XXI век - изначально век постоянно ускоряющихся перемен. Развитие технического прогресса идёт по экспоненте, объём информации и знаний увеличивается вообще на порядки каждое десятилетие. Но даже в этой ситуации 2022 год умудрился внести свою особую и существенную лепту в нарастающий "расколбас" настоящего.
Теперь время неопределённости это больше не какой-то период жизни, это и есть сама жизнь.
И ранее кризисы плодились и множились, росли, как тесто на дрожжах. Но теперь кризис - это сама жизнь. Это стало обыденностью, с одной стороны, и неустранимой проблемой, с другой.
Для каждого человека это уже огромная проблема. Для любого бизнеса, как сообщества людей, это стало проблемой вдвойне.
Большинство компаний, к сожалению для них, этого пока не понимают. Полностью или частично, они живут в старых парадигмах.
А в будущем выживет не просто сильнейший, а в первую очередь тот, кто быстро и эффективно сможет приспособиться к новым условиям.
Кто умеет “ловить всё на лету”. Узнавать, чувствовать, использовать возникающие тренды и тенденции.
В рамках основной тематики канала рассмотрим тренды, которые сформировались или укрепились в течении 2022 года в сфере жилищного строительства, среди девелоперов-застройщиков.
✅Тренд 1
Превращение рынка жилья из рынка продавца в рынок покупателя.
Произошло это из-за чрезмерно завышенных цен на жильё в период 2019-2022 г.г., что привело резкому падению продаж и затовариванию рынка. Не смотря на все предпринятые усилия государства, застройщиков и банков. Навес суммарно выставленного и не выставленного на продажу возведённого жилья в России уже вплотную приблизился к 70 млн. кв. метров. И это, скорее всего, не предел.
Цены выросли, доходы упали, ипотека в течение 2022 года фактически исчерпала свои “пробивные”, локомотивные возможности для рынка новостроек, который уже, в свою очередь, “тащил” за собой вторичную недвижимость.
Тенденция на 2023 год: усиление тренда в случае дальнейшей попытки застройщиков и далее поднимать ценник. Рынку грозит или существенный обвал цен, или обрушение значительного количества застройщиков. Мелкие девелоперы будут поглощены крупными. Или перейдут в собственность кредитовавших их банков. Всему же рынку грозит ситуация кризиса перепроизводства.
✅Тренд 2
Слияния и поглощения (сделки M&A).
2022 году уже привёл к финансовым трудностям у многих девелоперов. Пока положение дел по данным ЦБ РФ в целом приемлемое, но, тем не менее, проблемы уже есть. Впервые за многие годы финансовая устойчивость девелоперов снизилась сразу на 20 % со 112 % до 92 %.
Продолжающийся тренд последних лет – слияния и поглощения компаний на рынке. Компании строительного сектора уже в первой половине года осуществили явные и неявные сделки слияния и поглощения на общую сумму 1476 млрд. рублей, что на 48,1% выше аналогичного периода прошлого года. Выйдя на первое место среди всех сфер бизнеса в России. Про самую крупную сделку покупки известной строительной компании “Интеко” в 2022 году я уже писал вот здесь.
Тенденция на 2023 год: усиление тренда. Стагнация рынка не даст шансов многим средним и мелким девелоперам на фоне падения объёмов продаж.
✅Тренд 3
Возможно, окончательное осознание профессиональным сообществом застройщиков самих себя как общей структуры и значительной силы.
При наступлении перманентно длящегося кризиса, возросла роль объединений, групп по интересам, общих площадок и различных конференций и форумов застройщиков. Причина в потребности понять и осмыслить проблемы, собрать и ранжировать мнения и предложения, попытаться найти варианты решения, просто понять своё место и верность своего движения на рынке. Весь год самым активным образом проходили всяческие отраслевые мероприятия - съезды, конференции, круглые столы и тому подобное.
