Продолжаю прогулку по старинной Твери. На улице Советской стоит водонапорная башня - наследие дореволюционного Тверского водопровода. Водопровод появился в Твери более ста пятидесяти лет назад. К тому времени в городе уже давно назрела необходимость в централизованном водоснабжении для тушения пожаров и обеспечения населения водой. Местные дворяне и купцы не смогли собрать нужную сумму на строительство водопровода и к делу подключились английские инвесторы. Они завершили строительство водозаборного узла, водонапорной башни и водоразборных бассейнов, а также проложили трубы. Взамен десятки лет оставались монополистами в деле снабжения горожан и общественных бань водой. Налогов и пошлин при этом не платили. Англичане постоянно задирали цены, к концу XIX века сделав их совершенно неподъёмными. Тогда в городе началось бурение артезианских скважин. Первая скважина глубиной сорок четыре метра появилась на северо-западе города в 1901-м году. Говорят, что она была предназначена для обеспечения водой вагонного завода. Первую скважину, поставлявшую воду в обычные дома, пробурили несколько лет спустя. В прошлом веке в городе появились десятки скважин. Со временем почти все они исчерпали свой ресурс и были затампонированы. Нормальная канализация в царские времена в Твери так и не появилась. Обыватели обходились старыми добрыми выгребными ямами под деревянными сортирами, а фабрики сливали отходы прямиком в Волгу и Тьмаку без всякой очистки. Оттуда же набиралась и вода для бытовых нужд.
Башня на Советской улице не всегда была такой. Сразу после возведения в 1865-м году она была маленькой и невзрачной, а свои современные мощные формы приобрела лишь во время реконструкции 1927-го года. В прошлом башня была поделена на три уровня. В подвале размещались две паровые машины, мощностью по десять лошадиных сил каждая. Эти машины питали два насоса, подававшие воду наверх. Чуть выше находилась котельная, где отработанный пар нагревал воду, поступавшую в расположенные по соседству бани. На самом верху стоял клёпанный бак, вместимостью восемь тысяч вёдер.
После советской реконструкции это шикарное сооружение несёт в себе отпечаток архитектуры конструктивизма. По моему мнению это одно из знаковых зданий Твери. Надеюсь, что в недалёком будущем ему найдут достойное применение.
Ещё до революции в Твери существовала небольшая мусульманская община. Мусульмане имелись среди военнослужащих местного драгунского и гренадёрского полков, а также среди рабочих завода Ивана Залогина и мануфактуры братьев Коняевых. Для строительства молельного здания «магометан» в исконно православном городе нужно было внятное обоснование. Имам Хусаин Сеид-Бурхан собрал сведения о местных мусульманах и выяснил, что в Твери их насчитывалось около трёхсот. Надо понимать, что в это число входили только главы семей и молодые мужчины. Татарский купец Фатих Алышев взялся за оформление необходимых документов и пообещал оплатить часть расходов на строительство мечети. Среди местных мусульман был организован сбор пожертвований, по итогу которого в копилку поступило около двух с половиной тысяч рублей. Две тысячи рублей неожиданно выделил сам царь. Фатих Алышев внёс большую часть необходимой суммы и ещё потратил две тысячи рублей на благоустройство территории. Строительство мечети продолжалось три месяца и было полностью завершено в октябре 1906-го года. Недолго радовала она правоверных. Большевики, как водится, здание отобрали и приспособили под свои нужды. Среди многих учреждений, в разное время располагавшихся в стенах бывшей мечети, особенной популярностью пользовался ресторан «Восток». Лишь в девяностые годы здание вернули законным владельцам. Судьба «отца» Тверской мечети при советах сложилась весьма печально. После революции Фатих Алышев остался в России. Уже в тридцатые годы кто-то донёс о том, что в разговорах со знакомыми он неодобрительно высказывался о закрытии мечети. Алышева арестовали и осудили на пять лет за «контрреволюционную агитацию». Уже в лагере ему добавили второй срок и отправили в Рыбинск, где заключённые участвовали в строительстве сооружений Рыбинского водохранилища. Там он и умер. Похоронен был на кладбище деревни Макарово Рыбинского района Ярославской области.
