Найти тему

«В Венеции главное — слушать свою интуицию»: интервью с искусствоведом Екатериной Колосовой

Разговор о городе на воде, людях, случаях и судьбоносных встречах

Что общего у Венеции и Москвы? Коренного венецианца, как и москвича, не так-то просто найти! Кто они, эти люди, родившиеся в городе на воде? Чем живут, что думают, где бывают? Что если найти представителей этого вида и показать город через их истории? Сказано — сделано, решила искусствовед Екатерина Колосова и отправилась на поиски своих героев. Так родилась книга «Bella Венеция!» — беседы с местными жителями и такими давними поклонниками города, как оперная певица Любовь Казарновская и писатель Глеб Смирнов.

Мы расспросили Екатерину и о городе, и о книге. И вот что она рассказала.

— Серениссима, Царица Адриатики — у Венеции много имен. Расскажите о них, о том, что они означают.

— Главное имя — Республика святого Марка. В городе все крутится вокруг его символического изображения в виде льва с крыльями и книгой. Гордые животные повсюду: на барельефах, колоннах, флагах, в убранстве дворцов, на полотнах и люках колодцев. Его видишь постоянно.

Еще один титул — Царица Адриатики. Ведь Венеции всячески расширяла свои владения на соседние территории и острова.

Есть еще имя Серениссима — яснейшая, светлейшая. Раньше Венеция так и называлась: Светлейшая Республика святого Марка. Она просуществовала более тысячи лет и прекратила существование из-за Наполеона. Поэтому многие венецианцы на дух его не переносят. Ведь из-за него умерла Венеция!

— Себя вы называете «любительницей Венеции» с 18-летним стажем. Откуда такая любовь?

— Венеция почему-то всегда меня манила. В 2004 году я приехала сюда всего на день и пропала! Город абсолютно очаровал. Тот день — 7 сентября! — до сих пор остается одним из самых счастливых в моей жизни. Такой заряд вдохновения, радости, любви я получила впервые. Я тогда заканчивала Академию Славянской Культуры, как живописец. И свой дипломный диптих, не задумываясь, посвятила Венеции.

При всей любви к городу и несметному количеству посещений, считаю, что истинно понять Венецию может только тот, кто здесь родился и вырос. Именно поэтому в моей книге о Венеции, ее истории и культуре рассказывают сами венецианцы.

— Как вы решились на такой непростой проект, как книга? И как получился такой необычный формат повествования — не привычный путеводитель, а беседы с местными жителями, через которые словно распускается цветок истории города?

— Учитывая мою любовь к Венеции, всегда хотелось этой самой любовью поделиться. С другой стороны, я долго не могла понять, с какой стороны к этому подойти, что нового я могу сказать о Венеции? О ней же писали блестящие авторы, тот же Питер Акройд или Альберто Тозо Фей. Кстати, последний — герой моей книги! Создавать путеводитель мне было неинтересно, поэтому я ждала, когда появится истинно моя идея.

Я часто устраиваю себе медитативные прогулки в сестьере Каннареджо. Именно там озарило: люди! Я же знаю столько интересных людей! Ремесленники, ювелиры, виноделы, аристократы, российский искусствовед и писатель Глеб Смирнов. Мысли закрутились, все соединилось и заработало. Так и появились интервью — рассказы местных о городе.

— Говорим «Венеция» — и представляются гондолы, каналы и толпы туристов. Как на самом деле протекают будни обычного жителя?

— Они ходят на работу, занимаются бизнесом, семьей, проводят время с друзьями. Все как в других городах. Конечно, тут много туристов, кто-то с ними работает, а кого-то эти толпы откровенно раздражают. А еще в Венеции непросто жить из-за и наводнений, высокой влажности, дороговизны самой жизни, ощущения большой деревни, где все местные друг друга знают и жизнь проходит на виду. Поэтому все, кто остался в городе на воде, заслуживают глубокого уважения. Это и геройство, и патриотизм, и любовь.

— А что за история с тем, что венецианцы чуть ли не первыми завезли кофе в Европу?

— Да, это так. Кофе завезли сюда с востока, ведь у Венеции были обширные торговые связи. Сначала кофе побаивались, — было время, когда людей отпугивали противопоказания, о которых говорили медики. А потом напиток полюбили.

