Найти тему
MILITAN

"Лучший клиент Груммана", герой "Марианской охоты на индеек" и предводитель филлипинских партизан

Летчик-истребитель ВМС США Александр Врачиу сбил 19 и повредил 21 японский самолет, потеряв при этом три “Хеллкэта", это тот, что Grumman F6F "Hellcat", и заработал репутацию "лучшего клиента Груммана".

Семья и молодые годы

Родители Александра, Мария Тинку и Александр Врачиу, родом из Румынии. Вместе со своими семьями, они эмигрировали в Штаты в самом в начале ХХ века. Познакомились и поженились в Восточном Чикаго в 1917 году. Первым ребенком была дочь Бетти, Александр появился на свет 2 ноября 1918 года, за девять дней до окончания Первой мировой войны. После рождения сына, семья вернулась в Трансильванию, они надеялись, что сын погрузится в румынскую культуру, но их планам не суждено было осуществиться и они вскоре вернулись в США.

Александр был одаренным ребенком и с легкостью поступил в Университет "ДеПау". ,В 1941 году он заканчивает со степенью психолога. Он мечтал быть психологом, но бушующая война полностью изменила его будущее. Еще во время учебы в университете, летом 1940 года, он записался участвовать в программе подготовки гражданских пилотов в звании рядового. В июне 1941 года поступает в резерв ВМС в должности курсанта авиации и с октября начинает обучение на техасской авиабазе "Корпус-Кристи".

Программа обучения гражданских пилотов существовала с 1938 по 1944 годы. Её главная цель - увеличение количества гражданских пилотов, что давало возможность быстро их переучи в военных летчиков.

Начало карьеры

С 28 августа 1942 года Александр официально становится военно-морским лётчиком и переводится на авианосец USS "Wolverine", один из двух учебно-тренировочных, пресноводных авианосцев. За время обучения, он совершил 8 необходимых для завершения курса взлетов-посадок на летную палубу и приступил к освоению одноместного палубного истребителя-бомбардировщика Grumman F4F Wildcats.

Лётный класс и экипаж корабля на взлетной полосе тренировочного авианосца USS Wolverine. 1943 год.
Лётный класс и экипаж корабля на взлетной полосе тренировочного авианосца USS Wolverine. 1943 год.

В конце марта 1943 года он входит в состав 3-й истребительной эскадрильи под командованием лейтенант-коммандера Эдварда Генри "Бутча" О’Хары, первого аса США во Второй мировой войне. В июле 1943 года, из-за реорганизации эскадрилий, 3-я истребительная переименовывается в 6-ю.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ. Отец Эдварда Генри О’Хары, Эдвард Джозеф О'Хара, он же "Беспечный Эдди", был юристом в Чикаго и какое-то время работал на Аль Капоне. Позже он помог ФБР осудить гангстера за уклонение от уплаты налогов. В 1939 году, за неделю до того как Капоне был освобожден из Алькатраса, О'Хара был застрелен в своем автомобиле.

О’Хара сделал Врачиу своим ведомым и давал много ценных советов, благодаря которым Александр оттачивал свои навыки. Первым авианосцем базирования эскадрильи стал USS Independence. До первых боевых вылетов Александр Врачиу имел за плечами почти 700 часов налета на истребителях, с 40 посадками на авианосец. Летая в крыле О'Хары он освоил истребитель F6F "Hellcat". Кстати, "Hellcat" - это "Ведьма", а не "Адская кошка".

Александр Врачиу (крайний слева), Эдвард “Бутч” О'Хара (второй слева)
Александр Врачиу (крайний слева), Эдвард “Бутч” О'Хара (второй слева)
USS Independence (CVL-22) - это лёгкий авианосец из одноимённой серии. Был заложен в мае 1941 года, как крейсер типа "Кливленд" и назвался "Амстердам" (CL-59). В мае 1942 года он был переклассифицирован в авианосец и тогда же переименован в "Индепенденс".
USS Independence (CVL-22) в заливе Сан-Франциско. 1943 год. Автор фотографии не известен,.
USS Independence (CVL-22) в заливе Сан-Франциско. 1943 год. Автор фотографии не известен,.