Рядом с мечетью стоит современный католический храм Преображения Господня. Вообще-то до революции в Твери существовал католический костёл, но в советские годы его разрушили.
Дальше я пошёл в сторону Волги и оказался на Рыбацкой улице. Ещё до принятия первого плана регулярной застройки в 1760-х годах здесь существовала населённая рыбаками слобода. В конце улицы есть несколько заброшенных особняков.
Этот домик принадлежал подрядчику Мутузову. Изначально это была скромная усадьба в стиле классицизма. Свой нынешний облик дом приобрёл в начале прошлого века, когда его фасад был украшен в соответствиями с принципами стиля модерн. Полностью сфотографировать этот дом у меня не получилось, потому что перед ним стоял грузовик.
Рядом стоит неброский домик, до 1917-го года принадлежавший некоему Андрееву. По соседству в недавнем прошлом располагался ещё один дом, которым тоже владел Андреев.
На доме Тихоновой висит старая адресная табличка с несуществующим топонимом. С 1993-го года переулок Специалистов снова называется Татарским переулком.
Выйдя из Татарского переулка я вернулся на Советскую улицу и довольно скоро оказался на улице с потрясающим названием - улице Вольного Новгорода. Здесь находится одна из многих старинных церквей Твери. Церковь Рождества Христова, что в Рыбаках, была возведена в 1743-м году на месте сгоревшего деревянного храма. Двенадцатого мая 1763-го года она тоже чуть не погибла в ужасном городском пожаре. Лишь кирпичные стены остались стоять. Пламя почти полностью уничтожило убранство, а также погубило священника, дьячка и три десятка прихожан, пытавшихся потушить храм и спасти его святыни. Икона Божией Матери «Всех скорбящих радость» странным образом уцелела в огне и впоследствии почиталась как чудотворная. До революции в память о жертвах пожара каждый год совершалась заупокойная служба и проводился крёстный ход, начинавшийся у стен Кафедрального собора. Большевики закрыли храм неожиданно рано - ещё в 1918-м году. В годы гонений на верующих церковь лишилась колокольни и стала местом размещения школы ДОСААФ с тиром. В 2001-м году изрядно обезображенное здание было возвращено православным. Как видите, сейчас оно полностью отреставрировано.
Немаловажные дополнения в архитектурную сокровищницу Твери были сделаны в советское время. В двадцатые и тридцатые годы город обзавёлся стильными зданиями в стиле конструктивизма. Потом была кратковременная оккупация, не пощадившая историческую застройку, но и не уничтожившая её полностью. Кое-что сгорело или было разбомблено, но большая часть наследия уцелела. После войны на месте руин и пепелищ выросли красивые постройки в стиле сталинского ампира. В годы застоя в городе появилось несколько интересных общественных сооружений.
С Нововолжского моста открывается отличный вид на причал для теплоходов возле Речного вокзала и храм Великомученицы Екатерины.
Заволжане - это жители Заволжского района. Данная стела стоит возле автобусной остановки на набережной Афанасия Никитина.
К церкви трёх исповедников ведут старинные чугунные ступеньки. Они без проблем пережили все невзгоды прошлого века и до сих пор выглядят отлично. Вот это я понимаю - сделано на века.
Мой путь пролегает через район симпатичных послевоенных домов.
До начала XX века в Твери не было постоянного моста через Волгу. Зимой люди ходили с одного берега на другой по льду. С приходом тепла через реку наводился деревянный понтонный мост. Город рос и в какой-то момент всем стало ясно, что дальше так продолжаться не может - Твери, как воздух необходим нормальный мост через Волгу. И опять подсобили иностранцы. Часть денег на строительство моста выделила франко-бельгийская компания, которая строила завод в Заволжье и нуждалась в адекватном сообщении через реку. Мост строился с 1897-го по 1900-й годы под руководством чешского инженера Машека и по проекту столичного инженера Точинского. Торжественное открытие состоялось в присутствии губернатора и прочих именитых людей города восьмого сентября 1900-го года.
