Найти тему
Мир кораблей

Быстрые и опасные полигоны для новых технологий. Французские эсминцы типа «Ягуар»

Оглавление

После Первой мировой войны во французском флоте придерживались доктрины «Молодой школы». В соответствии с ней основной упор делался на применение и развитие лёгких сил. Предвоенные французские миноносцы строились по принципу «не качеством, а количеством». Они уступали итальянским и австро-венгерским одноклассникам по своим боевым возможностям, но превосходили их численно. В послевоенное же время ослабевшая французская экономика не могла выдержать такую нагрузку. Тем не менее флот нуждался в усилении кораблями, способными противостоять итальянским 2000-тонным эсминцам с их 120-мм орудиями.

🎁 Вступай в онлайн-сражения: https://krbli.ru/3v2h7WK (подарок по ссылке)

-2

Разработка проекта и строительство

Эскизный чертёж проекта
Эскизный чертёж проекта

В конце 1920 года была начата работа над проектом перспективного контрминоносца водоизмещением свыше 2000 тонн. Он должен был нести мощное #вооружение из 130-мм орудий, развивать скорость не менее 35,5 узлов и иметь дальность хода в 3000 миль. Уже в апреле 1921 года было представлено несколько проектов. Наиболее перспективными казались варианты с одной спаренной и четырьмя одиночными установками ГК, а также с двумя спаренными и тремя одиночными. После испытаний выяснилось, что спаренная установка 130-мм орудий является громоздкой, тяжелой и недостаточно эффективной. Поэтому в конце 1921 года был предложен проект с пятью одиночными орудиями. Его утвердили в начале 1922 года. Уже в марте был выделен бюджет на строительство 6 единиц. Два эсминца планировалось заложить по программе 1922 года, а еще четыре — по программе 1923 года. Но фактически в 1922 году заложили только два корабля серии. Головной эсминец получил имя «Ягуар», второй назвали «Пантера». Остальные были заложены в 1923 году. «Ягуар», «Шакал» и «Пантера» вступили в строй в 1926 году, а в 1927 году приняли на вооружение «Леопард», «Тигр» и «Рысь».

Описание конструкции и корпуса

«Ягуары» получили длинный и вытянутый корпус с высоким соотношением длины к ширине — 119,7 м к 11,1 м. Стандартное водоизмещение составило 2126 тонн, полное — 3075 тонн. Сам корпус выполнялся из кораблестроительной стали толщиной 5-10 мм с клёпочным соединением деталей.

Сборка корпуса эсминца «Ягуар»
Сборка корпуса эсминца «Ягуар»

На этих эсминцах впервые во французском флоте применили удлинённый полубак, занимавший примерно 25% длины корпуса. Он оканчивался за массивной четырехъярусной носовой надстройкой. От полубака до кормы шла верхняя палуба. За носовой надстройкой размещались ещё две одноярусные надстройки — средняя и кормовая. Главная палуба выполнялась непрерывной. Нижняя палуба прерывалась отсеками машинных и котельных отделений.

Для повышения живучести корпус внутри разделялся на водонепроницаемые отсеки 11-ю поперечными переборками. 80% длины корпуса занимало двойное дно, от которого до верхней палубы поднималась продольная водонепроницаемая переборка.

Силовая установка

Впервые во французском флоте на эсминцах типа «Ягуар» массово применили паротурбинную ГЭУ. Ранее она была опробована на одном из эсминцев типа «Ансень Ру». ГЭУ включала в себя 2 ТЗА и 5 котлов. Её проектная мощность составляла 52000 л.с. Так как все эсминцы строились на разных верфях, то на «Ягуар», «Пантеру», «Шакал» и «Тигр» установили импульсные ТЗА компании Rateau-Bretagne, а на «Рысь» и «Леопард» поставили реактивные турбины компании Breguet-Laval. Установка турбин являлась безусловным новшеством, поэтому поначалу они были подвержены различным «детским» болезням. Проблемы с турбинами Rateau-Bretagne удалось устранить в полном объёме. А вот турбины Breguet-Laval вызывали постоянные нарекания из-за частых поломок. Устранение проблем на них заняло около года.