Тенденция на 2023 год: пока я не вижу перспектив усиления и без того высокой активности представителей девелоперского сообщества. Но, скорее всего, “накал страстей” и интерес к взаимному общению на различных площадках как минимум не спадёт и весь следующий год.
Из тренда номер 3 вытекает и тренд номер 4:
✅Тренд 4
Лоббизм и “попрошайничество”.
Если лоббизм в строительной отрасли это данность, и дело, к сожалению, давно имеющее место быть, то на “иглу субсидий”, как выразился недавно один государственный чиновник высокого ранга, застройщики окончательно, похоже, “подсели” только в 2022 году.
Фактически сегодня вся отрасль возведения нового жилья как будто бы в огромной бoльнице, где лежит кроме прочего на искусственной вентиляции своих лёгких целой “смесью” из самых различных субсидированных льготных ипотек. И весь год только и раздавались голоса - “ещё! ещё!”, “просим продления!”, “пивная, ещё парочку” и им подобные.
И добрый доктор Айболит спаситель - государство - в лице федеральных властей пока идёт навстречу своим “бoлезным пaциентам”.
Это плохо, потому что расслабляет собственные “мышцы” девелоперов. Снижает их возможности качественно и достойно вести бизнес в реально рыночных условиях. Да, это помогло достичь самых высоких за историю России цифр ввода нового жилья, но слишком дорогой ценой. Если продолжить аналогию с больницей, доктором и пациентами, всё выглядит так, будто ради спасения ног отрезали руки. Да ещё и шею начали пилить. Далеко не факт, что подобное в целом было правильным шагом изначально.
Тенденция на 2023 год: есть опасения, что у застройщиков появится “рефлекс собаки Павлова”: при любой сложности и трудности они будут и в первую очередь и далее взывать к государству, чтобы оно помогло решить все их проблемы. Ведь пока такой “подход” возымел результат: на 2023 год и даже далее все льготные ипотеки продлены.
✅Тренд 5
Широчайшее распространение на рынке новостроек так называемых “маркетинговых уловок”.
Я уже много раз писал об этом, вот, например. Когда продажи новостроек пошли в 2020 году на “ура”, застройщики и банки расслабились, и только успевали наращивать прибыли. Им это, видимо, очень понравились, и от такого подхода они не смогли отказаться и в 2022 году.
Но ситуация в корне изменилась. Что же делать? Конечно же, решать свои проблемы за счёт покупателей! Чем не выход? Отсюда появились все эти околонулевые и траншевые ипотеки. А также куча других маркетинговых и рекламных обманок и уловок. Не обманов, нет, так, "легких введений в заблуждение".
Под конец года уже появились и “рассрочки”, и “повышенный кэшбэк” при покупке квартиры в новостройке. Очередь и за трейд-ином и лизингом (с авторынка) и другими нишевыми ранее и, казалось бы, устаревшими “ново-старым” очередными способам “сравнительно честного отъёма денег”.
Тенденция на 2023 год: думаю, к сожалению, что попытки представить покупателю в ложном “красивом” виде и сиятельном свете любые варианты дальнейших “наработок” симбиоза “банкостроев” или “застроебанков”, как кому нравится, будут активно продолжены.
Главное, чтобы сегодня всё выглядело очень даже недорогим и посильным по ежемесячным платежам. А потом - да хоть потоп! Поговаривают, например, что ГК ПИК зарегистрировала выражения “не-плати-два-года-тека” и “плати-когда-въедешь-тека” как свои фирменные названия предложений для покупателей. Не проверял. Может, и врут.
✅Тренд 6
Новый маркетинг.
2022 год стал годом резкой активизации вложений девелоперов в рекламу. Снова за счёт покупателей. Высокий ценник это позволил. У некоторых застройщиков рекламные бюджеты выросли в разы, до 200-300 %. Произошло серьёзное перераспределение среди каналов продвижения. Существенно возросла роль Телеграм. Рост подписчиков телеграм-каналов составил не разы, а уже порядки. В эту соцсеть пришли в 2022 году практически все крупные и средние девелоперы. Плюс в активную работу "вернулась" наружка.
