Найти в Дзене
ArtDesigner

Беседа с модельером о людях, о вышивке, об эстетике и русском костюме

Сегодня у меня в гостях Евгения — молодой и талантливый модельер. Мы ровесники, знакомы несколько лет, живем в одном городе, и часто наши взгляды на жизнь совпадают. А ещё мы любим беседовать о рукоделии и творчестве. Я подумал, что читателям будет интересно присоединиться к нашей беседе в комментариях. — Расскажи о себе, чем ты занимаешься? — Меня зовут Евгения Рябцева, по специальности я модельер-конструктор швейных изделий. Закончила колледж лёгкой промышленности и Московский государственный университет дизайна и технологий. Большую часть своей жизни отдала текстильному декору, созданию одежды и вышивке. Как конструктор я работала недолго, но профессия мне всегда помогала в шитье. Чтобы шить одежду, нужно иметь математический склад ума, видеть и представлять формы в объеме. Нужно уметь рассчитать ткань, метраж. Если занимаешься текстилем, математика очень помогает. Я начала шить с 2014 года. Сначала это были небольшие проекты, связанные с шитьем одежды. Потом работала в Москве в сал
Оглавление

Сегодня у меня в гостях Евгения — молодой и талантливый модельер. Мы ровесники, знакомы несколько лет, живем в одном городе, и часто наши взгляды на жизнь совпадают. А ещё мы любим беседовать о рукоделии и творчестве. Я подумал, что читателям будет интересно присоединиться к нашей беседе в комментариях.

Евгения в своём платье
Евгения в своём платье

— Расскажи о себе, чем ты занимаешься?

— Меня зовут Евгения Рябцева, по специальности я модельер-конструктор швейных изделий. Закончила колледж лёгкой промышленности и Московский государственный университет дизайна и технологий. Большую часть своей жизни отдала текстильному декору, созданию одежды и вышивке. Как конструктор я работала недолго, но профессия мне всегда помогала в шитье. Чтобы шить одежду, нужно иметь математический склад ума, видеть и представлять формы в объеме. Нужно уметь рассчитать ткань, метраж. Если занимаешься текстилем, математика очень помогает.

Авторское платье с вышивкой
Авторское платье с вышивкой

Я начала шить с 2014 года. Сначала это были небольшие проекты, связанные с шитьем одежды. Потом работала в Москве в салоне декора и домашнего текстиля. Мы делали очень красивые проекты текстиля для интерьеров загородных домов и квартир в Москве. Меня специально обучали всем нюансам этого искусства: как подобрать красивый текстиль, чтобы он гармонично вписывался в интерьер. Это надо уметь, видеть, чувствовать, иметь вкус. В нашем распоряжении были красивые ткани из Турции, Египта, в том числе дорогие, которые стоили по несколько сотен долларов.

Пальто с вышивкой
Пальто с вышивкой

Это была интересная школа в плане теоретического и практического материала, общения с клиентами. Как донести человеку свою идею, как объяснить, что будет в конце. Мы рисовали эскизы, обсчитывали стоимость проектов для богатых клиентов, которые не скупились. Также это была большая ответственность: если ты закажешь ткани меньше, чем нужно на пошив, то сроки выполнения заказа срывались. Нужно было писать технические задания швеям — непростая задача.

Эта работа меня тренировала трудиться в команде, быть экономной в плане цифр и денег, считать каждую копейку. Потому что богатые люди деньгами не бросаются. Ты должна за каждую копейку отчитываться, уметь преподнести большие суммы. Бывали проекты по полмиллиона, бывали по миллиону. Теперь, когда беру заказы, я ориентируюсь в материале и могу человеку сразу сказать, сколько это будет стоить.

