Найти тему
Грунтовозов

Плюсы и минусы ремонта ям щебнем, как его сделать и какие материалы можно использовать

Ранее в нашей статье мы рассказывали о том, какие дороги можно ремонтировать щебень и как выбрать материал для этой цели. Сегодня мы поговорим о достоинствах и недостатках такого ремонта, обсудим его технологию. Но прежде всего давайте рассмотрим преимущества и недостатки такого способа заделки ям.

Сразу отметим, что ремонт дороги щебнем с простой засыпкой, трамбовкой и уплотнением – временная мера. Такая дорожная заплатка сама по себе долго не протянет. Предполагается, что это – крайняя и вынужденная мера, и в самое ближайшее время такая засыпка будет заменена на что-то более основательное.

-2

Плюсы и минусы ремонта ям щебнем

У такого способа ремонта дорожного полотна есть свои достоинства и недостатки. Предлагаем в них разобраться, чтобы в будущем избежать каких-либо неприятных ситуаций и разочарований.

Итак, преимущества данного способа ямочного ремонта:

  • Низкая стоимость
    Для этого вам потребуется только мелкая щебенка. Ее можно купить в мешках или использовать остатки материала (если ранее вы заказывали щебень для тех или иных строительных, дорожных или декоративных работ).
  • Простота укладки
    Для подобного ремонта вам не нужны ни особые строительные навыки, ни специальный инструментарий.
  • Быстрота укладки
    Все ремонтные работы займут у вас от силы около часа. Согласитесь, это существенный плюс в тех случаях, когда яму нужно заделать очень быстро.
  • Надежность щебня
    Это преимущество стоит рассматривать для щебня в сравнении с другими материалами, которые могут использоваться для такого ремонта: бой бетона, кирпича или прочий строительный мусор. На их фоне щебень – прочный, морозоустойчивый и износостойкий материал, который без проблем выдержит вес проезжающих автомобилей и не разрушится.
  • Возможность провести работы в любую погоду
    Засыпать яму щебнем можно и в дождь, и в снег, и во время бури. Такие работы можно проводить при любой температуре воздуха.
  • Удобное покрытие
    Если ремонтные работы по засыпке ям и выбоин сделаны по уму, а щебень при этом максимально уплотнен и расклинцован, то по такой засыпке будет комфортно ездить даже на привычных скоростях.
  • Хоть какой-то ремонт
    На безрыбье, как говорится, грех жаловаться. И пусть это рассуждение не совсем корректно использовать в данном случае, все же лучше иметь возможность проехать по дороге, чем по обочине. Да и чинить машину после того, как она попала в яму, бывает очень дорого.
-3

Но есть у данного метода, разумеется, и существенные минусы. О них мы не можем не упомянуть.

Так, к недостаткам ремонта дорог щебнем можно отнести следующее:

  • Временный характер
    Как мы уже говорили, такой ремонт – это, скорее, вынужденная мера. Едва ли этот способ можно назвать полноценным дорожным ремонтом.
  • Невозможность отремонтировать неглубокие ямы
    Засыпка щебнем подойдет для ям с глубиной более 5-10 см. Если же их глубина меньше или если у них пологие края, осуществить ремонт при помощи щебня нельзя.
  • Немонолитная засыпка
    Зерна щебня в такой засыпке никак и ничем не связаны между собой, поэтому они легко выносятся из ямы колесами автомобилей. Плюс, такие «летающие» камни могут повредить кузов машин и лобовые стекла.
  • Неровная поверхность
    Как бы хорошо вы не уплотнили щебень, он все равно не образует ровное и гладкое покрытие, как, например, асфальт или бетон.
  • Возможность просадки щебня
    Если недостаточно хорошо уплотнить щебень и не провести расклинцовку мелкими камнями, внутри засыпки останутся пустоты, которые со временем будут утрамбовываться под колесами автомобилей. Таким образом на поверхности будут образовываться новые ямы и впадины.
  • Острые углы камней
    Зерна щебня имеют неправильную форму, часто с острыми краями. Они могут повредить колеса машин.
  • Загрязнение обочин
    Когда щебень «вылетает» из-под колес автомобилей, он сначала валяется на дорогах, мешая езде, а затем оседает на обочинах, загрязняя их. Такой мусор обычно никто не убирает.
  • Затопление ям
    Щебень хорошо пропускает воду. Поэтому после дождей, если дождевой влаге некуда будет уйти, она будет скапливаться в яме, подмывая внутренние стены выбоины. Плюс, если внезапно грянут морозы, вода застынет и превратится в лед, увеличившись в объеме. Таким образом она начнет давить на стены ямы, нарушая их текущую целостность структуры и еще больше разрушая.
  • Финансовые затраты
    Несмотря на то, что щебень – недорогой материал, он все равно стоит денег. А тратить свои кровные на ямочный ремонт общественных дорог хочется далеко не всегда.
  • Больше вреда, чем пользы
    Бытует мнение, что щебень, засыпанный в выбоину на дороге, «разбивает» яму еще больше. Вероятно, это связано с тем, что под действием давления колес автомобилей и усадки щебня последний начинает давить на яму изнутри, провоцируя большие трещины на соседнем покрытии.
-4

Как видите, минусов у этого метода ремонта дороги достаточно. И в первую очередь важно понимать, что засыпка выбоины щебнем – это временная мера. Поверхность у такой засыпки будет неровной, может портить колеса машин.

