Как известно, модерн – один из ведущих (и, на мой взгляд, самых элегантных) архитектурных стилей в Москве рубежа XIX-XX веков. По крайней мере, мне он очень нравится. Зданий в стиле модерн сохранилось немало. Но, как правило, уцелел только их внешний облик. Увидеть, как выглядела квартира в доходном доме достаточно сложно – после революции большинство из них было превращено в коммуналки, много раз ремонтировалось и перестраивалось. Тем не менее, вчера мне это удалось, причем там, где искать и в голову бы не пришло.
А началось все с приглашения на экскурсию проекта «Добрый автобус», который бесплатно возит пенсионеров по интересным местам. Предложили съездить в музей-квартиру Глеба Кржижановского. Я лениво подумала: «А почему бы не…?», даже не зная, где она находится. И – оказалась в большом выигрыше!
Квартира оказалась на Садовнической улице, в доме купцов Варыхановых (сейчас – № 30). В 1903-1904 годах владельцы перестроили его по проекту известного архитектора Василия Шауба, превратив в доходный дом. Сразу после ремонта квартиру № 4 на 2 этаже сняло под офис «Общество электрического освещения 1886 г.», которое принадлежало немецкой фирме «Сименс и Гальске». (В 1966 году фирма станет одним из создателей знаменитого концерна Сименс.) С 1907 году на предприятии «Сименс и Гальске» в Санкт-Петербурге работал инженер-большевик Глеб Кржижановский. Начал с монтера, но быстро стал заведующим кабельной сетью Санкт-Петербургского «Общества электрического освещения 1886 г.». В 1910 году в той же должности он появился в отделении фирмы в Москве, в той самой квартире № 4. Однако пока – только как сотрудник: жить он будет на третьем этаже.
В 1913 году компания приобрела весь особняк. А в бывший офис Кржижановский переедет в 1919 году, когда московская фирма будет национализирована, а он станет ее директором.
Он прожил здесь 40 лет, до своей смерти в 1959 году, а его близкие занимали квартиру до 1973 года.
Они добились, что в 1968 году было принято решение о создании мемориального музея. Как рассказала экскурсовод, первые посетители появились здесь только через 20 лет. Но мой двоюродный брат и его мама точно помнят, что в начале 1980-х годов именно в квартире Кржижановского его принимали в пионеры…
Так или иначе, благодаря этому, 5 из 6 комнат квартиры, прихожая и коридор сохранили облик начала ХХ века.
Уцелели не только паркет, двери и обои, но и красивейшие печи с каминами (2 из них Василий Шауб сохранил от прежнего купеческого интерьера в стиле эклектика).
Сохранились даже светильники, панели на потолке и чугунные батареи!
Свою лепту в создание интерьеров внес и хозяин. Так, в кабинете хранится подлинная библиотека Глеба Максимилиановича, на стенах столовой – картины его друга и сверстника, известного художника В.К. Бялыницкого-Бирули, а на столе – сервиз с монограммой, подаренный ему на 85-летие, и самовар, сопровождавший семью еще в сибирской ссылке в начале века. Напомню: с 21 года Кржижановский дружил с В.И. Ульяновым, который был на два года старше. Вместе они получили по 3 года ссылки за создание "Союза борьбы за освобождение рабочего класса".
Но больше всего меня поразила «система видеонаблюдения» начала ХХ века. С парадной лестницы в квартиру вела не только дверь (к слову, наполовину стеклянная), но и … большое окно.
Хороша и сама лестница, отделанная метлахской плиткой.
А напоследок – забавная деталь: вот такая полочка стоит в фойе музея… Это уже явно не про модерн.