Пальто с вышивкой
Пальто с вышивкой

Сейчас я занимаюсь созданием текстиля для дома из льна. Тема льна — это наша семейная история, в нее меня втянула моя мама. [Мама Евгении открыла свой частный музей льна «Музей Бабьей доли» в Коломне — авт.] Когда я училась в старших классах, она устроилась работать в Оршанский льнокомбинат. Я часто приходила к ней на работу и потом стала подрабатывать там по выходным. Я видела всю эту прелесть из льна, видела это разнообразие, богатый ассортимент ткани льнокомбината. А сама ткань — словно живая — ты берёшь её в руки, от неё такое магическое тепло идёт, приятное рукам.

Поэтому моё первое знакомство с тканью — это был лён. Ещё до того, как я даже начала думать куда мне пойти учиться, я поработала со льном. Он и определил мою судьбу, и что я пошла обучаться в швейное направление.

-5

В университете был спецпредмет «Материаловедение», там мы изучали, какие бывают виды ткани, как их использовать, какие плетения и отделка ткани существуют. Белорусы молодцы: на этикетках оршанских тканей подробно всё расписано: состав основы, состав утка, ширина ткани, вид отделки, примеси, ГОСТы все прописаны — можно открыть и прочитать. Я это всё изучила, поэтому сейчас я могу назвать состав льняной ткани, просто пощупав её.

— Профильное образование, на которое ты потратила много лет, дало тебе то, что ты от него хотела или всё-таки больше ты получила работая в компании и на личной практике?

— Профильное образование определённо мне дало очень многое в понимании, как всё устроено, как всё должно быть. Больше мне дало средне-специальное образование, потому что колледже мы шили очень много, и потом у нас была практика на предприятиях. Что касается высшего образования, то там просто теория. Для меня лично, без колледжа вышка была бы пустым образованием. Потому что, если знаешь только теорию пошива, но не можешь это все сделать, и у тебя нет практики, то это на самом деле всё фигня.

Льняное платье с вышитыми цветами и птицей
Льняное платье с вышитыми цветами и птицей

Конечно, больше всего я получила только после университета, когда стала сама заниматься, сама обучаться. Потому что обучение — это когда ты рассматриваешь, как делают другие, пытаешься это повторить, у тебя не получается, ты все бросаешь, психуешь, потом опять понимаешь, что ты без этого не можешь, потом опять начинаешь пробовать. И всё это, конечно, — тернии ошибок и проб.

Когда кто-то меня спрашивает: «Вас научили шить? Вы вышиваете? Конечно, вам легко — у вас профильное образование!» А на самом деле можно без профильного образования научиться шить. Просто тут больше всего уже зависит от человека, готов ли он посвящать этому время, готов ли он тратить деньги на материалы и обучаться. Потому что 80% — это самообучение, самообразование и терпение. Как-то давно я была на ярмарке в Манеже и там была написана такая фраза крупными буквами:

«Признание =
саморазвитие + терпение + труд».

Льняное платье с вышитыми цветами и птицей
Льняное платье с вышитыми цветами и птицей

Когда ты сама развиваешься, у тебя есть терпение всё это делать. когда ты трудишься в этом направлении, тогда ты получаешь признание, как человек который умеет что-то делать. И это самое главное. Когда я только начинала, у меня была база знаний о том, как всё должно быть устроено, как всё должно шиться. Но я тебе хочу сказать, что бывает порой эта база и мешает творческому полёту мысли.

У нас была кафедра классического рисунка и живописи, где нас учили рисовать как все. Как должно быть: в цвете, в объеме, в перспективе. И когда ты этих рамках учишься 3-4 года, то ты застреваешь в них, ты всё время думаешь: «Это правильно, а это — неправильно!» И в том, что правильно, ты застреваешь. У тебя нет полёта мысли, творческой фантазии. Ты всё делаешь с опаской, что это неправильно, это так быть не должно. И боишься, что есть какая-то доктрина, что ты её нарушила!

Льняное платье с вышитыми цветами и птицей
Льняное платье с вышитыми цветами и птицей

А на самом деле — правильнее всего в творчестве — как раз отбросить все эти границы, все эти правила, и просто выражаться так, как ты хочешь, без оглядки на то, что правильно, и что неправильно. И когда я это поняла, я уже стала красивые вещи делать: индивидуальные, более стильные, которые идут от моей души. Это и есть творчество.

