Найти тему
6000 миль до Голливуда

Драка в библиотеке. Ироничные приключения в духе "Сокровища нации".

("Либерея: Охотники за сокровищами", 2022, Россия)

Если кто спросит, чем сильнее всего удивляет меня наше кино в последнее время, мой ответ будет оригинальным, хотя и скучным.
А именно: радует меня, что в наше кино наконец-то вернулась Ее сиятельство Дикция! Я, конечно, не берусь отвечать за все вышедшие в минувший год фильмы. Но в тех, что не прошли мимо меня, актеры, включая молодых, изъяснялись, как и положено делать это на театральной/кинематографической сцене: внятно и разборчиво - без мямленья и бубнежа.
Молодцы! Не то, что
еще совсем недавно, когда, казалось, весь молодняк в русском актерстве аж соревновался между собой, кто "прзнсет свои рплки нболее кряво".

Когда у тебя за спиной постоянно шушукаются: "Вон, смотри, идет мужик, который в "Левиафане" водку из горла хлестал, и которого Сол Гудман в "Никто" миной взорвал!"
Когда у тебя за спиной постоянно шушукаются: "Вон, смотри, идет мужик, который в "Левиафане" водку из горла хлестал, и которого Сол Гудман в "Никто" миной взорвал!"

К счастью, "Либерея" вызывает здоровые эмоции не только грамотной актерской речью и живыми безпафосными диалогами, но и много чем еще.
Но прежде всего - четким пониманием режиссера Сергея Орлова, как надо снимать приключенческое кино в духе "
Индианы Джонса" и "Сокровища нации", уж коли ты взялся за столь нелегкое дело.

Вышло, разумеется, не без соринок и даже одного бревна в глазу (о нём - ниже), но в данном конкретном случае это терпимые издержки.
Главное, что картина получилась нескучной, забавной, динамичной и почти в каждой ее сцене есть своя прикольная изюминка, либо "вот-это-подвыверт". Что еще больше разнообразит похождения местных доморощенных кладоискателей и приятно щекочет зрительское пузико постоянным ожиданием какого-нибудь сюрприза.

Как говорится, Пикассо и не снилось: серебряный Серебряков едет на самокате по рельсам московского метрополитена. Сказал бы я еще, куда он едет, но это будет уже спойлер.
Как говорится, Пикассо и не снилось: серебряный Серебряков едет на самокате по рельсам московского метрополитена. Сказал бы я еще, куда он едет, но это будет уже спойлер.

Образы всех героев "Либереи", кроме главного, тоже срисованы сценаристом Золотаревым с "Сокровища нации" - которое в свою очередь не стеснялось брать пример с "Индианиады" Спилберга, - однако их "русификация" прошла удачно.
Особенно "улыбнул" Алексей Серебряков в роли взбалмошного папаши-ученого, рехнувшегося на почве тайны, что он всю жизнь мечтает разгадать. Точь-в-точь, как персонажи Шона Коннери и Джона Войта из вышеназванных картин. Разве что Серебряков добавил своему Аркадию типичный облик младшего научного сотрудника из советского НИИ - человека, в коем сочетаются недюжинные знания с наивной верой во всяких Аланов Чумаков и прочую модную тогда белиберду.
Получилось колоритно и "ностальгично" - прямо хоть отдельный фильм про папашу Аркадия снимай, честное слово.

Главный же герой "Либереи", молодой московский бизнес-гений Илья (Тихон Жизнев) заработал свои миллионы на том, что создал... самокатную империю. То есть производил и продавал модные самокаты и с некоторых пор ни в чем себе не отказывал. Но, как и положено персонажу-"хорошисту", высокомерием не страдал и зла другим не делал. По крайней мере целенаправленно, а если кто когда и разбивался на его самокатах, то он-то здесь при чем - ПДД надо соблюдать.
И без того парень не бедствовал, а тут еще его скончавшаяся прабабушка оставила ему в наследство квартиру в одном из "сталинских" домов. Которую Илюха по новой рассейской традиции тотчас бросился перепланировать...
...Ну и обнаружил сокрытый в стене артефакт с письменами, в котором знающие люди опознали оклад старинной и ценной книги. Но это случится уже после того, как Илюха выложит "фотачки" артефакта во "вконтактик" - совершенно не представляя, чем ему это вскоре отрыгнется.

