25K подписчиков

Кто круче - Мустанг или Корсар? Эпичная дуэль двух американских истребителей времен Второй мировой войны.

7K прочитали

Летчики ВВС США, летавшие на North American P-51 Mustang, часто говорили, что их самолет был самым результативным истребителем США. То же самые утверждали летчики ВМС и Корпуса морской пехоты, но уже о Chance Vought F4U Corsair, вообще именуя его лучшим истребителем Второй мировой войны.

North American P-51 Mustang и Chance Vought F4U Corsair. Фотография из свободных источников, общественное достояние.
North American P-51 Mustang и Chance Vought F4U Corsair. Фотография из свободных источников, общественное достояние.

Запоздалое прибытие на фронт.

Первые прототипы "Мустанга" поднялись в небо еще в 1940 году. Однако массовые поставки в войска начались только 1944 году. К этому моменту войны ВВС США еще не имели полного превосходства в воздухе над Европой, и соединения американских бомбардировщиков довольно часто подвергались нападению во время дневных налетов.

В тот же самый период ВМФ США находился в процессе отвоевания Маршалловых островов. Корсар впервые дебютировал в боевых действиях в феврале 1943 года и по факту еще только начинал массово вводиться. Несмотря на то что японцы и немцы находились уже в обороне, сражения были далеки от завершения.

Р-51.

Истребитель Мустанг Королевских ВВС, оснащенный двигателем Allison V-1710, совершил первый боевой вылет 27 июля 1942 года. Он имел прекрасные характеристики на малой высоте, но был совершенно непригодным на высотах выше 4600 метров. После проведенных консультаций со специалистами компании Rolls-Royce, было решено оснастить Мустанги двигателями Rolls-Royce Merlin а позже его американским аналогом Packard V-1650. Эта замена позволила улучшить высотные характеристики, сохранив при этом все преимущества на малой высоте.

Поскольку в то время ВВС США были сосредоточены на разработке и принятии на вооружение Republic P-47 Thunderbolt и двухмоторного тяжелого истребителя Lockheed P-38 Lighting, они мало интересовались Мустангом. Хотя и закупили для 150 единиц самолетов, которые получили обозначение A-36 Apache.

Согласно книге известного английского автора и эксперта военной авиации Уильяма Грина "Знаменитые истребители 2-й мировой войны" Королевские ВВС оснастили Мустанг второй серии дополнительными топливными баками в крыльях и внешними сбрасываемыми баками. Майор Томас Хичкок, военный атташе ВВС США в Лондоне, сообщил командованию ВВС, что англичане считают возможным установку в Мустанги двигателя Merlin-61. Его мнение подкрепили ас Первой мировой войны Эдди Рикенбакер и маршал авиации сэр Траффорд Ли-Мэллори.

После этого четыре самолета были доставлены в компанию Rolls-Royce для переоборудования. Результатом эксперимента стало то, что компания North American полностью перепроектировала Мустанг для совместимости с двигателем Merlin 61 мощностью 1650 лошадиных сил от Packard. Два из них были построены в США и переданы в ВВС для испытаний под названием XP-51B.

В конечном счете было произведено 2200 единиц самолетов P-51B и Р-51. Это были первые модели Мустангов в ВВС, которые приняли участие в боевых действиях. Разница между моделями B и C заключалась лишь в том, где они были изготовлены: "B" на заводе в Инглвуде, штат Калифорния, а "C" на заводе в Далласе.

В рамках смены названия было принято обозначение USAAF Mustang, а прозвище Apache было передано пикирующему бомбардировщику А-36.

F4U

Корсар был разработан в соответствии с требованиями ВМС США от 1938 года на одноместный истребитель авианосного базирования. По указанию главы инженерной группы компании Vought Рекса Бейзела команда конструкторов задалась целью создать самый быстрый истребитель из когда-либо построенный. Инженеры сосредоточились на максимизации тяги, минимизации веса и лобового сопротивления.