— Расскажи, какие платья ты шьешь, какие тебе нравятся модели, какая вышивка? И почему ты выбрала это направление?

— Я шью платья и блузки изо льна, а также жакеты и пальто. Я стараюсь шить вещи, которые пользуются спросом. Модели я использую классические: платья прямого кроя, платья-рубашки, платья-футляры, трапециевидные, свободного кроя с поясом на талии. Модель выбираю в зависимости от вышивки, потому что если задуманы красивые розы, или васильки, или ирисы, то хочется их преподнести на классическом платье. Если я задумаю абстракцию, натюрморт или аппликацию, то это будет свободное платье в стиле бохо, которое можно носить со шлёпками. Если сделать обычное платье прямого кроя, за счёт разной вышивки одна и та же модель будет смотреться по-разному.

-9

Мне нравится вышивать два направления: это цветочная техника, цветочные мотивы — они получаются у меня довольно своеобразные — и техника современная, авангардная: пейзажи, натюрморты, боро и аппликация, добавление бисера, сочетание разных шнуров. Я использую сразу целую нитку мулине, когда в классической вышивке с мулине используют разделённую нитку. С толстой ниткой получается очень интересная вышивка по объему и по фактуре. Я даже использую обычные вышивальные нитки, добавляю бисер, очень люблю пришивать шнуры.

Мне очень нравится тематические образы. Одна рубашка была названа «Маленькая Япония», там на ней горы вышиты. Это как вышивка и графика одновременно. Минималистичная, абстрактная, изящная графика на рубашке, сделанная нитками мулине. Это придает такое очарование и современность! Смотрится очень стильно и оригинально, и с кроссовками, и с джинсами, и с кедами, и с шортами. Как раз этим направлением я хочу дальше заниматься. Но, и не забывая про вышивку цветов!

Евгения в рубашке «Маленькая Япония»
Евгения в рубашке «Маленькая Япония»

Сейчас у меня новая любовь — это женские силуэты, и как раз в них я пришиваю на ткань хлопковые шнуры. Смотрится современно, можно даже сказать, авангардно. Добавляю ещё немножко обычной вышивки, и получается очень здорово! Эти женские силуэты начались с жилетки Фриды Кало, которую я вышила. Моя муза — Фрида Кало, я её очень люблю и ценю как художницу, которая была увлечена живописью, и которая, несмотря на свои проблемы со здоровьем, писала очень интересные замечательные картины о своей жизни. И сама по себе она такой неординарный человек.

Кофта с женским силуэтом
Кофта с женским силуэтом

— В какой момент своей жизни ты поняла что ты хочешь заниматься только этим? Когда тебе хватило смелости бросить работу? Когда ты поняла, что ты будешь этим зарабатывать?

Это дело случая, судьбы. Когда вышла замуж, я не хотела сидеть на шее у мужа, и начала искать работу. Пока сидела дома, я стала шить, и у меня это дело пошло. Начала брать заказы по ремонту одежды, и это стало приносить небольшие деньги.

Первая вышивка началась так: мы поехали отдыхать на море на 3 недели, а сидеть и тупо загорать без дела я не могу. Через день мне стало скучно и я купила в магазинчике желтую блузку и нитки мулине. Взяла и стала вышивать это блузку просто как могу — навыков ноль. Я никогда не училась вышиванию: все мои знания почерпнуты из интернета. Потом стала показывать её другим и все говорят: «Такая классная блузка! Давай-ка вышей мне тоже!» И пошло-поехало. Это для меня стало медитативное средство успокоения и отдыха.

Смысл того, чем ты хочешь заниматься приходит тогда, когда тебе не надо зарабатывать деньги. Когда тебе не надо оплачивать счета. Когда ты можешь от этого быть свободна. Ты начинаешь искать внутри себя то, чем ты действительно хочешь заниматься, то, что тебе приносит кайф.

