Ранее в нашей статье мы рассказывали о том, какие дороги можно ремонтировать щебень и как выбрать материал для этой цели. Сегодня мы поговорим о достоинствах и недостатках такого ремонта, обсудим его технологию. Но прежде всего давайте рассмотрим преимущества и недостатки такого способа заделки ям.
Сразу отметим, что ремонт дороги щебнем с простой засыпкой, трамбовкой и уплотнением – временная мера. Такая дорожная заплатка сама по себе долго не протянет. Предполагается, что это – крайняя и вынужденная мера, и в самое ближайшее время такая засыпка будет заменена на что-то более основательное.
Плюсы и минусы ремонта ям щебнем
У такого способа ремонта дорожного полотна есть свои достоинства и недостатки. Предлагаем в них разобраться, чтобы в будущем избежать каких-либо неприятных ситуаций и разочарований.
Итак, преимущества данного способа ямочного ремонта:
- Низкая стоимость
Для этого вам потребуется только мелкая щебенка. Ее можно купить в мешках или использовать остатки материала (если ранее вы заказывали щебень для тех или иных строительных, дорожных или декоративных работ). - Простота укладки
Для подобного ремонта вам не нужны ни особые строительные навыки, ни специальный инструментарий. - Быстрота укладки
Все ремонтные работы займут у вас от силы около часа. Согласитесь, это существенный плюс в тех случаях, когда яму нужно заделать очень быстро. - Надежность щебня
Это преимущество стоит рассматривать для щебня в сравнении с другими материалами, которые могут использоваться для такого ремонта: бой бетона, кирпича или прочий строительный мусор. На их фоне щебень – прочный, морозоустойчивый и износостойкий материал, который без проблем выдержит вес проезжающих автомобилей и не разрушится. - Возможность провести работы в любую погоду
Засыпать яму щебнем можно и в дождь, и в снег, и во время бури. Такие работы можно проводить при любой температуре воздуха. - Удобное покрытие
Если ремонтные работы по засыпке ям и выбоин сделаны по уму, а щебень при этом максимально уплотнен и расклинцован, то по такой засыпке будет комфортно ездить даже на привычных скоростях. - Хоть какой-то ремонт
На безрыбье, как говорится, грех жаловаться. И пусть это рассуждение не совсем корректно использовать в данном случае, все же лучше иметь возможность проехать по дороге, чем по обочине. Да и чинить машину после того, как она попала в яму, бывает очень дорого.
Но есть у данного метода, разумеется, и существенные минусы. О них мы не можем не упомянуть.
Так, к недостаткам ремонта дорог щебнем можно отнести следующее:
- Временный характер
Как мы уже говорили, такой ремонт – это, скорее, вынужденная мера. Едва ли этот способ можно назвать полноценным дорожным ремонтом. - Невозможность отремонтировать неглубокие ямы
Засыпка щебнем подойдет для ям с глубиной более 5-10 см. Если же их глубина меньше или если у них пологие края, осуществить ремонт при помощи щебня нельзя. - Немонолитная засыпка
Зерна щебня в такой засыпке никак и ничем не связаны между собой, поэтому они легко выносятся из ямы колесами автомобилей. Плюс, такие «летающие» камни могут повредить кузов машин и лобовые стекла. - Неровная поверхность
Как бы хорошо вы не уплотнили щебень, он все равно не образует ровное и гладкое покрытие, как, например, асфальт или бетон. - Возможность просадки щебня
Если недостаточно хорошо уплотнить щебень и не провести расклинцовку мелкими камнями, внутри засыпки останутся пустоты, которые со временем будут утрамбовываться под колесами автомобилей. Таким образом на поверхности будут образовываться новые ямы и впадины. - Острые углы камней
Зерна щебня имеют неправильную форму, часто с острыми краями. Они могут повредить колеса машин. - Загрязнение обочин
Когда щебень «вылетает» из-под колес автомобилей, он сначала валяется на дорогах, мешая езде, а затем оседает на обочинах, загрязняя их. Такой мусор обычно никто не убирает. - Затопление ям
Щебень хорошо пропускает воду. Поэтому после дождей, если дождевой влаге некуда будет уйти, она будет скапливаться в яме, подмывая внутренние стены выбоины. Плюс, если внезапно грянут морозы, вода застынет и превратится в лед, увеличившись в объеме. Таким образом она начнет давить на стены ямы, нарушая их текущую целостность структуры и еще больше разрушая. - Финансовые затраты
Несмотря на то, что щебень – недорогой материал, он все равно стоит денег. А тратить свои кровные на ямочный ремонт общественных дорог хочется далеко не всегда. - Больше вреда, чем пользы
Бытует мнение, что щебень, засыпанный в выбоину на дороге, «разбивает» яму еще больше. Вероятно, это связано с тем, что под действием давления колес автомобилей и усадки щебня последний начинает давить на яму изнутри, провоцируя большие трещины на соседнем покрытии.
Как видите, минусов у этого метода ремонта дороги достаточно. И в первую очередь важно понимать, что засыпка выбоины щебнем – это временная мера. Поверхность у такой засыпки будет неровной, может портить колеса машин.
