Музей «Бабьей доли» в Коломне разместил у себя выставку авторских кукол Елены Замазкиной «Когда мои друзья со мной». На выставке представлены авторские куклы не только Елены, но и её учеников и друзей — отсюда и название.
Елена педагог московского центра детского творчества и руководитель музея сказки. Половину года живёт и работает в Москве, а другую половину — в Коломне. Далее рассказывает автор.
Эта выставка — для того, чтобы поделиться. В какой-то момент хочется показать, что из всего, что нас окружает, можно что-то сделать. Не бывает ненужных лоскутков, обязательно что-то из чего-то рождается. Какой есть обрезочек, начинаешь думать, что можно из него сделать и что сможет сделать ребёнок.
По первому образованию я инженер-геодезист. Однажды попробовала на общественных началах работать с детьми, и мне это понравилось. А потом пошла работать в центр детского творчества. 30 лет я проработала с детьми. Первые 10 лет я считала, что нужно отдавать только детям.
Однажды к нам пришла корреспондент и сказала: «Это всё очень хорошо, но где Ваши работы?». И тут я подумала: «Действительно! Что-то я ничего сама не делаю. Постоянно какие-то проекты придумываю с детьми». Позже появилась возможность — открылась школа кукольного дизайна в Москве, я занималась там долгое время на разных курсах.
Началось всё с текстильной куклы. На выставке в центральном доме художника мы с детьми увидели необычных кукол — это была наша «праматерь», как я её называю, Ольга Андриянова — она первый раз там выставила текстильных кукол. Ольга по образованию архитектор. Мы пригласили её к себе в центр творчества и она приехала. Со своими маленькими детьми начала заниматься рукоделием. И это переросло в увлечение больших взрослых девушек, которые стали этому учиться. Мы учились, занимались куклами, аксессуарами, медведями Тедди, потом пошло валяние. Что где валяется, что где попадётся — она перерабатывала всё! А потом она пришла к текстильной скульптуре.
Курсов много, интересных людей много, и ты постоянно учишься. И до сих пор много интересных мастер-классов. Когда есть возможность, я стараюсь за что-то ухватиться. Даже если в мастер-классе ты получаешь 10% информации, значит ты не зря потратила время.
В январе 2023 будет 20 лет, как я начала учиться в школе кукольного дизайна. Одновременно я училась как педагог. Было очень много детских конкурсов, в которых мы участвовали с детьми. Поэтому детские работы, которые остались у меня, я тоже сюда привезла. Они просто живут у меня дома. Дети вырастали, оставляли свои работы и уходили в большую жизнь. Старшим детям, которые у меня занимались уже под 40 лет.
В 2000 году мы со своей ударной детской группой создали детский музей сказки, который был официально зарегистрирован в Москве. Он проработал 18 лет до тех пор, пока центр детского творчества не закрыли. А когда закрыли музей, мне пришлось уговаривать коломенских девочек, кто что возьмёт. Большая часть детских работ ушла в Школу ремёсел, и они там живут и сейчас используются. В Музее любимой игрушки есть некоторые работы.
Раньше в Москве в школах все музеи были на общественных началах. Мне пришлось доучиться на музейного педагога, защитить свой проект музея. Мы получили сертификат №47. То есть в 50 первых музеев мы вошли.
Работы, которые я начала делать 20 лет назад, многие разошлись, некоторые прошли несколько выставок, некоторые подарены. И они уже не для продажи, они просто живут у меня дома. Там где жёлтые этикетки — это всё детские работы. Зелёные — это подарки друзей.
Много лет назад мы хотели с моими рукодельными подругами сделать совместную выставку, потому что занимались разными направлениями: куклы, текстиль, цветочный дизайн, живопись. Не пришлось — кого-то уже нет в этой жизни. И в их память я должна взять не только свои работы, но и работы своих друзей, чтобы они тоже поучаствовали.
Ещё большое моё увлечение было вот таким. Началось с того, что мы с детьми начали делать работы, которые называются «бугорки». То есть они собираются как пазлы, рисуются, потом режутся, делаются объёмные кусочки и потом собираются. Это были бугорки, на которых можно было вышивать, делать аппликации. И постепенно эти бугорки превратились у меня в голове в нечто другое.
Это серия работ «Российские истории про бабу». Вот эта история про то, как одна баба ОДНА весь урожай собрала.
А это история про то, как один мужик бабам в поле помогал. Была ещё работа о том, как одна баба на пенсию ушла, но она утрачена, к сожалению.
И вот эта идея пролежала лет 10, но этим летом мне захотелось рассказать о том, как баба в свой курятник ходила. Вы видите насколько счастливы куры, которые поработали, и насколько усталый несчастный петух.
Это детские работы: куклы на палочке, которые собираются из одной палочки. Зато для детского коллектива очень удобно, когда несколько человек принимает участие, а потом получает результат, с которым можно выйти на большой конкурс. В Москве был замечательный конкурс 20 с лишним лет «Юные таланты Московии». Мы постоянно там принимали участие каждый год.