Эту историю мне рассказал Стефано Стипитивич, арт-директор «Флориана» — первого кафе Италии. Оно существует с 1720 года и работает до сих пор — знаковое место Венеции на площади Сан-Марко. Стефано отвечает за искусство и творческие проекты в заведении. Он невероятно много знает о Венеции. И кстати, он даже засветился в передаче Владимира Познера и Ивана Урганта «Их Италия».

— А еще в книге встречаются и жутковатые легенды. Расскажите одну из них.

— Мне нравится легенда о месте, где отпускаются грехи. Якобы там ночевал скрывающийся, неузнанный Папа Римский. После ночевки место стало обладать особенной силой. Там есть изображение Мадонны, перед которым желающим духовно очиститься следует прочесть молитвы «Отче Наш» и «Богородица Дево, радуйся». Место находится недалеко от моста Риальто, но найти его непросто, даже зная адрес, — Sotoportego e Calle de la Madona.

Еще одну мистическую историю мне рассказал Альберто Тозо Фей — венецианец, писатель, собиратель венецианских легенд. Ее можно найти в моей книге.

-2

— В книге есть рассказы потомственных венецианских парфюмеров, местных писателей, родственников Стравинского и Тинто Брасса. Какая встреча произвела на вас лично самое большое впечатление и почему?

— С точки зрения уникальности и судьбоносности, это как раз встреча с Анастасией Стравинской — праправнучкой композитора Игоря Стравинского.

Как-то я отправилась в венецианское кладбище Сан-Микеле, навестить похороненных там русских, среди них — Дягилев, Бродский, Стравинский. Я там подумала: «Как было бы здорово найти ниточки, соединяющие с ними!» И через несколько дней нашла Настю! Она оказалась совершенно очаровательной девушкой. Настя создала Фонд Стравинских и дала мне уникальную, интереснейшую информацию об известном предке и его связи с Венецией. То, что я рассказала в книге об Игоре Федоровиче, раньше не было известно большой аудитории, так что это — моя гордость.

— Как вы представляете своего читателя? Опишите человека, который обязательно обрадуется, если получит ее в подарок.

— Этот человек любит Италию. Тот, кому уже запала в душу Венеция, и тот, кто здесь еще не бывал, но хочет подготовиться к поездке, понять город чуть лучше, чем просто информация про гондолы, мосты и спритц.

А еще это любитель прекрасного, тот, кто ценит эстетику. Тот, кто любит легенды, музыку и гастрономию, кто увлекается биографиями и необычными историями из жизни людей. Человек открытый, ищущий, творческий, интересующийся.

В книге каждый найдет историю по душе: ведь тут и эксклюзив о том же Стравинском, и рассказ о Джузеппе Чиприани — человеке, который придумал коктейль «Беллини» и подачу «карпаччо», и многое, многое другое.

— В Венеции часто бывают наскоком, погулять на денек, прямо как вы в ваш первый приезд. Что посоветуете обязательно посмотреть, скажем, за 8 часов?

— На своем опыте я поняла, что 8 часов это все же очень мало. Рекомендую ехать минимум на три дня. Тогда хватит времени и на туристическую классику, вроде площади Сан-Марко, Дворца дожей, всех знаковых мостов, и на что-то пооригинальнее. Например, советую посетить скуолы — это настоящие сокровища. В книге скуолам я посвятила отдельную главу, где рассказала и о моей любимой скуоле Сан-Рокко. С ней связан великолепный художник Якопо Тинторетто, и в ней — самое большое в мире собрание его работ. А еще добавлю в список дворцы Ка Редзонико, Фортуни, д'Оро.

Обязательно запланируйте прогулку в отдаленных районах — сестьере Каннареджо или Кастелло. Пройдитесь по местным церквям, много где есть и Тициан, и Тинторетто. Побывайте на острове Торчелло: его самый большой писатель Эрнест Хемингуэй. И, наконец, загляните в исторические кафе: «Квадри», «Лавена» и «Флориан», конечно. Ну и главное: в Венеции важно слушать свою интуицию и довериться городу. Он сам найдет, чем удивить.