Первый боевой вылет

5-го октября 1943 года О'Хара повел 4 самолета в район острова Уэйк. Там котором располагался японский гарнизон и крупный военный аэродром. В какой-то момент О'Хара заметил три японских "Зеро", которые заходили на посадку. Понимая шансы, он приказал немедленно атаковать цели. Александру удается уничтожить сразу два самолета не земле. Это конечно же не так круто, как в воздухе, но не стоит забывать о мощном зенитном заслоне аэродромов.

В ноябре 1943 года Эдвард О’Хара повышают и он переходит на авианосец USS "Enterprise" (CV-6). 26 ноября он руководил первым в истории ночным вылетом с авианосца. Целью стали японские торпедоносцы Mitsubishi G4M (далее - "Бэтти"). В этом вылете истребитель О'Хары попал под перекрестный огонь, после чего рухнул в океан. Его так и не найдут. Александр тяжело переживал потерю наставника и друга. До конца войны он искал встречи с "Бэтти", желая отомстить за Эдварда О’Хару. Однажды он сказал своему ведомому, что намерен сбить десять G4M в качестве расплаты.

20 ноября, авианосцы поддерживали высадку десанта на аттол Тарава. В этот день Александр сбивает первую “Бетти”, но тогда он еще не знает, что этот торпедоносец станет причиной гибели еще одного его друга. 29 января 1944 года, над островом Рой-Намюр в северной части атолла Кваджалейн на Маршалловых островах, Александр Врачиу встречает группу "Бетти" и начинает преследование группы из трех самолетов и всех сбивает.

Mitsubishi G4M-“Betty”
Mitsubishi G4M-“Betty”

С 1944 года Александр Врачиу переходит на авианосец USS "Intrepid" (CV-11), который был прозван "Боевой 1" или "Зло 1". В феврале 1944 года он принимает участие в битве за аттол Трук, на котором располагалась крупная японская военно-морская авиабаза. В день начала операции с пяти авианосцев взлетели 72 "Хеллкэта".

"Я набрал высоту и готов был отдать команду на атаку "Зеро" внизу нас, но вспомнил совет О'Хары. Он говорил мне, что перед "нырком" нужно проверить на 6 часов. Я оглянулся и увидел три "Зеро", один из которых уже открыл огонь по нам."

Завязался бой, из которого двойка Александра вышла победителем, сам Врачиу сбил два "Зеро" и один поплавковый самолет Nakajima A6M2-N "Kate". Один "Зеро" сбил его ведомый.

Mitsubishi A6M Zero
Mitsubishi A6M Zero

В тот день японцы были очень настойчивы и ночью "Зло 1" был атакован торпедоносцем. Прогремел взрыв, от которого Александр упал с кровати. Поднявшись он рванул в дежурную часть и обнаружил там нескольких обезумевших летчиков, которые молились стоя на коленях. Авианосец был выведен из строя до сентября.

Названия японских самолетов "Kate", "Betty" и другие, давали союзники для их обозначения, поскольку в то время еще не были известны все модели вражеских самолетов. В 1942 году капитан Фрэнк Т. Маккой, офицер разведки ВВС, придумал простой метод идентификации. Вместе с сержантом Фрэнсисом М. Уильямсом и капралом Джозефом Граттаном, Маккой разделил японские самолеты на две категории - истребители и все остальные. Он дал истребителям имена мальчиков, остальным имена девочек. Например Mitsubishi G4M бомбардировщик, с большими сферическими стеклянными турелями, был назван "Бетти" в честь грудастой подруги Уильямса.
Авианосец USS "Lexington" (CV-16)
Авианосец USS "Lexington" (CV-16)

Александр стремился в бой и не мог ждать, пока авианосец починат. Поэтому он добился перевода в 16-ю истребительную эскадрилью и продолжил службу на авианосце USS "Lexington" (CV-16), флагмане объединенной группы Task Forces 58 вице-адмирала Марка Митшера. Во время мартовских боев за Пелелиу, он вызвался принять участие в разведывательном полете, во время которого двигатель его самолета заглох и ему пришлось прыгать с парашютом. Когда он оказался в воде, то узнал, что его спасательный жилет не исправен, поэтому ему пришлось держаться на воде самому. Через несколько часов его подобрал эсминец.