Ну а в конце года фактически стартовали “гонки скидок” - их максимальный размер поднялся с ещё недавних 5-7-10 % до 25-30 % на квартиры и до 35 % на апартаменты в некоторых предложениях.
Большинство девелоперов от старта такого "движения" очень недовольны своими коллегами, но, видно, кое-кого начинает “поджимать” финансовая ситуация. Или кто-то просто более дальновидный.
Тенденция на 2023 год: очень возможно продолжение “гонки скидок” и в целом развитие фактически реальной "ценовой войны" в 2023 году между девелоперами. При дальнейшем падении спроса и уменьшении общего пула покупателей это уже во многом будет не просто глобальный, но и в том числе локальный вопрос “местечковых битв”: "вот соседний ЖК у компании Х продаётся, потому что у них скидка Х1 %, а что нам делать? Надо падать на Х1++%, иначе мы тут надолго “зависнем”.
Кстати, налицо интересная, о многом говорящая тенденция: в рекламе и в прямых коммуникациях с клиентами вовсю началась эксплуатация “фольклорных” начал в российских покупателях (вера в чудо, надежда на авось, стремление жить дорого и “бохато”, пусть и не совсем по средствам) и обращениях к “корням”, к прошлому (пример последнего - недавняя массированная реклама “Самолёта” в стилистике времён СССР).
✅Тренд 7
Активные кадровые перестановки и смена структур управления.
Во времена серьёзных вызовов и больших проблем всегда происходят значительные изменения и в самих компаниях. Это происходит в любом бизнесе. Случилось это в 2022 году и в среде застройщиков. Подстройка под новые обстоятельства, переформатирование стратегии и другие вынужденные ситуации требуют изменения управленческой структуры. А иногда - и кадровых решений. Причиной некоторых, кстати, стала даже эмиграция части кадров из страны.
Вице-президент группы «Эталон» Василий Фетисов ушёл из компанию, перейдя в проект Housebook, дочку Dombook, работающую в Дубае.
Как сообщили СМИ:
“Совладелец девелоперской группы ПИК Сергей Гордеев покинул должность гендиректора компании и теперь будет заниматься вопросами корпоративного управления и стратегического развития.”
Исполнительный директор по работе с партнерами дивизиона “ДомКлик” Александр Попов стал директором “Самолет плюс”. Кстати, о стратегиях двух лидеров - ПИК и Самолёт - я буквально вчера писал вот здесь.
Произошла перестановка и в крупной ГК “Пионер”. Генеральный директор Леонид Максимов оставил пост и возглавил Совет директоров в целях большей фокусировки на стратегическом развитии группы.
И это только малая часть активно происходящих изменений внутри девелоперских компаний.
Тенденция на 2023 год: реструктуризация строительных холдингов однозначно продолжится. Кроме того, в следующем году застройщикам будет необходимо искать новые кадры на ставшее очень сложным направление продаж. А кроме того, профильных специалистов на новые перспективные направления: загородная недвижимость, малоэтажное строительство, региональная экспансия, и, конечно же, в сфере цифровизации и построения онлайн-платформ.
На сегодня этого пока, думаю, хватит. И так статья не маленькая.
В продолжении в ближайшее время расскажу о ещё 5 интересных трендах строительного рынка, что привнёс уходящий 2022 год в жизнь застройщиков и покупателей квартир в новостройках.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации.
🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏
Уважаемые читатели! Помогите набрать 3000 подписчиков. Стараюсь для вас каждый день. Оцените мой труд просто подпиской! Спасибо!
🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡
Подписаться можно здесь. Ежедневные новые посты и статьи на канале. Заходите в любое время на чашечку кофе за новостями☕.
Лайк, подписка, комментарии, репост и сохранение в избранное будут восприняты с особой благодарностью. Заранее благодарю!
Возможно, вам могут понравиться другие публикации: