Найти в Дзене
Секреты Старого Китая

О фехтовании двуручным обоюдоострым мечем цзянь в эпоху Мин

В древние времена солдаты должны были говорить на мечах.
Мао Юаньи, «Убэйчжи»

Читатели с завидной регулярностью просят рассказать про фехтование двуручником. Первую часть читаем тут.

Вопрос этот - не простой, как минимум надо отделить всё то творчество по воссозданию техники цзянь, что возникло в среде Улиньской интеллигенции в первой трети ХХ века. Мы про это уже говорили много раз, например, в рамках истории Центрального Института изучения боевых искусств в Нанкине. Поэтому сегодня уйдем немного дальше в глубину веков. Ниже будут приведены страницы из трактата с техниками меча времен Мин, желающие могут сравнить с «Двенадцатью принципами фехтования двуручного меча-цзянь» ( 十二字双手剑 Shí'èr zì shuāngshǒu jiàn), хорошо известными в наши дни.

Здесь и далее страницы из «Чосунь Шифа» (朝鲜势法 Cháoxiǎn shì fǎ)
Здесь и далее страницы из «Чосунь Шифа» (朝鲜势法 Cháoxiǎn shì fǎ)

Мао Юаньи, автор знаменитой военной энциклопедии «Убэйчжи», включил в свою книгу единственное руководство по владению двуручным мечом. Называется это руководство «Чосунь Шифа» (朝鲜势法 Cháoxiǎn shì fǎ). Как следует из названия, это руководство представляет собой навык обращения с двуручным мечом, собранный Мао Юаньи из корейского региона.

Здесь и далее страницы из «Чосунь Шифа» (朝鲜势法 Cháoxiǎn shì fǎ).
Здесь и далее страницы из «Чосунь Шифа» (朝鲜势法 Cháoxiǎn shì fǎ).

Мы уже рассказывали про эту энциклопедию, кто пропустил - читаем тут. В 86-м свитке «Убэйчжи» как раз и находим «Чосун Шифа», который содержит 24 формы использования двуручного цзянь. Причина, по которой ее называют «корейской техникой боя», заключается в том, что техника была собрана Мао Юаньи в Корее, но её источник должен происходить из Китая.

Ма Минда (馬明達, 1943 г.р) в современной ушуистской среде хорошо известен своими глубокими познаниями в боевых искусствах и тщательными академическими исследованиями, его книги оружейно-фехтовальной тематике, к сожалению, не переведены у нас, но я бы считал их обязательными для изучения всем, кому интересна эта тема.
Ма Минда (馬明達, 1943 г.р) в современной ушуистской среде хорошо известен своими глубокими познаниями в боевых искусствах и тщательными академическими исследованиями, его книги оружейно-фехтовальной тематике, к сожалению, не переведены у нас, но я бы считал их обязательными для изучения всем, кому интересна эта тема.

Профессор Ма Минда считает, что «Чосун Шифа» - это древнее китайское руководство по обращению с двуручным цзянь, которое было передано из Китая в Корею, а затем обратно в Китай из Кореи.

Здесь и далее страницы из «Чосунь Шифа» (朝鲜势法 Cháoxiǎn shì fǎ).
Здесь и далее страницы из «Чосунь Шифа» (朝鲜势法 Cháoxiǎn shì fǎ).
Древний меч-цзянь можно использовать в бою, поэтому у императора Тайцзуна династии Тан были тысячи фехтовальщиков, но сегодня этот метод не передается.
Есть обрывки текстов, отдельные главы от утерянных книг, тайные наставления в стихах, но неясно, как объяснять.
Мао Юаньи, «Убэйчжи»

Мао Юаньи пишет, что фехтование цзянем, это одно из четырех, ранее утраченных древних искусств, как, например, один из способов стихосложения.

Здесь и далее страницы из «Чосунь Шифа» (朝鲜势法 Cháoxiǎn shì fǎ).
Здесь и далее страницы из «Чосунь Шифа» (朝鲜势法 Cháoxiǎn shì fǎ).

Ма Минда в «Исследовании истории обмена искусства цзянь и дао в Китае, Японии и Корее» пишет про двуручный цзянь следующее:

Этот вид фехтования еще мог сохраняться в народе, но он игнорировался правительством. Это конечно невероятная вещь, но при феодально-бюрократическом строе в этом нет ничего удивительного.
Здесь и далее страницы из «Чосунь Шифа» (朝鲜势法 Cháoxiǎn shì fǎ).
Здесь и далее страницы из «Чосунь Шифа» (朝鲜势法 Cháoxiǎn shì fǎ).

Кстати, существует немало интересных гипотез о взаимовлиянии не только Китая, Японии и Корее, но и западного фехтования на формирование данного трактата.

Есть много разных сравнений рисунков из «Чосунь Шифа» с западными фехтбуками.
Есть много разных сравнений рисунков из «Чосунь Шифа» с западными фехтбуками.