С 29 апреля американцы возобновляют атаки на аттол Трук, в этих боях Александр Врачиу дополнил свою коллекцию пятой "Бэтти". Вернувшись на дозаправку он вылетел снова, но был сбит японскими зенитками и снова оказался в воде. Через несколько часов его подобрал спасательный эсминец.

Битва за аттол Трук.
Битва за аттол Трук.

Охота на индюшек

19 июня 1944 года к западу от острова Сайпан, Врачиу участвовал в перехвате пикирующих бомбардировщиков Yokosuka D4Y1 "Джуди". За восемь минут боя Александжр уничтожил шесть самолетов и загнал еще одну под огонь зенитных орудий. В этом бою американские "Хэллкеты" уничтожили 45 вражеских самолетов, при этом потеряв всего одну. Из-за такой разницы в счете один из летчиков сказал: " - Это как охота на индюшек!", это выражение и станет неофициальным названием той битвы.

Когда Врачиу приземлился на авианосец, его приветствовала толпа. Фотограф сделал один из культовых снимков войны на Тихом океане, Александр Врачиу показывает шесть пальцев, по числу сбитых самолетов. На несколько месяцев он стал лучшим летчиком-истребителем в ВМС, при счете 18 самолетов, обойдя "Айка" Кепфорда, который летал на "Корсаре".

"Артиллеристы разрядили шесть пушек его самолета и пересчитали оставшиеся снаряды. На шесть самолетов он потратил всего 360 патронов, это 10 выстрелов из пушки на одну цель, лучшая точность возможна лишь в теории."

Лучший клиент Груммана и главный герой Великой Марианской охоты на индеек
Лучший клиент Груммана и главный герой Великой Марианской охоты на индеек

На следующий день Александр был отправлен сопровождать пикирующие бомбардировщики SBD-5 "Dauntless" и торпедоносцам TBF-1 "Avenger". Вскоре после вылета появились первые "Зеро" и атаковали строй. Бой был долгим, многие американцы были сбиты. Среди них был самолет лучшего друга Александра, Гомера Брокмейера.

"Я лишь видел его падающий, горящий самолет. Его так и не нашли."

В этом налете американцам удалось потопить легкий авианосец "Хирю", тот что - "Летящий дракон". Сражение в Филиппинском море стало настоящей катастрофой для японского флота, который практически полностью лишился палубной авиации.

Возвращаться и садиться американским самолетам пришлось в полной темноте. Это даже для современной палубной авиации не просто, а в 1945 году задача требовала исключительного мастерства. Мало того, когда самолеты подлетали к авианосной группе, почти на всех кораблях были включены прожекторы и освещение. Летчики просто не могли разобрать где их авианосец, а топливо тем временем подходило к концу. Проблему устранили и самолеты начали приземляться. Однако, повезло не всем. Результатом ночной посадки стали 80 разбившихся самолетов.

"Я не растерялся и не терял уверенность, что все будет хорошо, поскольку рассчитал, что топлива должно хватить. Мы стали поочереди сажать свои самолеты, и я был одним из последних. Приземлившись, техники сказали мне, что в моем баке пусто. Совсем!"

Недолгий визит в Штаты

В июле 1944 года 16-я истребительная эскадрилья закончила участие в войне и Александр Врачиу отравился домой в Чикаго. В честь него, на городском стадионе, была организована трехчасовая церемония. Из рассказа старшего сына Александра, Роберта:

“После церемонии чествования он отправился с кортежем через весь Восточный Чикаго. Маршрут пролегал мимо одного дома на крыльце которого стояла девочка подросток. Папа вышел из машины и подошел к девочке, а она сказала ему "Тебе нужна не я, ты должен увидеть мою сестру, она на заднем дворе.” Папа улыбнулся и пошел на задний двор, там он встретил Кэтрин Хорн, свою будущую жену и мою маму. Она была жизнерадостной брюнеткой и очень понравилась отцу, в тот вечер он вернулся к ней домой. Мои родители поженились через две с половиной недели!”

Вскоре Александр был отправлен в кампанию по стране, которая продвигала продажи военных облигаций. Но вскоре он отказался от этого, убедив начальство вернуть его на Тихий океан.