Москва разделена на округа, и около 16 лет я была куратором окружной выставки «Юные таланты Московии». Каждый год мы проводили детские конкурсы. И после того, как наш конкурс заканчивался, я должна была своих победителей представлять большой конкурс, где они опять проходили отбор.
Наше счастье, что мы с детьми прошли такой боевой путь — практически 20 лет, получили главный приз конкурса «Юные таланты Московии» — девочка на шаре. Это наше самое главное достижение, как Оскар. Переплетение образований, детского творчества и взрослого творчества дало такой результат.
С музеем сказки мы тоже выставлялись, перед кем только не выступали. Однажды в московском зоопарке нас попросили провести семинар на тему: «Что можно делать в зоопарке с детьми?». Я собрала самые простые работы. Когда работаешь в центре детского творчества, часто ставят задачу провести мастер-класс за 30 минут.
Валяние — необыкновенное увлечение, когда из шерсти пушистой иголкой можно слепить всё, что вы хотите. При этом я не скульптор, у меня нет специального художественного образования. Но эти образы сидят где-то в голове, и их можно воплощать.
И что интересно, жизнь меняется! Если в 95-е годы дети могли сделать свои шедевры, и это получались авторские работы для музея сказки, то следующее поколение детей — они смело брали иголку для валяния, которую не каждый взрослый возьмёт, потому что пальцы жалко, но они быстро это освоили, перестали чувствовать боль, сами себе обрабатывали уколы — и никаких проблем.
Мамы разрешили работать с иглой — значит они работали, и они валяли в 3-4 классе достаточно хорошо. Девочка, которая умела в 10-летнем возрасте заниматься рукоделием, может и сейчас этим заниматься — было бы желание.
В те времена 1996 года фабрика «Либерти» отдавала нам маленькие кусочки меха, и вот эти жирафы собраны из очень мелких кусков. Вы сейчас не сможете дать современному ребёнку эти обрезки — он не будет с этим работать. Ему нужно целое полотно, и чтобы он из середины ножницами вырезал.
Всё меняется, конечно. Мы прошли все этапы развития от куколки до бабочки, так скажем. Поэтому руки всё время требуют что-то новое, но когда у тебя ограничено пространство и время, можно взять иголку и валять. Когда у тебя не ограничено пространство, можно валять по-мокрому.
Эта работа моей ученицы, которая в 10-м классе это сделала, затем она закончила Строгановку. И она очень большой мастер: теперь она разъезжает по России с лекциями, ведёт очень интересные мастер-классы. И вообще, девочки выросли очень хорошими рукодельницами: это и дизайнеры по одежде, дизайнеры по ландшафту, многодетные мамы, которые вяжут на заказ очень хорошие игрушки.
Как мой муж говорит: «Не зря жизнь прожита, если есть ученики». Потому что вот это всё — это моё удовольствие. Мой муж помог мне с оформлением, с рамами и подвесами. Мы очень долго думали, как это сделать и вот придумали. Самое главное, что ему понравилось.
Вот гуси, я их очень люблю. Два года длилось это увлечение. Мне было интересно поработать с полимерной глиной, из них сделаны клювы.
У меня был период в жизни, когда я делала портретные куклы на заказ. Мне присылали фотографии, с которыми я работала. Одному богачу жена подарила его куклу на юбилей. Его первая реакция была: «Ну что, ты теперь будешь в меня иголки втыкать?» Вторая реакция была: он купил себе стеклянный шкаф для этой куклы, чтобы не втыкали, наверное.
Молодые девочки приходят и спрашивают: «А где вы это прочитали? А где вы это нашли?» Мы отвечаем: «Всё в голове. Всё придумали сами».
В центре творчества работала женщина, которая народный художник не по документам, а по жизни. У неё не было специального образования. Она уезжала в деревню на полгода и работала в школе с детьми. К нам в центр она могла прийти работать только администратором. Но когда наш педагог попала в больницу надолго, та её заменяла. Вот пример, когда знания и умения — всё есть, но нет корочки.
Я привезла свои часы. У меня есть такой пунктик: у меня везде висят часы, на даче, в квартире, у родственников. Я увидела у одного мастера грунтованный текстиль — самая простая ткань, а дальше с ней можно делать всё что угодно. Придумать любой сюжет — и у вас часы будут на любую тему, а механизмы продаются готовые. И когда я вижу круг с дырочкой, я говорю: «О, это мне подходит!». Мне муж говорит, мол, хватит! Уже везде есть часы.
Как-то в музей сказки приходит бабушка, приносит коробку, я даже не знаю кто, мне потом передавали, принесли игрушки старинные. Весь район знал, что у нас есть музей сказки, он очень хороший. Чемодан от бабушки достался — жители не выбрасывали, им приходилось искать, кому же это надо, и приносили нам.
Один раз принесли альбомы с почтовыми открытками, там всю жизнь девочка переписывалась с папой. Там вся жизнь в историях! Нам приносили народные костюмы, кто-то старые ткани.
У нас была прекрасная коллекция шляпок 50-х годов, они сейчас живут в выставочном зале «Старомодное» в Коломне. Мы делали выставки одного дня, привозили старые платья 40-50-х годов, шляпки. Нам отгораживали угол и мы там выставлялись.
Ну, вот и всё!