Найти тему
Эпонимы и Мы

ЗАКОН КЭМПБЕЛЛА

Многие законы, эффекты, феномены, правила и пр. довольно похожи. А некоторые просто дублируют и копируют друг друга. Помните, я рассказывал вам про ЗАКОН ГУДХАРТА? Напомню его суть: "Когда экономический показатель становится целевой функцией для проведения экономической политики, прежние эмпирические закономерности, использующие данный показатель, перестают действовать".

Если применить его не только к политике, а, например, образованию, получится то же самое, что мы и наблюдаем сегодня.

А вот как выглядит ЗАКОН КЭМПБЕЛЛА: "Чем чаще какой-либо количественный социальный показатель используется для принятия социальных решений, тем больше он подвержен коррупционному давлению и тем более склонен искажать и искажать социальные процессы, которые он призван отслеживать".

По-моему, очень похоже, не правда ли? И там и тут прям-таки напрашивается аналогия с ЕГЭ, ибо это коллективное испытание задумано как инструмент проверки знаний выпускников, но, во-первых, оно связано с деньгами, а значит, см. ЗАКОН ГУДХАРТА, и во-вторых, оно используется для принятия социальных решений, следовательно, см. ЗАКОН КЭМПБЕЛЛА.

Фото с сайта https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5f1ced819a79471a492e471f?utm_source=smi2&utm_medium=smi2&utm_campaign=smi2
Фото с сайта https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5f1ced819a79471a492e471f?utm_source=smi2&utm_medium=smi2&utm_campaign=smi2

Если перекинуться на какую-нибудь другую сферу, например, здравоохранения, получится та же петрушка: как только решили, что зарплата медика должна быть увязана с количеством обслуженных им больных, тут же, по ЗАКОНУ ГУДХАРТА, у врачей возникло непреодолимое желание прогнать через себя как можно больше недужных, чтобы заработать побольше. И как только количественный показатель обслуженных пациентов стал влиять на карьерный рост медиков, сразу же, по ЗАКОНУ КЭПМБЕЛЛА, захотелось приписать себе много-много обслуженных больных, да чтобы все непременно выздоровели и остались довольны.

Ещё в 1976 году В 1976 году автор "своего" закона, Дональд Кэмпбелл писал: "Тесты достижений вполне могут быть ценными показателями общих школьных достижений в условиях нормального обучения, направленного на общую компетентность. Но когда результаты тестов становятся целью учебного процесса, они теряют свою ценность как показатели образовательного статуса и искажают учебный процесс нежелательным образом. (Подобные предубеждения, конечно, окружают использование объективных тестов на курсах или в качестве вступительных экзаменов.)"

Источник - https://en.wikipedia.org/wiki/Donald_T._Campbell

Лучше не скажешь. Повторяю, ЕГЭ как инструмент вполне имеет право на существование. Но когда инструмент превращается в самоцель, когда из него делают кумира и уже под него подгоняют весь учебный процесс, это примерно то же самое, как если бы людей на работу подбирали, исходя из того, подходят ли они под имеющийся на объекте молоток, или нет. А само здание строили, исходя из той же логики - можно ли его построить этим самым молотком или нет.

Фото с сайта https://en.wikipedia.org/wiki/Donald_T._Campbell
Фото с сайта https://en.wikipedia.org/wiki/Donald_T._Campbell

Дональд Томас Кэмпбелл (20 ноября 1916 – 6 мая 1996) - американский социолог, один из самых цитируемых психологов XX века.

Получил образование в Калифорнийском университете в Беркли. Во время Второй мировой войны служил в Военно-морском резерве США, затем продолжил обучение в том же университете.

Работал в университетах Огайо, Чикаго, Северо-Западном и Лихайском университете, Школе Максвелла при Сиракузском университете.

Был избран членом Американской академии искусств и наук, членом Национальной академии наук, членом Американского философского общества.

Как учёный, Кэмпбелл утверждал, что для разработки надежных исследовательских проектов и обеспечения конвергентной и дискриминационной валидности требуется сложное использование многих подходов, каждый из которых имеет свои собственные, но измеримые недостатки.

А ещё он считал, что государственную политику можно улучшить с помощью экспериментов. И выступал за более совместный метод государственной политики с участием различных заинтересованных сторон и использованием экспериментов и данных в качестве руководства для принятия решений.

Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!