Евгения в той самой желтой блузке
Евгения в той самой желтой блузке

Когда муж взял на себя бремя нести все расходы: за оплату квартиры, за еду и за всё остальное, у меня освободилось время. Потому что до этого я просто как савраска бегала по Москве и зарабатывала деньги! Работала на кого-то, искала самореализацию и высокооплачиваемую работу. Мне хотелось всё больше зарабатывать — кому-то денег! Ездить на море один раз в год и купить квартиру — вот такие были желания.

О творчестве как таковом я не думала, и чтобы творчеством зарабатывать деньги. Да, я тогда работала декоратором по текстилю, и меня всё устраивало. Заниматься одеждой и вышивкой — я вообще об этом не думала. И моё безделье, когда не нужно зарабатывать, дало мне понимание того, чем я хочу заниматься — смысл моей жизни — вышивать на льне, создавать текстиль для дома. Лён — это самый лучший материал.

Льняной жакет с вышивкой
Льняной жакет с вышивкой

Я не боялась потерять работу, потому что поняла, что смогу себя прокормить. Может на квартиру и на шикарную жизнь я не заработаю, но на кусок хлеба всегда будет. Может всё, что угодно, случится, но люди всё равно хотят красиво выглядеть, всё равно хотят быть индивидуальностью и как-то украсить себя. С таким мастерством без работы точно не останешься. А если у тебя ещё есть фантазия, и ты не просто исполнитель чужих идей — то это вообще супер-бонус!

— Интересно, как наш традиционный русский льняной костюм постепенно превращается во что-то современное, при этом остается традиционной техника вышивки.

Льняной жакет с вышивкой
Льняной жакет с вышивкой

— Если ты начнёшь изучать всемирную историю костюма, ты поймёшь, что даже у китайцев традиционные костюмы напоминают наши русские костюмы: там есть рубашки свободные, юбки клетчатые, фартуки. В Узбекистане тоже вышивали ручники. Мексиканские национальные костюмы тоже такие интересные. Сама вышивка — она традиционная. Неважно, какой ты национальности. Вышивка — это как мировой язык, средство показать свое богатство. Нити, которыми делается вышивка — это всё очень дорого, и на это нужно время. Вышитые вещи очень берегли, потому что это — вложения средств, роскошь. В традиционном костюме женщина вышивала же не каждую рубаху, она вышивала себе парадные костюмы, которые она надевала по праздникам. Также и сейчас современная вышивка — это роскошь, в которой не будешь ходить каждый день.

Льняное платье с вышитыми цветами
Льняное платье с вышитыми цветами

Я стажировалась очень крупной фирме. Там пообщалась с конструктором одежды из Китая, и он сказал мне: «Я был в Москве. Я человек творческий, хотел приехать и вдохновиться вашей культурой. Приехал и понял, что вы такие же: также одеваетесь, как и все! И это так неинтересно! Я бы хотел увидеть ваши наряды! А вижу всё то же самое, что и везде, во всём мире». Мне это так запомнилось!

У нас такой богатый фонд костюмов! Сколько у нас дизайнеров! А мы — благодаря массмаркету — мы все одеты одинаково — по-китайски!

Авторские вышитые розы
Авторские вышитые розы

И вот это очень тревожит. Но больше радует другое: к нам в льняную лавку всё чаще приходят молодые люди, которым лет 30 или чуть выше. Стало появляться новое направление — стремление ко всему русскому. Многие сейчас задумываются об этом, и вещи пытаются приобретать натуральные, российского производства. Чтобы это было красиво, и не боятся в этом ходить — в русском! Мужчины приобретают косоворотки, женщины приобретают платья, вышитые в русском стиле. И это радует. Я думаю, что тренд останется, и будет дальше развиваться стремление к русскому — я надеюсь. И я очень рада, что многие люди шьют сарафаны и костюмы в русском стиле.

Льняное платье с авторской вышивкой
Льняное платье с авторской вышивкой

— Каким на твой взгляд должен быть русский стиль и русский костюм 21-го века, чтобы он был желанным среди молодых людей, востребованным на международном рынке?