Как сделать ямочный ремонт дороги щебнем
В этом разделе мы расскажем, из каких этапов состоит ямочный ремонт дорожного покрытия, который проводится с помощью щебня.
Для работ вам понадобятся:
- Веник или метла
- Собственно, щебень
- Ручная трамбовка (или автомобиль)
Сам процесс очень прост и состоит из следующих этапов:
- Прежде всего нужно очистить яму от мусора, воды и грязи
- Далее нужно насыпать щебень в яму чуть большим объемом, чем уровень дорожного полотна
- После этого необходимо хорошенько утрамбовать щебень; сделать это можно либо при помощи трамбовки, либо колесами автомобиля (в последнем случае нужно проехаться по засыпке несколько раз туда и обратно)
- При необходимости нужно досыпать щебень и снова его утрамбовать
Обратите внимание, что такой способ подойдет для ям, глубина которых не превышает 10 см. Если же выбоина глубже, то щебень следует укладывать слоями и трамбовать каждый. Иначе с большой долей вероятности в засыпке останутся пустоты, которые в дальнейшем приведут к просадке.
Если вы устраняете яму на асфальтовой дороге и хотите, чтобы заплатка перестала носить временный характер и прослужила дольше пары зим, можно купить в магазине битум (или битумную мастику) и пролить им каменную засыпку. При этом особое внимание нужно уделить краям асфальта, к которым примыкает щебень. Их нужно пролить более тщательно.
После того, как вы налили битум или мастику, сверху нужно насыпать песок. Это необходимо для того, чтобы убрать липкость мастики. В противном случае колеса машин первое время будут пачкаться о битумную пропитку.
Отметим, что битумные мастики стоят дорого и значительно повышают стоимость ремонта. Если же задачи сэкономить у вас не стоит, лучше будет рассмотреть другие способы ямочного ремонта. О них мы подробно рассказывали в нашей статье Технология ямочного ремонта асфальта.
В заключительном разделе мы коротко остановимся на том, какие еще материалы можно использовать для временной засыпки ям на дорогах.
Альтернативы щебню для ремонта ям
Что ни говори, а покупать конкретно щебень только для ямочного ремонта дороги может быть нецелесообразно. В первую очередь это финансовые затраты (если материал не остался у вас после каких-то работ). Да и в принципе не всегда имеет смысл закапывать прочные и морозостойкие камни в яму (особенно если в дальнейшем планируется нормальный ремонт). Поэтому ниже мы опишем еще несколько материалов, которые можно применить для ямочного ремонта.
Можно рассмотреть использование:
- Холодного асфальта
Основное его назначение – именно ямочный ремонт дорожного покрытия при небольшой площади работ (до 3-5 м2). При этом его можно использовать и в непогоду, и в зимний период. Он подходит для быстрого устранения повреждений либо ремонта отдельных ям, способен предупредить дальнейшее разрушение структуры дорог. - Асфальтовой крошки
Ее также называют срезкой. Это вторичный продукт, который получают во время ремонта дорог. При этом верхний слой асфальта снимают, дробят (пропускают через фрезу) и реализуют как крошку. Она стоит дешево, но появляется в продаже только весной и летом и очень быстро раскупается. - Гравия
Он чем-то похож на щебень, только имеет более окатанные зерна. Его используют для ямочного ремонта в тех регионах, где горнодобывающая промышленность развита слабо, отсутствуют залежи прочных плотных горных пород, зато активно ведется добыча песка и песчано-гравийных смесей. - ПЩС (песчано-щебеночной смеси)
По сути, ПЩС – это побочный продукт дробления горных пород на щебень. Поэтому он стоит недорого. Материал также содержит в своем составе зерна разных размеров, благодаря которым он хорошо уплотняется. - ПГС (песчано-гравийной смеси)
Этот материал добывают в реках и карьерах. Он содержит в своем составе песок и гравий в разных соотношениях. - Боя бетона
Это так называемый вторичный бетон. Он появляется на крупномасштабных стройках, при работах в частном доме или квартире, во время ремонтных работ. После демонтажа лом бетона дробят на щебень и реализуют как дешевый, но прочный вторичный продукт. Также этот материал часто есть у частных домовладельцев. - Кирпичей (боя кирпичей)
Как и бой бетона, бой кирпича представляет собой отходы, оставшиеся после строительных работ. Их часто можно получить бесплатно, если забрать самовывозом.
Кстати, нередко можно наблюдать картину, когда ямы на общественных и даже федеральных дорогах закладывают аж целыми кирпичами. По ним удобно ездить, но служат они, конечно, недолго. - Строительного мусора
Сюда можно отнести все, что остается после строительных работ: бой плитки, шифера, черепицы, керамики. Эти материалы ничего не стоят. Они часто остаются после строительства дома или ремонтных работ в помещении.
А вот засыпать ямы на дорогах таким мусором как дерево, опилки, кора, бумага, картон, пластик, стекло, резина, покрышки и прочим крайне не рекомендуется. Эти материалы, во-первых, плохо себя чувствуют в воде, а во-вторых, загрязняют окружающую среду.
Полную версию данной статьи вы найдете на этой странице.
Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.