Как сделать ямочный ремонт дороги щебнем

В этом разделе мы расскажем, из каких этапов состоит ямочный ремонт дорожного покрытия, который проводится с помощью щебня.

Для работ вам понадобятся:

  • Веник или метла
  • Собственно, щебень
  • Ручная трамбовка (или автомобиль)

Сам процесс очень прост и состоит из следующих этапов:

  1. Прежде всего нужно очистить яму от мусора, воды и грязи
  2. Далее нужно насыпать щебень в яму чуть большим объемом, чем уровень дорожного полотна
  3. После этого необходимо хорошенько утрамбовать щебень; сделать это можно либо при помощи трамбовки, либо колесами автомобиля (в последнем случае нужно проехаться по засыпке несколько раз туда и обратно)
  4. При необходимости нужно досыпать щебень и снова его утрамбовать

Обратите внимание, что такой способ подойдет для ям, глубина которых не превышает 10 см. Если же выбоина глубже, то щебень следует укладывать слоями и трамбовать каждый. Иначе с большой долей вероятности в засыпке останутся пустоты, которые в дальнейшем приведут к просадке.

Если вы устраняете яму на асфальтовой дороге и хотите, чтобы заплатка перестала носить временный характер и прослужила дольше пары зим, можно купить в магазине битум (или битумную мастику) и пролить им каменную засыпку. При этом особое внимание нужно уделить краям асфальта, к которым примыкает щебень. Их нужно пролить более тщательно.

После того, как вы налили битум или мастику, сверху нужно насыпать песок. Это необходимо для того, чтобы убрать липкость мастики. В противном случае колеса машин первое время будут пачкаться о битумную пропитку.

Отметим, что битумные мастики стоят дорого и значительно повышают стоимость ремонта. Если же задачи сэкономить у вас не стоит, лучше будет рассмотреть другие способы ямочного ремонта. О них мы подробно рассказывали в нашей статье Технология ямочного ремонта асфальта.

В заключительном разделе мы коротко остановимся на том, какие еще материалы можно использовать для временной засыпки ям на дорогах.

Альтернативы щебню для ремонта ям

Что ни говори, а покупать конкретно щебень только для ямочного ремонта дороги может быть нецелесообразно. В первую очередь это финансовые затраты (если материал не остался у вас после каких-то работ). Да и в принципе не всегда имеет смысл закапывать прочные и морозостойкие камни в яму (особенно если в дальнейшем планируется нормальный ремонт). Поэтому ниже мы опишем еще несколько материалов, которые можно применить для ямочного ремонта.

Можно рассмотреть использование:

  • Холодного асфальта
    Основное его назначение – именно ямочный ремонт дорожного покрытия при небольшой площади работ (до 3-5 м2). При этом его можно использовать и в непогоду, и в зимний период. Он подходит для быстрого устранения повреждений либо ремонта отдельных ям, способен предупредить дальнейшее разрушение структуры дорог.
  • Асфальтовой крошки
    Ее также называют срезкой. Это вторичный продукт, который получают во время ремонта дорог. При этом верхний слой асфальта снимают, дробят (пропускают через фрезу) и реализуют как крошку. Она стоит дешево, но появляется в продаже только весной и летом и очень быстро раскупается.
  • Гравия
    Он чем-то похож на щебень, только имеет более окатанные зерна. Его используют для ямочного ремонта в тех регионах, где горнодобывающая промышленность развита слабо, отсутствуют залежи прочных плотных горных пород, зато активно ведется добыча песка и песчано-гравийных смесей.
  • ПЩС (песчано-щебеночной смеси)
    По сути, ПЩС – это побочный продукт дробления горных пород на щебень. Поэтому он стоит недорого. Материал также содержит в своем составе зерна разных размеров, благодаря которым он хорошо уплотняется.
  • ПГС (песчано-гравийной смеси)
    Этот материал добывают в реках и карьерах. Он содержит в своем составе песок и гравий в разных соотношениях.
  • Боя бетона
    Это так называемый вторичный бетон. Он появляется на крупномасштабных стройках, при работах в частном доме или квартире, во время ремонтных работ. После демонтажа лом бетона дробят на щебень и реализуют как дешевый, но прочный вторичный продукт. Также этот материал часто есть у частных домовладельцев.
  • Кирпичей (боя кирпичей)
    Как и бой бетона, бой кирпича представляет собой отходы, оставшиеся после строительных работ. Их часто можно получить бесплатно, если забрать самовывозом.
    Кстати, нередко можно наблюдать картину, когда ямы на общественных и даже федеральных дорогах закладывают аж целыми кирпичами. По ним удобно ездить, но служат они, конечно, недолго.
  • Строительного мусора
    Сюда можно отнести все, что остается после строительных работ: бой плитки, шифера, черепицы, керамики. Эти материалы ничего не стоят. Они часто остаются после строительства дома или ремонтных работ в помещении.

А вот засыпать ямы на дорогах таким мусором как дерево, опилки, кора, бумага, картон, пластик, стекло, резина, покрышки и прочим крайне не рекомендуется. Эти материалы, во-первых, плохо себя чувствуют в воде, а во-вторых, загрязняют окружающую среду.

-5
-6

Полную версию данной статьи вы найдете на этой странице.

Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.