Найти тему
ArtDesigner

Интервью: в гостях у хозяйки музея бабьей доли в Коломне

Оглавление

Часть вторая. В первой части хозяйка музея Наталья Рябцева рассказала, почему музей называется «Бабья Доля. Пряла, ткала, вышивала». И что такое бабья доля.

 Старинный рушник с напутствием свекрови невестке
Старинный рушник с напутствием свекрови невестке

— Расскажите, почему Вы посвятили свою жизнь музею? Почему Вы, работая в бизнесе, ушли в культурное просвещение? И почему это для Вас так важно?

Дело в том, что мой бизнес как раз связан со льном. У меня есть маленький магазинчик льна.

По специальности я учитель младших классов. В советское время я закончила педагогическое училище в Москве. Потом поступила в университет им. Шолохова на факультет психологии. Закончила, и собиралась быть кадровиком. Мне очень нравилась эта работа. И секретарское дело я знала.

Но потом так случилось, что я осталась одна без мужа и растила двоих детей.

— К сожалению, каждая вторая женщина имеет такую долю!

Да! Вот такая своя доля у меня была, своя судьба. Мне приходилось ездить на работу в Москву из области, и это было тяжело: с утра пораньше уезжала, поздно вечером приезжала — и так каждый день.

Я уволилась с работы и пошла в ближайший торговый центр, связанный с текстилем. Всё обошла, и прихожу в единственное место, где требуется сотрудник. А там представительство Оршанского льнокомбината. Сидит мужчина, ему нужен менеджер на оптово-розничные продажи. Я ему честно говорю: «Я никогда не работала в торговле, я не знаю, что это такое. Но я человек добросовестный, ответственный. Я постараюсь!» Вот и постаралась! Вот такой случай!

Старинный рушник и зеркало из коллекции музея бабьей доли
Старинный рушник и зеркало из коллекции музея бабьей доли

По прошествии нескольких лет я ушла с этой работы и создала свое дело — свой небольшой магазинчик льна.

Когда ты что-то продаешь, ты должен понимать, что ты продаешь. Правильно? Начинаешь изучать свойства льняной ткани, изучать производство. Я поехала в Оршанский льнокомбинат, прошла всё производство, была на складах. Я поехала в Большую костромскую мануфактуру, Яковлевскую мануфактуру. Везде заключила договоры, с людьми общалась. Сейчас у меня очень много партнеров в России, я работаю напрямую с производителями. Мне это очень нравится!

Мне нравится пропагандировать льняную культуру. Я всегда своим продавцам говорю: «Мы тупо не продаем! Мы рассказываем, что это!» Поэтому, когда человек приходит устраиваться на работу, мы даем большой список, что нужно изучить о полезных свойствах льна.

-3

Такая большая любовь возникла. Наверное, сам Бог меня привел к этому делу. Потому что в 45 лет понять, что ты всю жизнь занималась вообще не тем — а потом, вдруг, озарение: «Ну надо же!»

— У Вас хватило духу всё бросить.

Да! Судьба вела, вела и привела по-тихонечку. И наконец-то, самое большое счастье — это работать и заниматься тем, чем ты любишь, к чему у тебя душа лежит! Мы не тупо продаем лён и наживаемся. Когда у тебя нет таких задач, вся благодать сама к тебе идет.

И я стала интересоваться историей, льноводством, старинными льняными тканями, ткачеством, как получали нить. Сначала были рушники, я покупала их, меня очень интересовали рушники. Потом пошли рубахи, потом прялки, костюмы. Женский быт и женская судьба, как она была связана со льном. Вот так по-тихонечку всё сплеталось, как крючочками цеплялось друг за друга.

— Как в легенде о богине Макоши, которая ткала полотно судьбы. Не просто же так люди именно с этим ее ассоциируют. Как мать, как ткачиху, и что вселенная — это полотно, которое она создает. Может быть мы каждый в своей жизни создаем это?

Мы же говорим: нить жизни, полотно судьбы. Есть же такие выражения.

— Русский язык хранит в себе ключи к этим великим мудростям, которые мы сейчас активно пытаемся забыть, не видеть, не слушать. Но в нашем языке это до сих пор осталось.

Старинный ткацкий станок
Старинный ткацкий станок

Как появился музей

Начиналось всё с моей работы. Большую часть своих доходов я вкладывала в свою коллекцию. Эти вещи невероятно дорогие. Можете себе представить, сколько стоит более-менее приличный рушничок!

— В то время как одни бизнесмены зарабатывали себе на Мерседесы и отдых на островах, у Вас копился музей!

Нет, никуда я не езжу, шубы я не ношу. Мне дочка говорит: «Мама, ну что ты, купила бы себе то-то». А я такой кайф получаю, распаковывая посылку. Если я знаю, что прялка или рушник ко мне едет, она в дороге, я каждый день о ней думаю, потом с таким трепетом ее распаковываешь, смотришь, думаешь: «Боже мой!»

Старинные прялки из коллекции музея бабьей доли
Старинные прялки из коллекции музея бабьей доли

— Пытаешься представить, как за ней работали. Кем была эта женщина? Как она жила? Что она думала? Какие вещи она за этой прялкой создавала? Была ли она счастлива в жизни? Какова ее доля бабья?

За каждым предметом есть своя судьба, своя доля. Каждый предмет создавала женщина своими руками, с какими-то мыслями, чаяниями. И вообще — это так интересно!

— И ведь каждый предмет хранит эту историю. И если внимательно присмотреться, можно прочитать эти истории. Как, например, на ваших прялках написаны имена их хозяек, годы.

Мало того, у меня есть одна прялочка, где с обратной стороны написан текст песни. Может быть она пела в то время? Делая тяжелую монотонную работу бабы собирались на посиделках, чтобы себя как-то развеселить, они пели, плясали. И чтобы не забыть слова, с обратной стороны на деревянной прялке она написала слова песни.

Наталья Рябцева рассказывает о музее в день открытия.
Наталья Рябцева рассказывает о музее в день открытия.

— Какими впечатлениями делятся гости музея? Всегда интересно, когда люди приходят в этот мир старины, что они чувствуют?

Они сначала скромно заходят и спрашивают: «А что за музей? А что тут?» Я приглашаю всех пройти. Гости настороженно раздеваются, раскачиваются. И только заходят в зал, а там их ждет такая красота: прялки, вышивки, рушники. Старина их впечатляет.

— Неужели люди так раньше жили?

Жили. Я всегда говорю: «Вспомните сейчас свою кухню и все предметы, которые сейчас у вас на кухне.» Микроволновка, миксер, мультиварка. На кнопочку нажал и готово! Всего сто лет назад отбросим, и посмотрите на кухню и на печку вот этой женщины, на которой она проводила по полдня. Все предметы там тоже присутствуют: чугунки, ухваты, крыночки, толкушечки, и много-много чего другого.

Экспозиция старой деревенской кухни в избе
Экспозиция старой деревенской кухни в избе

— И всё с эргономичным дизайном и неограниченным функционалом! Чугунок — это же и мультиварка, и хлебопечка, и жаровня, и всё это — один предмет, который выполнял семь функций.

Сейчас кнопочку нажали: свет горит, кран крутанули: водичка потекла. А тогда нужно было встать рано утром, воды натаскать, скотинку накормить, семье завтрак приготовить. Много-много всяких обязанностей. И еще она успевала такие шикарные костюмы создавать.

— Наверное, раньше в сутках было больше часов, чем сейчас! Поэтому они всё успевали, а мы нет!

Раньше люди на пустые дела не отвлекались. У них не было ни телевизоров, ни компьютеров, ни гаджетов. Они четко знали, что будут делать, на годы вперед.