Хотя есть и вполне простое и логичное объяснение:

В прошлом оружие применялось для борьбы не на жизнь, а на смерть, и неразумные способы применения быстро отбрасывались, а оставались самые разумные и эффективные. Структура человеческого тела одинакова, и действия, которые можно выполнять, также схожи. Поэтому нетрудно заметить, что хотя оружие всего мира имеет разные формы и материалы, часто появляются схожие техники.
Ма Минда. «Исследование истории обмена искусства цзянь и дао в Китае, Японии и Корее»
Здесь и далее страницы из «Чосунь Шифа» (朝鲜势法 Cháoxiǎn shì fǎ).
Здесь и далее страницы из «Чосунь Шифа» (朝鲜势法 Cháoxiǎn shì fǎ).

Но вернемся к трактату. В годы правления тринадцатого императора эпохи Мин японский военачальник Тоётоми Хидэёси повел свою армию на вторжение, стремясь вторгнуться в Китай через Северную Корею. Положение в Корее было критическим, и империя Мин послала на помощь свои войска.

Здесь и далее страницы из «Чосунь Шифа» (朝鲜势法 Cháoxiǎn shì fǎ).
Здесь и далее страницы из «Чосунь Шифа» (朝鲜势法 Cháoxiǎn shì fǎ).

Кроме того, туда отправилось несколько военачальников, учеников ещё Ци Цзигуана и Юй Даю (а это, напомню, ещё и автор «Трактата о мече-цзянь»), чтобы помогать Корее в обучении личного состава. Они отобрали в Китае военных инструкторов для обучения корейской армии различным боевым искусствам, включая и метод фехтования двуручным мечом-цзянь.

Здесь и далее страницы из «Чосунь Шифа» (朝鲜势法 Cháoxiǎn shì fǎ).
Здесь и далее страницы из «Чосунь Шифа» (朝鲜势法 Cháoxiǎn shì fǎ).

Это искусство глубоко ценилось корейскими военными и гражданскими лицами. Позже, при личном вмешательстве главы правящей династии, принципы фехтования двуручником были зарисованы и опубликованы с текстовыми пояснениями. Затем они передавались по наследству, и считается, что эта традиция сохраняется в Корее и по сей день. Однако часть информации была утеряна.

Здесь и далее страницы из «Чосунь Шифа» (朝鲜势法 Cháoxiǎn shì fǎ).
Здесь и далее страницы из «Чосунь Шифа» (朝鲜势法 Cháoxiǎn shì fǎ).

Ну а в Китае, по крайней мере эти поясняющие рисунки не сохранились, пока в конце династии Мин Мао Юаньи не получил в Ляодуне в дар это корейское руководство по использованию длинного двуручного меча. И благодаря ему, у нас сейчас есть возможность тоже приобщиться к этому знанию.

Здесь и далее страницы из «Чосунь Шифа» (朝鲜势法 Cháoxiǎn shì fǎ).
Здесь и далее страницы из «Чосунь Шифа» (朝鲜势法 Cháoxiǎn shì fǎ).

Судя по ряду аспектов, таким как рисунки и само руководство по фехтованию, высказывается мнение, что трактат восходит к концу эпохи Юань и началу Мин. Это пока единственное руководство по двуручному мечу имперского Китая, и его по праву можно назвать редким сокровищем. Учебников по дао не в пример больше сохранилось.

Здесь и далее страницы из «Чосунь Шифа» (朝鲜势法 Cháoxiǎn shì fǎ).
Здесь и далее страницы из «Чосунь Шифа» (朝鲜势法 Cháoxiǎn shì fǎ).

Наличие такого руководства по фехтованию в крупнейшей и общеизвестной военной энциклопедии показывает, что до конца династии Мин древнее двуручное фехтование в Поднебесной ещё не исчезло полностью, и оно скорее всего сохранялось в народе и армии.

Здесь и далее страницы из «Чосунь Шифа» (朝鲜势法 Cháoxiǎn shì fǎ).
Здесь и далее страницы из «Чосунь Шифа» (朝鲜势法 Cháoxiǎn shì fǎ).

Однако эти драгоценные источники знаний были проигнорированы официальными лицами поздней Мин, а затем и ранней Цин, что и позволило этому искусству фехтования постепенно исчезнуть. Но сейчас ситуация поменялась, любители боевых искусств изучают эти древние книги, пытаясь воссоздать давно забытое знание.

Пример современной реконструкции фехтовальной техники по «Чосунь Шифа» (朝鲜势法 Cháoxiǎn shì fǎ).
Пример современной реконструкции фехтовальной техники по «Чосунь Шифа» (朝鲜势法 Cháoxiǎn shì fǎ).

Вот на сегодня и всё. Ну а для размышления, вот ещё цитата:

Часть двуручного фехтования исходит от владения копьем, и его использование аналогично силе владения копьем. Особенно техники гэ и лань [格 gé и 拦 lán], дополненные владением копьем, их сила будет сильно отличаться.

И еще, для желающих попрактиковаться в переводе, четыре основных метода для начального обучения (初习 chūxí) владения мечем-цзянь:

击法有五:豹头击,跨左击,跨右击,翼左击,翼右击。
刺法有五:逆鳞刺,坦腹刺,双明刺,左夹刺,右夹刺。
格法有三:举鼎格,旋风格,御车格。
洗法有三:凤头洗,虎穴洗,腾蛟洗。

Подписывайтесь и следите за обновлениями!

Продолжение следует...

Данная статья не является учебным пособием, заниматься желательно под присмотром опытного наставника.

Дм. Моисеев, СПб - 2022