Турбины Rateau-Bretagne
Турбины Rateau-Bretagne

На ходовых испытаниях все эсминцы без проблем развивали проектную скорость в 35,5 узла и держали её в течение длительного срока. В боевых условиях они могли поддерживать скорость в 30 узлов без перегруза машин.

Стандартный запас топлива составлял 530 тонн. При 13-узловом экономическом ходе его хватало на 2900 миль. При скорости в 35 узлов дальность плавания составляла всего 600 миль.

Вооружение

Главный калибр

В пяти одноорудийных открытых щитовых установках по линейно-возвышенной схеме размещались 130-мм #орудия Modele 1919 с длиной ствола 40 калибров. В носовой и кормовой части размещались по два орудия друг над другом. Ещё одно располагалось на средней надстройке за третьей дымовой трубой. Само по себе 130-мм орудие являлось простым, надёжным и удобным в эксплуатации, но отличалось невысокой точностью при стрельбе на средние и дальние дистанции из-за короткого ствола. Дальность стрельбы 32-кг полубронебойным снарядом при максимальном угле возвышения +36° составляла 18,9 км. Бронепробиваемость на дистанции 10 км составляла 80 мм крупповской цементированной брони, на предельной дистанции — 45 мм такой брони.

Орудие 130 мм/40 Model 1919
Орудие 130 мм/40 Model 1919

Практическая скорострельность не превышала 5-6 выстр./мин. из-за устаревшего поршневого затвора. Суммарный боекомплект по штату составлял 660 выстрелов.

Зенитная артиллерия

На момент разработки контрминоносцев типа «Ягуар» морская авиация хотя и существовала, но не считалась серьезной угрозой. Скорость торпедоносцев и бомбардировщиков того времени не превышала 200-300 км/ч, поэтому для борьбы с ними не требовались скорострельные орудия.

Для защиты от авиации предусматривалось два 75-мм зенитных орудия Modele 1924, смонтированных на поворотных зенитных станках Modele 1922 ближе к корме. При максимальном угле возвышения +90° эти орудия могли вести огонь осколочно-фугасными снарядами на высоту до 8000 м, а максимальная дальность стрельбы достигала 15 км. Боевая скорострельность не превышала 12 выстр./мин., что являлось приемлемым показателем на то время.

Для ПВО ближнего радиуса использовались два спаренных 8-мм пулемёта «Гочкисс» Modele 1914 в зенитных станках Modele 1926. Зенитные пулемётные установки размещались на носовой надстройке. Сами же пулемёты хранились отдельно и устанавливались на них только в случае необходимости.

Торпедное вооружение

Два трёхтрубных 550-мм торпедных аппарата Schneider Modele 1920T располагались спереди и сзади средней надстройки. Аппараты имели поворотную конструкцию с углом поворота 30 градусов и снаряжались торпедами Modele 1919D с боевой частью массой 250 кг. Такие торпеды имели дальность хода 14 км при скорости 25 узлов или 6 км при скорости 35 узлов. Боекомплект составлял 6 торпед, расположенных в аппаратах.

Противолодочное вооружение

Кормовая оконечность эсминца с механизмами спуска глубинных бомб
Кормовая оконечность эсминца с механизмами спуска глубинных бомб

В связи с усилением угрозы со стороны субмарин контрминоносцы типа «Ягуар» получили достаточно мощное для своего времени противолодочное вооружение. Под кормой располагались два жёлоба, в которых размещались по 6 глубинных 200-кг бомб Guiraud Model 1922 200 KG. Сброс производился электроприводом либо вручную. Возле первой дымовой трубы также были установлены четыре штыревых бомбомёта Thornycroft Model 1918, каждый из которых снаряжался 100-кг глубинной бомбой Guiraud Model 1922 100 KG. Дальность метания составляла 60 метров. Боекомплект включал в себя 12 бомб массой 200 кг и 30 бомб массой 100 кг. Также в комплект ПЛО входили две буксируемые противолодочные мины Ginocchio, которые сняли с вооружения в 1939 году из-за их низкой боевой эффективности.