— Я скажу тебе так: проблема нашего общества в том, что сейчас у нас не воспитывают эстетический вкус ни к чему. В школе не преподают основы эстетики, не рассказывают о картинах, не рассказывают об архитектуре. У нас нет предмета, который воспитывал бы эстетический вкус: чтобы есть на скатерти, а не на клеёнке. Быть красиво одетой, идя в театр, а не в шлёпках и шортах. Не надевать спортивные костюмы, чтобы идти на мероприятия. В школе не учат, что ходить с голой жопой или показывать сиськи всем подряд — это некрасиво. У нас почему-то не воспитывается культура эстетики. От этого все дальше проблемы. Это проблема вообще международная. Люди перестали стараться: «А ну ладно, и так сойдет!»

Льняная блузка с ирисами
Льняная блузка с ирисами

Почему раньше люди лучше одевались? Во-первых пошла индустриализация: готовые платья, готовая одежда. Много бедных людей, которые не могли себе позволить портного, стали одеваться в магазине. Но и это всё как раз и привело к тому, что вся одежда стала не интересная и безликая. Люди не стараются и не понимают — надел, что есть и пошёл. Не хотят себя приукрасить, а если и хотят, то не знают как — потому что у них нет эстетического вкуса, они не умеют подбирать одежду. Если зайти в электричку, увидишь что нет вкуса, нет стиля у людей — все одинаковые. Мы все одинаковые!

Я считаю, что нужно в школах ввести предмет «Эстетика» и рассказывать об этом, воспитывать поколение уже с эстетическим вкусом, которое ценит всё рукодельное, которое ест на скатерти, вытирает рот салфеткой, умеет себя вести в обществе, умеет определить, где Модерн, а где Классицизм. Понимаешь? А не есть пластмассовыми вилками! Вот этого не хватает.

Сейчас у нас в моде балахоны унисекс: мужчина одевается как женщина, женщина одевается как мужчина, и всё перемешалось. Спортивный стиль, и всё одно и то же — не интересно. От этого страдает не только традиционная русская одежда, от этого страдают традиции всех.

Льняная рубашка с вышитыми птицами
Льняная рубашка с вышитыми птицами

У нас почему-то в России нет фестиваля русского платья! Я знаю, что во многих странах есть праздник, где люди могут надеть свою традиционную одежду. В Германии есть день когда, они выходят в своих традиционных народных костюмах и празднуют. На Украине есть день косоворотки, и все их надевают. У нас нет такого праздника! У нас почему-то это стыдно. Я не понимаю почему. А я бы хотела, чтобы был день народного костюма, хотя мы и многонациональная страна, мы все живем в России. Пусть каждый наденет свой народный костюм и мы будем праздновать. Я очень буду рада, если в каждом городе будут такие праздники. Но мы почему-то будем праздновать Хэллоуин, одеваться как зомби и ходить с тыквами, которые к нам не имеют никакого отношения!

Я считаю что стиль 21-го века — это когда человек сам себе индивидуально что-то шьет. Неважно каким образом: может сам, а может заказать у кого-то. Я считаю, что стиль появится только тогда, когда люди начнут сами себе шить. Я думаю за этим будущее. Но для этого нужно воспитание, нужно профессию портного больше уважать.

Льняная кофта с авторской вышивкой
Льняная кофта с авторской вышивкой

Почему раньше в 19-м веке, даже в начале 20-го, даже в советские времена — все старались себе что-то сшить? Были журналы моды, были выкройки, женщины друг другу всё показывали. У нас был дом моды Вячеслава Зайцева, были показы, доступные советскому гражданину. Пропагандировалась эстетическая культура: красота, одежда, стиль. Женщины хотели одеваться как женщины. Люди старались всё-таки быть модными, быть как в Европе одетыми.

А сейчас смотри, что происходит: мы одеваемся все как в Европе. Мы хотели быть как все — мы одеваемся как все. Но это ошибка, потому что мода 21-го века — она должна быть индивидуальная! Я не говорю, что нужно всех взять и одеть в сарафан и кокошник. Нет. Я говорю о том, что человек должен знать о своих корнях, знать как раньше люди одевались. Это тоже стоит преподавать: водить по музеям, изучать историю русского костюма. Нужно ввести праздник общенациональный, и это всё воспитывать, об этом всём рассказывать — воспитывать эстетику. И только тогда у нас появится что-то своё.

Вышивка на платье
Вышивка на платье

Может быть будет больше открыто артелей, которые будут выпускать свою интересную одежду. Тогда человек сможет себе по душе выбрать индивидуальные наряды. Давать денег на развитие, чтобы такие же творческие люди — швеи открывали свои мини-цеха и производили свою одежду. Я говорю о развитии маленьких мастерских, потому что их на самом деле очень много, и очень много творческих людей, которые занимаются пошивом одежды.

Да, возможно это будет дороже, чем обычный рынок, но по крайней мере человек будет знать чему стремиться. Мы когда видим люксовую одежду, мы понимаем, что мы не можем себе это позволить, но многие хотят и почему-то стремятся, чтобы себе позволить хорошую качественную одежду. Тоже самое здесь: нужно пропагандировать натуральность, что это произведено в России, что это маленькая артель производит, что это ручная работа. Будет дорого, но люди будут стремиться к тому чтобы такую вещь приобрести, а если ещё можно в этом выйти на праздник специально в традиционном русском костюме, то это вообще замечательно!

Льняная кофта с вышитыми растениями
Льняная кофта с вышитыми растениями

Я считаю, что мода 21-го века общемировая, и она должна в первую очередь развивать индивидуальность. И пока мы не будем развивать индивидуальность, у нас так и будет такая серая масса ходить.

Про вдохновение русским костюмом, хочу сказать, когда я заканчивала университет, у нас было задание: на основе русского костюма нужно придумать что-то современное — какой-то костюм или коллекцию. Эта тема вообще не избита, тему русского костюма можно интерпретировать по-разному: взять много идей, крутить-вертеть, и это всегда будет очень смело и интересно. Это касается и кроя одежды, и отделок. Тут главное — фантазия. На самом деле нет ничего, что не было бы уже придумано. Смотря некоторые коллекции, я наблюдаю, что многое возвращается. Видно, как дизайнеры вдохновляются разными темами.

Кепка с авторской вышивкой
Кепка с авторской вышивкой

Мне кажется, всё, что вообще есть в традиционной русской одежде, всё может использоваться и сейчас. Оно всегда будет актуальным, и даже ничего не выбросишь оттуда — оно всё нужное, оно всё интересное и оно всё вдохновляет. Стоит ещё учесть, что в разных губерниях были свои народные костюмы, которые немножко отличались от других. Каждый костюм — это индивидуальность женщины, которую она проявляла сшив его для себя. В этом можно черпать вдохновение сколько угодно.

Каждый раз думаю, что уже ничему не удивлюсь — и каждый раз цепляюсь взглядом за какую-то деталь, вышивку, пуговку или рукавчик, манжетик, юбочку или подольчик! Всегда думаю: «Вот это можно применить!». Вроде уже сто раз посмотрела этот каталог, уже знаю там всё наизусть, и всё равно меня каждый раз что-то цепляет, и хочется применить. К счастью, это такая объёмная тема для вдохновения — русский костюм.

Авторское платье с вышивкой
Авторское платье с вышивкой

Работы Евгении можно посмотреть и приобрести здесь:

Статьи

Лоскутная карта Коломны украдена — мой дизайн для фестиваля лоскутного шитья "Душа России"
ArtDesigner9 июня 2022
Моя первая персональная выставка лоскутного шитья в Коломне
ArtDesigner31 мая 2022
Мужской взгляд на женское рукоделие — репортаж с выставки лоскутного шитья
ArtDesigner19 августа 2021