Новый истребитель получил самый мощным американский двигатель того времени: 18-цилиндровый двухрядный Pratt & Whitney R-2800 Double Wasp, который выдавал впечатляющие 2 000 лошадиных сил. Впрыск воды или спирта в более поздних версиях добавлял к этому еще 450 л.с. Чтобы превратить мощность двигателя в тягу, инженеры Vought добавили трехлопастной винт "Гамильтон Стандарт" диаметром 4,1 метра - самый большой среди истребителей Второй Мировой войны. Корсар стал первым американским одномоторным истребителем, скорость которого превысила 640 км/час в горизонтальном полете.

В конце января-начале февраля 1944 года ВМС США провели сравнение обоих самолетов на военно-морской авиабазе Патуксент-Ривер в штате Мэриленд.

В "состязании" приняли участие три машины - P-51B, F4U-1 и F4U-1A. Результаты этих испытаний были задокументированы в отчете "Оценочные и сравнительные испытания самолетов P-51B и F4U-1".

Первоначально ВВС США предоставили на испытания модель C (№ 41-102987) но из-за технических проблем он был заменен модель B (№ 42-37050). В то время еще не были запущены в производство более современные модели D, которые появятся только в конце весны 1944 года. Для достижения максимальной производительности нижняя часть крыла P-51B была максимально отполирована, а радиостанция получила новую антенну с меньшим сопротивлением воздуху.

У испытуемых "Корсаров" (F4U-1 № 02390; F4U-1A № 17930) были сняты посадочные крюки, заменены винты на более маленькие, тщательно подогнаны зазоры капота, а щель в месте складывания крыльев закрылт дополнительными обтекатели.

В отчете не было сделано никаких замечаний относительно того, повлиял ли винт меньшего диаметра на характеристики.

Самолеты летали так, как бы это было в бою, без сбрасываемых баков и внешних боеприпасов. В испытаниях участвовало семь летчиков-истребителей ВМС США, имеющих боевой опыт. Поскольку на флоте не были знакомы с P-51, были проведена серия полетов для определения основных характеристик Мустанга.

Несмотря на то что оба самолета имели одинаковое вооружение, это шесть пулеметов 50–го калибра. F4U несли 391 снаряд на ствол, в то время как у P-51B было только 350 для бортовых и 240 для четырех подвесных пулеметов. Залп Мустанга продолжался 34 секунды, а Корсара - 40, что делало огневую мощь последнего на 15% выше.

Один из наиболее интересных комментариев, сделанных летчиками-испытателями, относился к видимости под носом самолета. В отчете отмечено, что у P-51B она была хуже, чем у Корсара. Это интересное наблюдение, потому что видимость под носом была известной проблемой самого F4U. По мнению флотских летчиков, видимость из Мустанга В была плохой. Главной причиной этого они назвали большое количество перегородок фонаря.

North American P-51B Mustang
North American P-51B Mustang
North American P-51D Mustang
North American P-51D Mustang

Они также отметили, что вид на корму был ограничен боковыми стенками узкого кокпита. Учитывая, что ранние модели Корсара имели похожую конструкцию, единственный вывод, который можно из отчета, заключался в том, что конструкция фонаря Мустанга серии B была значительно хуже, чем у F4U-1. У моделей Мустанга модификации B и C не было обтекаемого капота, такой, как у серии D. Так же как у F4U-1, не было "капюшона Малкома" (или капота типа bubble) который устанавливался на более поздних моделях.

Chance Vought F4U-1 Corsair
Chance Vought F4U-1 Corsair
Chance Vought F4U-1D Corsair
Chance Vought F4U-1D Corsair

Испытания на ускорение и набор высоты проводились параллельно, поэтому не было никаких различий в атмосферных условиях. Летчики отмечали, что на низких скоростях устойчивость Мустанга была неудовлетворительной, что было очень необходимо для эксплуатации самолета на авианосце.

Они также обнаружили, что на скорости свыше 720 км/час P-51В заметно отклонялся от курса и требовал постоянной корректировки направления. Что касается набора высоты, то сравнение показало преимущество Корсара. До высоты в 6 000 метров он добирался со скоростью от 230 до 305 метров в минуту.

Но и у "Мустанга" были преимущества. В горизонтальном полете оба "Корсара" оказались быстрее P-51, но только ниже 4 000 метров. На больших высотах, особенно выше 7 600 метров, F4U-1 заметно проигрывал. Летчики так же отметили, что преимущество Корсара не превышало 25 км/час. Из двух протестированных самолетов Corsair F4U-1A был заметно медленнее, чем F4U-1. Никаких объяснений этому в отчете не давалось. Однако не смотря на это, заключение было не в пользу Мустанга:

"F4U превосходят P-51B при любых условиях. Как в ускорении при горизонтальном полете, так и в маневренности и реакции."

В чем Мустанг действительно превосходил Корсар, так это лучшем ускорении при пикировании, но уступал при наборе скорости на взлете и меньшей скорости сваливания при сопоставимых нагрузках.

В заключении отчета говорится:

  1. Разница в скорости между самолетами P-51B и F4U-1 невелика, но только до высоты в 7 500 метров выше P-51B превосходит конкурента.
  2. F4U-1 значительно превосходит P-51B по скороподъемности при любой сопоставимой нагрузке и всем другим характеристикам, кроме скорости пикирования.
  3. F4U-1 превосходит P-51B в маневренности и отзывчивости управления.
  4. При равной выносливости F4U несет примерно на 86% больше вооружения.
  5. Самолет F4U-1 является лучшим истребителем для применения в ВВС и ВМС, за исключением случая, когда боевые действия происходят выше 7 000 метров.

Некоторые могут подумать, что большинство воздушных боев над Европой происходили на высотах выше 7 000 метров, однако это не так. Соединения бомбардировщиков союзников обычно летали до 6 000 метров, а сопровождающие их истребители пикировали на немецкие самолеты. Воздушные бои часто происходили на самых удачных для Корсара высотах.

В заключении отчета сказано, что Chance Vought F4U-1 Corsair является гораздо более лучшим истребителем, чем North American P-51D Mustang.

В другой серии испытаний ВМС принимали участие F4U-1D Corsair и F6F Hellcat против трофейного немецкого Focke-Wulf FW-190D-4. Оба истребителя смогли "перекрутить" Фокке-Вульф в воздушном бою, чего не мог сделать P-51. В отчете отмечалось, что всего за один вираж Корсар оказывался на хвосте немецкого самолета. Однако в бою эти истребители так и не встретились.

Соперники на войне.

Характер войны в Европе отличался от войны на Тихом океане. В Европе, за исключением нескольких налетов на оккупированную Норвегию, основная роль авианосцев заключалась в защите конвоев, пересекающих Атлантику. Дважды палубные истребители привлекались для патрулирования и воздушной поддержки во время высадок. Первый раз истребители Grumman F4F Wildcat ВМС США и Королевского флота принимали участие в операции "Торч" в ноябре 1942 года. Затем, 15 августа 1944 года, во время вторжения в Южную Францию, палубные истребители Вайлдкэт и Корсар обеспечивали истребительное прикрытие во время операции "Драгун".

Однако в Тихом океане все обстояло наоборот. Война против Японии была авианосной. Летчики ВМС и Корпуса морской пехоты, летавшие на F4U и F6F, доминировали в воздушных боях. Соотношение сбитых самолетов составляло 11 к 1 для Корсара и 19 к 1 для Хеллкета.

Двадцать четыре года спустя после окончания Второй мировой войны состоялся настоящий воздушный бой между F4U и P-51, в котором Корсар вышел победителем. Во время Футбольной войны 1969 года лейтенант ВВС Гондураса Сальвадор Сото на своем F4U-5N сбил три сальвадорских самолета, два из которых были Корсарами и один - Мустангом. Произошло это 19 июля 1969 года, и это был последний воздушный бой, в котором участвовали истребители времен Второй мировой войны.

Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!

Подписывайтесь на телеграмм-канал: t.me/real_militan
Для желающих помочь каналу рублем:
Тинькофф 5536 9138 9630 2045
СБЕР 4276 4800 1921 3399

Друзья, Ваши лайки и комментарии (любые, даже простое - 😉) очень помогают в развитии канала.
Спасибо за внимание и до новых встреч!