Часть вторая. В первой части хозяйка музея Наталья Рябцева рассказала, почему музей называется «Бабья Доля. Пряла, ткала, вышивала». И что такое бабья доля.
— Расскажите, почему Вы посвятили свою жизнь музею? Почему Вы, работая в бизнесе, ушли в культурное просвещение? И почему это для Вас так важно?
Дело в том, что мой бизнес как раз связан со льном. У меня есть маленький магазинчик льна.
По специальности я учитель младших классов. В советское время я закончила педагогическое училище в Москве. Потом поступила в университет им. Шолохова на факультет психологии. Закончила, и собиралась быть кадровиком. Мне очень нравилась эта работа. И секретарское дело я знала.
Но потом так случилось, что я осталась одна без мужа и растила двоих детей.
— К сожалению, каждая вторая женщина имеет такую долю!
Да! Вот такая своя доля у меня была, своя судьба. Мне приходилось ездить на работу в Москву из области, и это было тяжело: с утра пораньше уезжала, поздно вечером приезжала — и так каждый день.
Я уволилась с работы и пошла в ближайший торговый центр, связанный с текстилем. Всё обошла, и прихожу в единственное место, где требуется сотрудник. А там представительство Оршанского льнокомбината. Сидит мужчина, ему нужен менеджер на оптово-розничные продажи. Я ему честно говорю: «Я никогда не работала в торговле, я не знаю, что это такое. Но я человек добросовестный, ответственный. Я постараюсь!» Вот и постаралась! Вот такой случай!
По прошествии нескольких лет я ушла с этой работы и создала свое дело — свой небольшой магазинчик льна.
Когда ты что-то продаешь, ты должен понимать, что ты продаешь. Правильно? Начинаешь изучать свойства льняной ткани, изучать производство. Я поехала в Оршанский льнокомбинат, прошла всё производство, была на складах. Я поехала в Большую костромскую мануфактуру, Яковлевскую мануфактуру. Везде заключила договоры, с людьми общалась. Сейчас у меня очень много партнеров в России, я работаю напрямую с производителями. Мне это очень нравится!
Мне нравится пропагандировать льняную культуру. Я всегда своим продавцам говорю: «Мы тупо не продаем! Мы рассказываем, что это!» Поэтому, когда человек приходит устраиваться на работу, мы даем большой список, что нужно изучить о полезных свойствах льна.
Такая большая любовь возникла. Наверное, сам Бог меня привел к этому делу. Потому что в 45 лет понять, что ты всю жизнь занималась вообще не тем — а потом, вдруг, озарение: «Ну надо же!»
— У Вас хватило духу всё бросить.
Да! Судьба вела, вела и привела по-тихонечку. И наконец-то, самое большое счастье — это работать и заниматься тем, чем ты любишь, к чему у тебя душа лежит! Мы не тупо продаем лён и наживаемся. Когда у тебя нет таких задач, вся благодать сама к тебе идет.
И я стала интересоваться историей, льноводством, старинными льняными тканями, ткачеством, как получали нить. Сначала были рушники, я покупала их, меня очень интересовали рушники. Потом пошли рубахи, потом прялки, костюмы. Женский быт и женская судьба, как она была связана со льном. Вот так по-тихонечку всё сплеталось, как крючочками цеплялось друг за друга.
— Как в легенде о богине Макоши, которая ткала полотно судьбы. Не просто же так люди именно с этим ее ассоциируют. Как мать, как ткачиху, и что вселенная — это полотно, которое она создает. Может быть мы каждый в своей жизни создаем это?
Мы же говорим: нить жизни, полотно судьбы. Есть же такие выражения.
— Русский язык хранит в себе ключи к этим великим мудростям, которые мы сейчас активно пытаемся забыть, не видеть, не слушать. Но в нашем языке это до сих пор осталось.
Как появился музей
Начиналось всё с моей работы. Большую часть своих доходов я вкладывала в свою коллекцию. Эти вещи невероятно дорогие. Можете себе представить, сколько стоит более-менее приличный рушничок!
— В то время как одни бизнесмены зарабатывали себе на Мерседесы и отдых на островах, у Вас копился музей!
Нет, никуда я не езжу, шубы я не ношу. Мне дочка говорит: «Мама, ну что ты, купила бы себе то-то». А я такой кайф получаю, распаковывая посылку. Если я знаю, что прялка или рушник ко мне едет, она в дороге, я каждый день о ней думаю, потом с таким трепетом ее распаковываешь, смотришь, думаешь: «Боже мой!»
— Пытаешься представить, как за ней работали. Кем была эта женщина? Как она жила? Что она думала? Какие вещи она за этой прялкой создавала? Была ли она счастлива в жизни? Какова ее доля бабья?
За каждым предметом есть своя судьба, своя доля. Каждый предмет создавала женщина своими руками, с какими-то мыслями, чаяниями. И вообще — это так интересно!
— И ведь каждый предмет хранит эту историю. И если внимательно присмотреться, можно прочитать эти истории. Как, например, на ваших прялках написаны имена их хозяек, годы.
Мало того, у меня есть одна прялочка, где с обратной стороны написан текст песни. Может быть она пела в то время? Делая тяжелую монотонную работу бабы собирались на посиделках, чтобы себя как-то развеселить, они пели, плясали. И чтобы не забыть слова, с обратной стороны на деревянной прялке она написала слова песни.
— Какими впечатлениями делятся гости музея? Всегда интересно, когда люди приходят в этот мир старины, что они чувствуют?
Они сначала скромно заходят и спрашивают: «А что за музей? А что тут?» Я приглашаю всех пройти. Гости настороженно раздеваются, раскачиваются. И только заходят в зал, а там их ждет такая красота: прялки, вышивки, рушники. Старина их впечатляет.
— Неужели люди так раньше жили?
Жили. Я всегда говорю: «Вспомните сейчас свою кухню и все предметы, которые сейчас у вас на кухне.» Микроволновка, миксер, мультиварка. На кнопочку нажал и готово! Всего сто лет назад отбросим, и посмотрите на кухню и на печку вот этой женщины, на которой она проводила по полдня. Все предметы там тоже присутствуют: чугунки, ухваты, крыночки, толкушечки, и много-много чего другого.
— И всё с эргономичным дизайном и неограниченным функционалом! Чугунок — это же и мультиварка, и хлебопечка, и жаровня, и всё это — один предмет, который выполнял семь функций.
Сейчас кнопочку нажали: свет горит, кран крутанули: водичка потекла. А тогда нужно было встать рано утром, воды натаскать, скотинку накормить, семье завтрак приготовить. Много-много всяких обязанностей. И еще она успевала такие шикарные костюмы создавать.
— Наверное, раньше в сутках было больше часов, чем сейчас! Поэтому они всё успевали, а мы нет!
Раньше люди на пустые дела не отвлекались. У них не было ни телевизоров, ни компьютеров, ни гаджетов. Они четко знали, что будут делать, на годы вперед.
И, мне кажется, если они переживали о чем-то, то это могли быть их личные события, связанные с домом, с детьми, со скотом, земледелием. А мы включаем телевизор и начинаем уже за весь мир переживать. Там война, тут самолет упал, те и эти политики поругались, еще что-то произошло, коронавирус! Мы истощаем свою нервную систему. От такого истощения что можно успеть? Что вообще можно сделать? Как можно жить?
— Как нам вернуться в нормальный человеческий быт? Как нам полюбить бабью долю и не страдать, как это всё тяжело, сложно и ужасно?
Опять же, бабья доля, бабья судьба — она была разная. У кого-то она была хорошая, счастливая доля. У кого-то не очень. Не обязательно это плохо. Если изучать эту тему и смотреть в Интернете, что такое бабья доля, читать об этом. Многие пишут, что была даже очень счастливая доля у бабы.
Лора Олсен — исследовательница русской деревни в своей книге пишет: «Чтобы познать мир русской деревни, нужно познать мир деревенской бабы».
Потому что мир бабы в себя включает всё! Она же знала не только традиции и обычаи, но и заговоры, и всевозможные лечебники, травы. Она лечила не только домочадцев, она лечила скотину. Она была певунья, она была сказительница, она была причитальница.
Всё это она знала: все порядки, все обычаи, рецептов огромное количество, как с детьми обходиться, как с мужиками обходиться, как вести себя в деревне в обществе. Мир — целый мир. Вот познаешь мир этой бабы — познаешь мир русской деревни!
Говоря про традиции, мы думаем, что до нас многое дошло: вещи красивые, песни, заговоры. Мне кажется — это лишь маленькая часть. А сколько было потеряно старинной культуры? А что от нас дойдет до наших потомков через сто лет? Что мы можем им дать?
— Бухгалтерскую отчетность, фискальные чеки, таблицы в экселе! Действительно интересно, что мы оставим после себя, кроме засраной природы, пластика, окурков, выкинутого в помойку абсолютно всего?
Мы как в одноразовом мире сейчас живем, как говорил Андрей Кончаловский. Век потребления, одноразовый фастфуд. «Век фастфуда» — он сказал. Взял, выжал всё, что тебе нужно и выбросил моментально.
Машиночку швейную Подольскую мне подарали — какая красавица! Как раньше делали на века! А сейчас какие машинки? На полгода, специально для того, чтобы мы потребляли, следующую покупали, потом еще и еще. И не важно, что это всё барахло засоряет природу, всё валяется, выбрасывается, качается из недр. Мы как будто одним днем живем.
— Говорят, что это прогресс, что мы развиваемся. Я не вижу прогресса в этом, к сожалению.
Я вспоминаю свое детство, у моей бабушки были рушники, которыми она иконы украшала, и были дорожки домотканые, и накидки на кровать, и подушечки с вышивкой, и подзоры были. Я вспоминаю, это же было всё!
— Почему сейчас этого нет в домах? На что мы тратим время своей жизни? Мы стали счастливее, отказавшись от этого?
Мы потому что другие. Потому что люди другие были. У нас сейчас другие ценности и другое счастье.
— А есть ли сейчас вообще ценности? Или всё это серебристый фантик, в котором какашка завернута?
Я думаю, что любовь, добро и человеческие ценности — они у каждого есть. Они у каждого должны быть! Материальные ценности сейчас такие. В то время были свои, другие ценности. Человеческие ценности!
Репортаж из музея
Начало интервью:
Адрес: Московская область, город Коломна, улица Посадская, дом 35.
Запись на экскурсию: 8 (916) 941-60-61
Инстаграм музея: https://www.instagram.com/babia_doly_museum/
Статьи
Моя книга
#музей #коломна #рукоделие #творчество #лоскутное шитье #льняная одежда #старина #лён #ткачество #интервью