Найти тему
MILITAN

11 "тандерболтных" фактов о лучшем американском истребителе Второй мировой войны Р-47.

Благодаря своим изящным линиям, простому управлению и отличной скорости истребитель P-51 стал символом американских военно-воздушных сил в годы Второй мировой войны. И хотя "Мустанг" безусловно, помог союзникам завоевать контроль в небе над Европой и Тихим океаном, настоящей рабочей лошадкой победы стал менее эффектный "Жирдяй". Это одно из прозвищ истребителя Republic P-47 Thunderbolt.

В период с 1941 по 1945 год было изготовлено немногим более 15 600 истребителей "Тандерболт" которые использовались на всех театрах военных действий. Другим прозвищем Р47 было "Jug", что в переводе означает "Кувшин". Так же подходит самолету из-за его необычной формы, но "Джаг", это сокращение от "Джаггернаут".

В этой статье я кратко пробегусь по занимательным фактам об этом интересном самолете, который своими качествами завоевал любовь и уважение среди американских летчиков:

1. Хотели легкий истребитель.

Отцом "Тандерболта" был Александр Картвели. Урожденный Александр Картвелишвили - авиаконструктор грузинского происхождения, российский эмигрант первой волны, пионер американской авиации, выдающийся инженер и один из первых технологических новаторов.

* Кроме P-47 Thunderbolt, Александр Михайлович Картвели спроектировал F-105 Thunderchief, F-84 Thunderjet, F-84F Thunderstreak и A-10 Thunderbolt II в дополнение к другим экспериментальным самолетам.
Александр Картвелли и "Тандерболт" Р-47 на фабрике компании Republic Aviation в Лонг Айленде.
Александр Картвелли и "Тандерболт" Р-47 на фабрике компании Republic Aviation в Лонг Айленде.

Самолет, который в конечном счете станет P-47, изначально проектировался из небольшого P-43 Lancer и должен был выполнять роль легкого перехватчика. В компании Republic надеялись разработать улучшенную версию истребителя, но поскольку война в Европе продемонстрировала необходимость в гораздо более надежных боевых самолетах, компания была вынуждена пересмотреть свои планы. ВВС желали получить самолёт с мощным вооружением и хорошей защитой, но это упиралось в вес самолёта и мощность двигателя.

Вопрос был решен кардинально. На машину поставили самую мощную силовую установку. 18-цилиндровый звездообразный двухрядный R-2800 обладал мощностью 2000 л.с.. Такие двигатели никогда еще не устанавливали на истребители. P-47 получился самым большим, тяжёлым, но при этом достаточно скоростным самолетом. Он мог решать задачи как бомбардировщика, так и штурмовика. Прототип "Тандерболта" впервые поднялся в небо 6 мая 1941 года. P-47 был крупной мишенью, но благодаря его прочной конструкции и мощному двигателю он был серьезным противником в бою.

2. Летающий танк.

"Тандерболт" был большим самолетом. Почти на метр шире и на 1,2 длиннее, чем P-51 Mustang. При весе более 4500 килограмм без боевой нагрузки он был почти на 50% тяжелее "Мустанга" и почти в два раза тяжелее британского истребителя "Спитфайр". Ему немного не хватало до габаритов торпедоносца-бомбардировщика Grumman TBF Avenger. P-47 был одним из самых тяжелых одномоторных самолетов Второй мировой войны.

-2

3. Быстрый, как удар молнии.

Несмотря на значительную массу, 18-цилиндровый двигатель Pratt&Whitney R-2800 Double Wasp мощностью 2600 лошадиных сил позволял громоздкому Р-47 не отставать от "Мустанга". Они оба имели максимальную скорость около 700 км/ч. И хотя P-47 мог достигать высот, превышающих 12 000 метров, дальность полета была чуть более 1300 км, что почти в два раза меньше, чем у P-51.

4. Мощь "Джагернаута"

С четырьмя пулеметами 50-го калибра, установленными в крыльях, "Тандерболт" мог с одинаковым успехом уничтожать и вражеские боевые самолеты и наземные цели. Боеукладка вмещала 3400 патронов (шесть пушек "Мустанга" только 1800). Это позволяло выпускать облака из свинца в течение 30 секунд. "Джаггернаут" плохо справлялся с быстрыми воздушными боями против небольших самолетов, но был лучшим в атаке с пикирования.

Но вот в чем он был действительно хорош, так это в качестве штурмовика. "Тандерболт" мог нести до 1300 килограмм внешних боеприпасов. Будучи полностью вооруженным, P-47 мог доставить примерно половину полезной нагрузки B-17 Flying Fortress, а оснащенный 4,5-дюймовыми ракетами M8, он обладал огневой мощью равной батарее 105-мм гаубиц.

Одна из нескольких схем для сведения восьми пулемётов в одну точку на дистанции 340 м.
Одна из нескольких схем для сведения восьми пулемётов в одну точку на дистанции 340 м.

5. Держал удар.

P-47 был очень популярным самолетом среди летчиков. Мало того, что он был способен выдержать большое количество попаданий, его кабина была просторной и удобной. Некоторые летчики сравнивали сиденье самолета с шезлонгом. Кроме того, появившийся в войсках в мае 1944 года каплевидный фонарь, обеспечивал превосходную видимость во всех направлениях. Показатели безопасности самолета были поразительными. Около 0,7% "Тандерболтов" были потеряны в бою.