Мост строился в соответствии с бытовавшей в то время модой на мосты «цепного вида». Его массивные клёпанные фермы словно подражают облику цепей висячих мостов. Немудрено, что он стал часто фотографируемой достопримечательностью. Думаю, что найдётся не один десяток дореволюционных открыток с разными видами этого моста. По ним мы можем судить, насколько он изменился за время своего существования. В декабре 1941-го года отступавшие немцы взорвали мост, но уже в начале следующего года движение по нему было возобновлено. Полноценный ремонт моста проводился уже после окончания войны. В восьмидесятых годах мост подвергся реконструкции. При этом его ширина увеличилась с шести до девяти метров, под проезжей частью на берегу появились подземные переходы, старые пролётные строения были заменены новыми. Мост всё же утратил часть своего очарования, но главное, что старые фермы были сохранены в качестве узнаваемого элемента архитектурного оформления.
Некоторые люди заявляют, что восстановленный Спасо-Преображенский собор портит сложившуюся панораму Твери. Они ругают его за то, что он якобы уничтожил вид на путевой дворец. Я с этим в корне не согласен. Мне кажется, что строительство собора было не только жестом восстановления исторической справедливости, но и сделало привычный вид гораздо богаче в плане красоты. Мне нравится, как выглядит дворец на фоне собора и мне по душе вид с противоположной стороны. Надеюсь, что колокольню тоже восстановят.
На месте, где в былые века стояли укрепления Тверского кремля, в пятидесятые годы был построен стадион «Химик».
По пешеходному мосту можно перейти на бывший остров в устье Тьмаки. Сейчас на нём стоит лишь одинокая часовня Михаила Тверского. В XIII веке на острове был основан Фёдоровский монастырь, от которого до наших дней не сохранилось ничего. В XIX веке эту территорию использовало для своих нужд пароходное общество «Самолёт», основательно потрудившееся над уничтожением культурного слоя. В семидесятые годы прошлого века на бывшем острове, давно уже соединённом с противоположным берегом полоской суши, планировалось создать мемориальный комплекс «Остров памяти». Предполагалось, что сюда будут перенесены останки солдат из захоронений, расположенных в разных уголках Твери. Этим планам не суждено было сбыться, но название «Остров памяти» закрепилось в речи горожан и теперь данное место называют в основном так.
«Остров памяти» должен был дополнять Обелиск победы, установленный в 28-ю годовщину освобождения Твери от немецких захватчиков. Для того, чтобы расчистить для него место, городские власти взорвали храм Николая Чудотворца на Зверинце. Торжественные церемонии у подножия обелиска проходят не только девятого мая, но и шестнадцатого декабря - в день освобождения города от немецких войск.
По улице Софьи Перовской я иду в сторону знаменитого Двора Пролетарки. Мимо проезжают чистые автобусы голубого цвета, похожие на те, что используются в Москве. В Москве система называется «Московский транспорт», в Твери - «Транспорт Верхневолжья». Оплата производится с помощью банковской карты или местного аналога «Тройки». Состояние тверского общественного транспорта значительно улучшилось за последние три года. Раньше по улицам ездили лишь раздолбанные ПАЗики и тесные маршрутки с лихачами за рулём. Стало лучше, хотя и без потерь не обошлось - Тверской трамвай приказал долго жить, по видимому навсегда.
Улица Софьи Перовской постепенно переходит в проспект Калинина и я довольно быстро дохожу до края Пролетарки. Этот старый промышленный район стал местом паломничества любителей истории, фанатов заброшенных мест и фотографов со склонностью к эстетике разрухи. Но мало кто из них доходит конкретно до этой части Пролетарки. В основном они кучкуются рядом с казармой «Париж».
Окружающее пространство напичкано любопытными деталями прошлого. Я уже писал о Пролетарке и не вижу смысла повторять уже сделанное. В этот раз ограничусь лишь несколькими фотографиями.
Дореволюционный сарай.
Здание администрации Морозовской фабрики.
Знаменитая казарма «Париж».
Школа.
Побродив по Пролетарке можно заглянуть в Воскресенский собор.
Или посетить Христорождественский монастырь. Подробнее о нём я напишу в одной из следующих публикаций.
У меня на этом всё.