскую орду‏ возглавил Аттила.

Лагерь‏ Аттилы,‏ ограждённый‏ деревянным частоколом, располагался‏ в паннонских степях.‏ Именно отсюда‏ донеслось‏ до нас‏ первое славянское‏ слово. Иордан рассказывает, что после‏ смерти‏ Аттилы‏ труп гуннского‏ вождя был‏ выставлен посреди‏ степи‏ в шатре,‏ и всадники, объезжая его кругом,‏ устраивали нечто‏ вроде‏ ристаний, оплакивая его в погребальных песнопениях, в которых‏ превозносились подвиги‏ покойного.‏ «После того‏ как он был оплакан такими‏ рыданиями, —‏ пишет‏ Иордан,‏ — они‏ устраивают наверху его‏ кургана великое‏ пиршество,‏ которое они‏ сами называют страва, и, сочетая в‏ себе поочерёдно‏ противоположное,‏ выражают‏ похоронную скорбь, смешанную с‏ радостью...».

Термин «страва»‏ (strava) в‏ смысле‏ «погребальное‏ пиршество, поминки» известен‏ только в славянских‏ языках. Так,‏ в‏ польском и‏ чешском он‏ имеет значение «пища». По всей‏ видимости,‏ гунны‏ заимствовали его‏ у славян‏ вместе с‏ какими-то‏ чертами, обогатившими‏ их собственный погребальный обряд. А‏ это свидетельствует‏ о‏ значительном влиянии славянского элемента в гуннской орде, по‏ всей видимости,‏ весьма‏ многочисленного.

С появлением‏ Аттилы варварство, доселе почти безымянное‏ и безликое,‏ обретает‏ имя‏ и лицо.‏ Из своего далёкого‏ степного стана‏ он‏ грозил империи,‏ уже разделённой, и Рим с‏ Константинополем истощали‏ свою‏ казну,‏ чтобы удовлетворить его требования.‏ Посланники империи‏ униженными просителями‏ приближались‏ к‏ деревянному ханскому дворцу,‏ весьма искусно построенному‏ из брёвен‏ и‏ досок и‏ украшенному резьбой,‏ где подвергались долгим мытарствам, прежде‏ чем‏ быть‏ допущенными внутрь,‏ за линию‏ оград и‏ частоколов.‏ Представ перед‏ Аттилой, они видели большеголового человека‏ с проседью,‏ коренастого,‏ широкогрудого, курносого, безбородого, почти черного лицом; маленькие глазки‏ его обыкновенно‏ горели‏ гневом. Во‏ время пиршества владыка гуннов ел‏ и пил‏ из‏ деревянной‏ посуды, тогда‏ как его гостям‏ подавали яства‏ на‏ золотых и‏ серебряных блюдах. Посреди пира он‏ оставался неподвижен,‏ и‏ только‏ когда в залу входил‏ младший из‏ его сыновей,‏ взгляд‏ «Бича‏ Божьего» смягчался и,‏ ласково схватив ребёнка‏ за щеку,‏ он‏ привлекал его‏ к себе.

Сознавая‏ слабость обоих частей разделённой Римской‏ империи,‏ Аттила‏ вёл себя,‏ как подлинный‏ повелитель мира.‏ Он‏ требовал от‏ западного и восточного императоров выполнения‏ всех своих‏ желаний‏ и даже капризов. В конце концов он захотел‏ получить от‏ Феодосия‏ баснословную дань,‏ а от Валентиниана — его‏ сестру Гонорию‏ и‏ половину‏ империи в‏ качестве приданого. Встретив‏ от того‏ и‏ другого отказ‏ в своих притязаниях, Аттила решил‏ атаковать сразу‏ обоих‏ своих‏ врагов. Два гуннских посланника‏ в один‏ день предстали‏ перед‏ Феодосием‏ и Валентинианом, чтобы‏ сказать им от‏ имени своего‏ повелителя:‏ «Аттила, мой‏ господин и‏ твой, приказывает тебе приготовить дворец,‏ ибо‏ он‏ придёт».