Модернизации

В период с 1925 по 1940 год все эсминцы серии неоднократно модернизировались:

· 1925 год. Изменен состав противолодочного вооружения. Добавили ещё один бомбосбрасыватель для 100-кг бомб. Их количество сократили до 12, а число 200-кг бомб увеличили до 20.

· 1927 год. Установлена принципиально новая СУО с электромеханическим вычислителем Model 1923 Type B, системой управления углами наведения Granat GD II и трёхметровыми стереоскопическими дальномерами OPL 25 E.1926. Для 130-мм орудий смонтировали автоматические загрузочные люки, что позволило повысить скорострельность. Для обнаружения подлодок установили ультразвуковой эхолот SCAM 29.

· 1932 год. Зенитные 75-мм орудия демонтировали, а вместо них установили 13,2-мм пулемёты «Гочкисс» Modele 1929 в спаренных зенитных станках CAD Model 1931. Также демонтировали бомбомёты из-за того, что они создавали повышенную нагрузку на корпус при стрельбе.

· 1939 год. Вновь были установлены бомбомёты Thornycroft, но изменилось их расположение. Два монтировались возле первой дымовой трубы, ещё два расположили в кормовой части. Установили новейшую на то время британскую гидроакустическую станцию ASDIC Type 123. Вместо носовой мачты планировалась установка спаренной зенитной установки с 37-мм полуавтоматами, но их успел получить только #эсминец «Пантера».

Боевая служба

Эсминец «Ягуар» в Бресте, сентябрь 1938 года
Эсминец «Ягуар» в Бресте, сентябрь 1938 года

В годы Второй мировой войны из шести эсминцев этого типа французский флот потерял пять. «Ягуар» и «Шакал» погибли в мае 1940 года от немецкой авиации. «Рысь», «Тигр» и «Пантера» повторили судьбу большинства французских кораблей. Они были затоплены экипажами в Тулоне 27 ноября 1942 года. «Леопард» был захвачен британцами и воевал под флагом «Свободной Франции». В 1943 году он напоролся на камни в районе Бенгази и был брошен экипажем из-за сильных повреждений. Войну пережил только «Тигр». В 1943 году его подняли итальянцы и включили в состав своего флота в качестве транспорта. После войны он был возвращён Франции и использовался как учебный корабль до 1954 года. После этого его отправили на металлолом.

Оценка проекта

Контрминоносцы типа «Ягуар» фактически являлись первыми в своём классе. Поэтому у них имелось достаточно много недостатков. Их мореходность оставляла желать лучшего. Даже при небольшом волнении они были подвержены сильной качке и крену. Из-за перегруженной верхней части эсминцы имели небольшую остойчивость и сильно зарывались в волну носом. Несовершенная СУО не позволяла вести точный огонь на дистанции свыше 5-7 км. Устаревшая артсистема не обеспечивала приемлемую скорострельность для этого типа кораблей. К тому же из-за слабого зенитного вооружения и недостаточной манёвренности на высоких скоростях «Ягуары» были уязвимы к атакам авиации.

Тем не менее именно на «Ягуарах» впервые во французском флоте опробовали паротурбинные силовые установки, которые впоследствии устанавливали на все остальные корабли. Да и сама концепция истребителя эсминцев была признана удачной и нашла своё развитие в дальнейших проектах «Гепард», «Ле Фантаск» и «Могадор».

-9

Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал.

Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей

🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь и получите приветственные подарки: https://krbli.ru/3v2h7WK