И, мне кажется, если они переживали о чем-то, то это могли быть их личные события, связанные с домом, с детьми, со скотом, земледелием. А мы включаем телевизор и начинаем уже за весь мир переживать. Там война, тут самолет упал, те и эти политики поругались, еще что-то произошло, коронавирус! Мы истощаем свою нервную систему. От такого истощения что можно успеть? Что вообще можно сделать? Как можно жить?

Вышитые рушники из коллекции музея бабьей доли
Вышитые рушники из коллекции музея бабьей доли

— Как нам вернуться в нормальный человеческий быт? Как нам полюбить бабью долю и не страдать, как это всё тяжело, сложно и ужасно?

Опять же, бабья доля, бабья судьба — она была разная. У кого-то она была хорошая, счастливая доля. У кого-то не очень. Не обязательно это плохо. Если изучать эту тему и смотреть в Интернете, что такое бабья доля, читать об этом. Многие пишут, что была даже очень счастливая доля у бабы.

Лора Олсен — исследовательница русской деревни в своей книге пишет: «Чтобы познать мир русской деревни, нужно познать мир деревенской бабы».

Потому что мир бабы в себя включает всё! Она же знала не только традиции и обычаи, но и заговоры, и всевозможные лечебники, травы. Она лечила не только домочадцев, она лечила скотину. Она была певунья, она была сказительница, она была причитальница.

Всё это она знала: все порядки, все обычаи, рецептов огромное количество, как с детьми обходиться, как с мужиками обходиться, как вести себя в деревне в обществе. Мир — целый мир. Вот познаешь мир этой бабы — познаешь мир русской деревни!

-9

Говоря про традиции, мы думаем, что до нас многое дошло: вещи красивые, песни, заговоры. Мне кажется — это лишь маленькая часть. А сколько было потеряно старинной культуры? А что от нас дойдет до наших потомков через сто лет? Что мы можем им дать?

— Бухгалтерскую отчетность, фискальные чеки, таблицы в экселе! Действительно интересно, что мы оставим после себя, кроме засраной природы, пластика, окурков, выкинутого в помойку абсолютно всего?

Мы как в одноразовом мире сейчас живем, как говорил Андрей Кончаловский. Век потребления, одноразовый фастфуд. «Век фастфуда» — он сказал. Взял, выжал всё, что тебе нужно и выбросил моментально.

Машиночку швейную Подольскую мне подарали — какая красавица! Как раньше делали на века! А сейчас какие машинки? На полгода, специально для того, чтобы мы потребляли, следующую покупали, потом еще и еще. И не важно, что это всё барахло засоряет природу, всё валяется, выбрасывается, качается из недр. Мы как будто одним днем живем.

— Говорят, что это прогресс, что мы развиваемся. Я не вижу прогресса в этом, к сожалению.

Я вспоминаю свое детство, у моей бабушки были рушники, которыми она иконы украшала, и были дорожки домотканые, и накидки на кровать, и подушечки с вышивкой, и подзоры были. Я вспоминаю, это же было всё!

— Почему сейчас этого нет в домах? На что мы тратим время своей жизни? Мы стали счастливее, отказавшись от этого?

Мы потому что другие. Потому что люди другие были. У нас сейчас другие ценности и другое счастье.

— А есть ли сейчас вообще ценности? Или всё это серебристый фантик, в котором какашка завернута?

Я думаю, что любовь, добро и человеческие ценности — они у каждого есть. Они у каждого должны быть! Материальные ценности сейчас такие. В то время были свои, другие ценности. Человеческие ценности!

Репортаж из музея

Начало интервью:

Адрес: Московская область, город Коломна, улица Посадская, дом 35.

Запись на экскурсию: 8 (916) 941-60-61

Инстаграм музея: https://www.instagram.com/babia_doly_museum/

Статьи

Как невнимание к деталям делает нас несчастными
ArtDesigner.ru15 февраля 2022

Моя книга

#музей #коломна #рукоделие #творчество #лоскутное шитье #льняная одежда #старина #лён #ткачество #интервью