И он‏ действительно пришёл‏ в страшный‏ 451‏ год. Потрясённые‏ современники уверяют, что его приход‏ возвестили кометы,‏ лунное‏ затмение и кровавые облака, посреди которых сражались призраки,‏ вооружённые пылающими‏ копьями.‏ Люди верили,‏ что наступает конец света. Их‏ можно понять:‏ это‏ было‏ уже не‏ нашествие, а потоп,‏ Германия и‏ Галлия‏ исчезли в‏ водовороте людских масс. Помимо гуннов‏ Аттила привёл‏ с‏ собой‏ булгар, аланов, остроготов, гепидов,‏ герулов, часть‏ франкских, бургундских‏ и‏ тюрингских‏ племён. Источники умалчивают‏ о славянах, однако‏ не приходится‏ сомневаться,‏ что они‏ также присутствовали‏ в качестве вспомогательных отрядов в‏ этой‏ разноплемённой‏ орде. Собственно,‏ только этим‏ и можно‏ объяснить‏ отмеченное выше‏ влияние славян на гуннские обычаи.‏ По словам‏ Иордана,‏ гунны держали во власти весь варварский мир. А‏ писавший в‏ середине‏ XIII в.‏ Рубрук прямо утверждал, что «множество‏ их (славян)‏ было‏ вместе‏ с гуннами».

И‏ всё же на‏ этот раз‏ Гесперия‏ устояла. Полководец‏ Аэций, последний из великих римлян,‏ противопоставил гуннской‏ орде‏ коалицию‏ германских племён — гибнущую‏ цивилизацию должны‏ были отстаивать‏ варвары.‏ Знаменитая‏ «битва народов» произошла‏ в июне 451‏ г. на‏ обширных‏ Каталаунских полях‏ в Галлии‏ (в 150 км восточнее Парижа).‏ Противникам‏ так‏ и не‏ удалось сломить‏ друг друга,‏ но‏ спустя несколько‏ дней Аттила, не возобновив сражения,‏ увёл свою‏ орду‏ назад в Паннонию. Солнце античной цивилизации замедлило свой‏ кровавый закат.

На‏ следующий‏ год Аттила‏ опустошил Северную Италию и, обременённый‏ добычей, снова‏ вернулся‏ в‏ придунайские степи.‏ Он готовился нанести‏ удар по‏ Восточной‏ Римской империи,‏ но в 453 г. внезапно‏ скончался. После‏ его‏ смерти‏ Гуннская империя быстро распалась.

Гуннское‏ «опустошение мира»‏ сыграло важную‏ роль‏ в‏ истории славянского племени.‏ В отличие от‏ скифских, сарматских‏ и‏ готских вторжений,‏ нашествие гуннов‏ было чрезвычайно масштабным и привело‏ к‏ разрушению‏ всей прежней‏ этнополитической ситуации‏ в варварском‏ мире.‏ Уход на‏ запад готов и распад империи‏ Аттилы позволили‏ славянам‏ в V в. начать широкую колонизацию Северного Подунавья,‏ низовьев Днестра‏ и‏ среднего течения‏ Днепра. А перемещение воинственных германских‏ племён на‏ территорию‏ Западной‏ Римской империи‏ освободило для славян‏ земли по‏ течению‏ Одера и‏ Эльбы. Через всю Центральную и‏ Восточную Европу,‏ от‏ Эльбы‏ и до низовьев Днестра,‏ протянулся широкий‏ «славянский пояс».

-8

Началось‏ самое‏ длительное‏ и масштабное в‏ истории переселение. Этот‏ мощный колонизационный‏ порыв,‏ зародившийся на‏ заре Средневековья‏ в Висло-Одерском междуречье, иссяк лишь‏ спустя‏ полтора‏ тысячелетия, достигнув‏ берегов холодной‏ Аляски и‏ знойной‏ Калифорнии.

Но об‏ этом в следующий раз.

Для проявления душевной щедрости

Сбербанк 2202 2002 9654 1939

Мои книги

https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/

У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!

Последняя война Российской империи (описание и заказ)

Добавьте описание
Добавьте описание

ВКонтакте https://vk.com/id301377172

Мой телеграм-канал Истории от историка.