6. Дорогое удовольствие.

Заводы в Лонг—Айленде и в Эвансвилле наряду с заводом Кертиса (выпускающие самолеты по лицензии для учебных целей) с 1942 по 1945 год собрали 15 600 "Тандерболтов" в среднем 360 самолетов в месяц. И так на протяжении трех с половиной лет. Каждый самолет стоил 85 000 долларов около 1 500 000 долларов на 2023 год. В целом военное министерство потратило 1,2 миллиарда долларов на приобретение P-47. Сегодня это примерно равно 20,1 миллиард долларов.

7. Результативный истребитель.

P-47 дебютировал в боевых действиях в апреле 1943 года в составе 4-й армии. Примерно тогда же на нем был сбит "Фокке-Вульф" FW-190 над Францией. В течение следующих двух лет самолеты совершат более полумиллиона боевых вылетов в Европе и на Тихом океане, уничтожат около 4000 самолетов, 9000 поездов, 86 000 грузовиков и 6000 единиц бронетехники.

8. Его выбирали асы.

Ряд американских асов достигли впечатляющих результатов, летая на P-47. Лучшими из них были Фрэнсис "Габби" Габрески (28 самолетов), Роберт С. Джонсон (27 самолетов) и Дэвид К. Шиллинг (22 самолета).

Фрэнсис Стэнли "Габби" Габрески (Францишек Станислав Габришевский), крайний справа у своего самолета и наземной командой техников.
Фрэнсис Стэнли "Габби" Габрески (Францишек Станислав Габришевский), крайний справа у своего самолета и наземной командой техников.

9. Рекордсмен

За годы службы были предприняты многочисленные попытки улучшить производительность могучего "Джаггернаута". Одна экспериментальная модель установила рекорд скорости в 810 км/ч. Ни один самолет с поршневым двигателем не превзошел его до 1989 года. В 1942 году компания Republic сообщила, что во время испытаний модифицированного P-47 пикирующий самолет преодолел тогда еще недосягаемый "звуковой барьер", хотя этот рекорд позже был оспорен. Два года спустя было выпущено ограниченное количество "Тандерболтов" модели M, на которых устанавливали двигатели с наддувом. Они могли развивать максимальную скорость 760 км/ч. Их отправили в Англию для перехвата ракет Фау, а позже использовали и против немецких самолетов.

10. Более 20 стран использовали P-47.

Основным эксплуатантом, конечно же, были Штаты. Но "Тандерболты" служили и в ВВС других стран. Более 800 машин отправились в Великобританию еще во время войны. "Свободная Франция" эксплуатировала около 500 самолетов. На конец войны в Красной армии было 188 истребителей, которые использовали в качестве перехватчиков. В Красной Армии все высотные истребители "сплавляли" в авиаполки ПВО. Так было с МиГ-3 и британским "Спитфайром".

"- Уже в первые минуты полета я понял - это не истребитель! Устойчивый, с комфортабельной просторной кабиной, удобный, но - не истребитель. «Тандерболт» имел неудовлетворительную маневренность в горизонтальной и особенно в вертикальной плоскостях. Самолет медленно разгонялся - сказывалась инерция тяжелой машины. «Тандерболт» замечательно подходил для простого полета по маршруту без резких маневров. Для истребителя этого недостаточно." - инженер-летчик ЛИИ Марк Лазаревич Галлай
"- Уже в первые минуты полета я понял - это не истребитель! Устойчивый, с комфортабельной просторной кабиной, удобный, но - не истребитель. «Тандерболт» имел неудовлетворительную маневренность в горизонтальной и особенно в вертикальной плоскостях. Самолет медленно разгонялся - сказывалась инерция тяжелой машины. «Тандерболт» замечательно подходил для простого полета по маршруту без резких маневров. Для истребителя этого недостаточно." - инженер-летчик ЛИИ Марк Лазаревич Галлай

11. Служба в годы Холодной войны.

Через несколько недель после капитуляции Японии производство P-47 прекратилось. Имеющиеся "Тандерболты" переименовали в F-47, и они продолжили служить в течение многих лет, а в некоторых случаях и десятилетий после Второй мировой войны. Америка сняла самолет с вооружения в 1949 году, но союзники по НАТО, такие как Турция, Португалия, Италия, а еще Иран. имели эскадрильи "Тандерболтов" до 1950-х годов. Тайваньские F-47 регулярно вступали в бой с истребителями НОАК. Большое количество самолетов были переданы в страны Латинской Америки: Боливию, Бразилию, Колумбию, Эквадор и Доминиканскую Республику. Перу не снимала с производства свои Р-47 вплоть до 1966 года.

В начале 1970-х годов инженеры из Fairchild Republic начали проектирование истребителя танков А-10 и в дань памяти легендарному истребителю назвали свой новый двухмоторный штурмовик Thunderbolt II. В настоящее время 15 оригинальных "Тандерболтов" военного времени продолжают летать. Все они находятся в США, и некоторые из них каждый год выступают во время проведения авиасалона North American Aviation.

Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!

Друзья, Ваши лайки и комментарии (любые, даже простое - 😉) очень помогают в развитии канала.
Спасибо за внимание и до новых встреч!

Подписывайтесь на телеграмм-канал: t.me/real_militan
Для желающих помочь каналу рублем:
Тинькофф 5536 9138 9630 2045
СБЕР 4276 4800 1921 3399