У самосвалов с эмблемой ГАЗ на капоте – богатая история: в СССР это были основные самосвалы работы в сельском хозяйстве. Они выпускались на базе всех среднетоннажников, в разное время сходивших с конвейера ГАЗа, а в постсоветские времена в качестве шасси для них использовали не только среднетоннажные грузовики, но и малотоннажник «ГАЗель»!
Первые опытные «ГАЗели-самосвалы» появились ещё до запуска этого малотоннажника в серию – их разработал филиал ГАЗа, Саранский завод автосамосвалов, в советские времена комплектовавший газовские среднетоннажники кузовами собственного производства. А серийные самосвалы на базе «ГАЗели» вышли на рынок в 1995 году, на следующий год после запуска грузовичка в производство.
Наследников тех самосвалов, но уже на основе «ГАЗели Бизнес», в Саранске выпускают и сейчас. Но теперь заказчикам предложен и более современный самосвал-малотоннажник на шасси «ГАЗели NEXT»: заднеприводном, со стандартной колёсной базой и однорядной кабиной. На его раму ставят самосвальную платформу с возможностью разгрузки в три стороны. Её внутренняя длина ровно 3 метра, высота бортов – 0,47 м в обычном и 0,94 м в надставленном вариантах. Такой самосвал рассчитан на перевозку 1,26 тонны груза. Предусмотрен и вариант с увеличенной семиместной кабиной – для него используется длиннобазное шасси.
История самосвалов на шасси среднетоннажных «ГАЗонов» куда длиннее – их в Саранске начали изготавливать с начала 1960-х. Причём поначалу это были строительные самосвалы, но советский автопром вскоре разработал для строителей их целую линейку на более грузоподъёмных шасси, и Саранский завод начал ставить на шасси ГАЗа самосвальные кузова сельскохозяйственного назначения. И попал в точку: эти самосвалы на базе сначала ГАЗ-51, а потом – ГАЗ-53 и ГАЗ-3307, оказались идеально подходящими для применения в сельском хозяйстве. Потому что за счёт сравнительно небольшой массы, а значит, меньшего давления на грунт, они лучше других могли работать на поле в паре с комбайном.
Сегодня базой для среднетоннажных самосвалов ГАЗ стал «ГАЗон NEXT». В этом качестве используют его шасси со стандартной колёсной базой 3770 мм, на которое в Саранске ставят кузов ёмкостью порядка 5 кубов или же его 11-кубовый вариант с надставными бортами. Грузоподъёмность такого самосвала – 4,5 тонны. А для тех, кому предстоит эксплуатировать самосвал в сложных дорожных условиях, аналогичный кузов монтируют на шасси «Садко NEXT».
С запуском в серию в 2021 году бескапотного «Валдая NEXT» самосвал появился и на его шасси – он комплектуется кузовом вместимостью 9,85 м3, в котором может перевозить 2,65 тонны груза.