- Ах эта девушка/ Меня с ума свела/ В багажник только бы/ Теперь вошла!
- Ах эта девушка/ Меня с ума свела/ В багажник только бы/ Теперь вошла!

"Отрыгнулась" илюхина безалаберность тем, что вскоре к нему наведались какие-то мутные типы. А когда он не стал продавать им прабабкин оклад за 20 миллионов рублей - как говорится, не смешите самокатного барона! - гости взялись крайне невежливо его убивать.
И наверняка убили бы, кабы он не отказался потакать сему вопиющему бескультурью и не задал от них деру. И, естественно, кабы ему на подмогу вдруг не явился родной папа Аркадий, которого Илюха не видел, считай, с рождения. И который - вот совпадение! - тоже узнал про проклятый артефакт и тоже имел к нему отношение.

Вернее, батяня был в курсе, что при строительстве метро его бабка, илюхина прабабка, нашла "библиографическую" древность, да только Аркадию ее никогда не показывала. Тогда как он - типичный сумасшедший ученый, - предполагал, что эта находка имеет отношение к легендарной не найденной библиотеке Ивана Грозного, так называемой Либерее. Чьими поисками Аркадий был столь же одержим, как Илюха - своими самокатами.

И, естественно, отец и сын теперь объединятся, чтобы расшифровать письмена на окладе и не дать мутным типам завладеть ни артефактом, ни сокровищами, к которым он, вероятно, их приведет. Но не сразу, само собой, а обязательно заставив кладоискателей вдоволь побегать по российским просторам. Ведь тот, кто когда-то прятал Либерею, не закопал ее под старым дубом и не поставил на карте крестик, а изгалялся в худших традициях Данилки Коричневого. То есть любил трепать потомкам нервы топографическими головоломками. Теми, что мы в детстве называли "казаками-разбойниками", а нынешняя молодежь нарекла скучным словом "квесты".
Так, стоп! По-моему, кого-то не хватает.
Ну конечно - гиперактивной и суперумной красотки, без которой такие истории невозможны в принципе.
Что ж, нарисуется и она (Диана Пожарская), после чего покажет этим двум остолопам-мужикам и где раки зимуют, и куда, ясен клад, Иван Грозный заныкал свою букинистику.

Вот почему Карлсон и не прилетает на крыши Москва-сити.
Вот почему Карлсон и не прилетает на крыши Москва-сити.

И о вышеупомянутом "бревне в глазу".
Жаль, но при всех достоинствах "
Либереи" ее финал получился безнадежно скомканным и "слитым". То есть вот, казалось бы, настало время для главной битвы Добра со Злом, и даже первыми ударами противники обменялись,- но тут вдруг упс! - всё закругляется и сворачивается. Да так резко, что ни свет потушить, ни масло слить.
Блин, то ли деньги у творцов Либереи так некстати кончились, то ли еще какая беда приключилась, но вышло, скажем прямо, довольно некультяписто.

***

В общем, как я всегда говорил и не устаю повторять: ведь могут же, когда по-настоящему захотят! В смысле - снять кино, чтобы вам было нестыдно его и самому посмотреть, и детям показать. И хоть концовка у "Либереи", к сожалению, подкачала, всё прочее в ней сработано на достойном уровне и не вызывает у зрителя ни испанского, ни другого иностранного и отечественного стыда.
Иными словами, под новогоднюю ёлочку и для расслабухи на диване - самое то!

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 12+):