Предводитель филиппинцев

После двух боевых вылетов, 14 декабря 1944 года, самолет Александра был сбит зенитным огнем. Он покинул самолет на высоте 400 футов и позже был спасен бойцами филиппинского сопротивления, которые приняли его в своем лагере, размещенном глубоко в джунглях в ожидании возможной эвакуации. В какой-то момент, командир сопротивления тяжело заболел, а Александр Врачиу был единственным офицером на сотни квадратных километров леса. Ему присвоили звание майора, так он стал командиром отряда партизан, состоящем из 180 человек.

В январе 1945 года он встретился американскими войсками, которые принимали участие в битве за Лусон, часть операции по освобождению Филиппин. Покидая своих друзей филиппинцев он прихватил с собой японский пистолет Намбу Тип 14 и самурайскую катану. Когда лейтенант Александр Врачиу вернулся в свою эскадрилью, то щеголял по базе с окладистой бородкой, японским мечом и пистолетом.

Александр Врачиу демонстрирует катану сослуживцам
Александр Врачиу демонстрирует катану сослуживцам

После этих событий ему больше ему не довелось летать, война для него закончилась, а он уже и не хотел.

За свои заслуги Александр Врачиу был награжден:

-10

Первый ряд: Военно-морской крест, Крест лётных заслуг с двумя золотыми звёздами, Воздушная медаль с тремя золотыми звёздами, Боевая ленточка ВМС США;

Второй ряд: Благодарность соединению Флота от президента США с двумя звёздами службы, Благодарность части Военно-морского флота, Медаль "За службу в Китае", Американская медаль оборонной службы;

Третий ряд: Медаль «За Американскую кампанию», Медаль «За Азиатско-тихоокеанскую кампанию» с тремя серебряными звёздами, Медаль Победы во Второй мировой войне, Медаль за службу национальной обороне со звездой службы;

Четвёртый ряд: Медаль военно-морского резерва, Медаль обороны Филиппин, Медаль освобождения Филиппин с двумя звёздами службы, Медаль независимости Филиппин.

Послевоенная жизнь.

С апреля по сентябрь 1945 года Александр работал на заводе "Grumman Corporation" в качестве лётчика-испытателя палубного истребителя Grumman F8F "Bearcat", он же ведь "лучший клиент Груммана" . . . шутка конечно . . . Позже он служил в Военно-морском министерстве руководителем операций, сыграв важную роль в формировании послевоенной программы Резерва ВМС.

Его послевоенная карьера развивалась стремительно. Он готовил летчиков на McDonnell F2H "Banshee", служил на борту авианосца USS "Hornet" (CV-12) в качестве старшего офицера по связи. Будучи командующим 51-го истребительного эскадрона, летая на реактивном истребителе FJ-2/-3 "Fury" он привёл подразделение к победе в индивидуальном чемпионате ВМС по стрельбе.

В 1961 году вместе с семьёй он переезжает в Калифорнию, там его ждет должность ассистента офицера по операциям 3-го дивизиона, чтобы это не значило. Там он будет работать вплоть до выхода в отставку, а произойдет это 31 декабря 1963 года.

Александр Врачиу дает интервью на фоне своего самолета Grumman F6F "Hellcat" с именем "BuNo".
Александр Врачиу дает интервью на фоне своего самолета Grumman F6F "Hellcat" с именем "BuNo".

1 января 1964 года он выйдет на пенсию и следующие 30 лет будет заниматься банковским делом в компании "Wells Fargo" и станет активным членом Ассоциации американских асов истребителей. У Александра и его жены Кэтрин было три дочери и два сына, младшего назвали Марком в честь адмирала Митшера. Старший сын Роберт служил в армейском резерве и стал врачом. Он вспоминал: “Папа никогда не подталкивал своих детей к военной карьере.”

Кэтрин умерла в 2003 году после продолжительной болезни. Пока она находилась в больнице Александр каждый день приходил к ней, чтобы покормить её обедом. Врачиу умер в возрасте 96 лет 29 января 2015 года.

Подписывайтесь на телеграмм-канал: t.me/real_militan

Для желающих помочь каналу рублем:

Тинькофф 5536 9138 9630 2045

СБЕР 4276 4800 1921 3399

Друзья, Ваши лайки и комментарии (любые, даже простое - 😉) очень помогают в развитии канала.

Спасибо за внимание и до новых встреч!