Засыпка ям и выбоин на дорогах и тротуарах щебнем – самая простая мера борьбы с неровностями на дорожном покрытии. Долго такой ремонт, конечно, не протянет. Рано или поздно щебень из ямы будет разноситься колесами автомобилей, разлетаясь в разные стороны. Тем не менее, такой ремонт имеет место быть. И он часто встречается на практике.
Сразу отметим, что ремонт дороги щебнем с простой засыпкой, трамбовкой и уплотнением – временная мера. Такая дорожная заплатка сама по себе долго не протянет. Предполагается, что это – крайняя и вынужденная мера, и в самое ближайшее время такая засыпка будет заменена на что-то более основательное.
В этой статье мы расскажем о ямочном ремонте щебнем. Вы узнаете, какой материал для этого подойдет и как его выбрать.
Какие дороги можно ремонтировать щебнем
В принципе, при желании, щебнем можно засыпать любую яму на дороге. Другое дело, что в каких-то случаях делать это крайне не рекомендуется.
Так, в зависимости от назначения дороги, засыпать щебнем можно:
- Тротуары и пешеходные дорожки
- Грунтовые дороги
- Временные проезды
- Дворовые проезды
- Дороги с низким трафиком
- Второстепенные проезжие части
- Нескоростные дороги
А вот скоростные трассы и автомагистрали ремонтировать при помощи щебня крайне нежелательно. Там – совершенно другие скорости, нежели во дворе или частном секторе. Поэтому опасность «вылета» щебня из-под колес и причинение вреда автомобилям там возрастает в разы.
Если же говорить непосредственно о покрытиях, отремонтировать щебнем можно ямы на дорогах:
- Отсыпанных нерудными материалами (щебнем, гравием, скалой, ПЩС, ПГС)
- Грунтовых
- Асфальтированных
А вот ремонтировать таким способом бетонные дороги мы крайне не рекомендуем.
Какой щебень подойдет для ямочного ремонта
Как мы уже отметили, одно из преимуществ ямочного ремонта щебнем – минимум финансовых затрат. Не имеет смысла для этих целей специально покупать дорогой и качественный материал. Поэтому и конкретных требований, как выбрать щебень для ямочного ремонта, давать, наверное, особого смысла нет. Тем не менее, некоторые рекомендации выделить все-таки можно.
Итак, при выборе щебня для такого способа ямочного ремонта надо учесть его:
- Вид
Не стоит засыпать ямы камнями, которые с течением времени могут раствориться в воде. Таким материалом является, например, известняк. В его составе присутствуют водорастворимые соли. Поэтому известняковый щебень – не лучший вариант для ямочного ремонта. Также мы не рекомендуем для этих целей мрамор и гравий. У них, в сравнении с тем же гранитом, низкие прочность и морозостойкость. Поэтому они могут просто разрушиться под давлением колес. - Фракцию
В идеале, ямочный ремонт нужно производить несколькими фракциями: сначала засыпать крупные камни, а поверх – мелкие. Это создаст эффект расклинцовки: более мелкие фракции заполнят собой пустоты между крупными, тем самым их «заклинив». В итоге получится прочное и практически монолитное покрытие.
Для ямочного ремонта мы рекомендуем сначала насыпать щебень фракции 20-40 (с зернами от 2 до 4 см), а поверх – 5-10 или 5-20. Если же возможности сделать засыпку несколькими фракциями у вас нет, предпочтение стоит отдать ремонту только мелким щебнем, с размерами зерен 5-10, 5-20, 5-25, 10-15, 10-20 или 15-20. - Прочность
Мы уже отметили, что для ямочного ремонта дороги, по которой будут ездить машины, лучше брать прочный щебень. Иначе под действием постоянной нагрузки камни просто начнут крошиться, забиваясь в шины.
Для этой цели подойдет щебень с маркой по дробимости от М800 и выше. - Морозостойкость
Это свойство показывает, сколько попеременных циклов заморозки-оттаивания может выдержать щебень, не разрушаясь при этом. От этого показателя напрямую зависит долговечность вашей засыпки, сколько сезонов она прослужит.
В идеале, для ямочного ремонта лучше брать материал с морозостойкостью от F50 и выше. - Истираемость
Этот параметр важен для щебня, который используется в дорожном строительстве. Он показывает способность камней сопротивляться истирающим нагрузкам. Чем этот показатель выше, тем меньше материал «стирается» и тем дольше он прослужит в роли засыпки. - Лещадность
Лещадным называют щебень, в составе которого много пластинчатых и игловидных камней. Они плохо уплотняются, неплотно прилегают друг к другу, оставляя между собой пустые пространства. Со временем под нагрузкой от машин автомобилей такие зерна ломаются, происходит процесс доуплотнения, и поверхность становится неровной.
Хорошо, если щебень, который будет использоваться для ямочного ремонта, будет иметь в своем составе зерна преимущественно кубовидной формы. - Радиоактивность
Если засыпка ямы проводится вблизи жилых домов, не стоит забывать и об этом показателе. Он показывает, насколько безопасен материал с точки зрения радиации.
Для щебня (как и всех стройматериалов) радиоактивность не должна превышать 370 Бк/кг. Если же дорога ремонтируется вдали от жилых застроек, то показатель в этом случае может быть увеличен до 740 Бк/кг.
Отметим, что повышенный радиационный фон может иметь гранитный щебень. Тем не менее, часто даже его показатели не превышают допустимых норм.
Повторимся, что все эти требования носят лишь рекомендательный характер. И покупать материал, ориентируясь только на них, конечно, не стоит. Иначе теряется смысл ямочного ремонта щебнем как такового – это быстро и дешево. И если у вас около дома завалялся, скажем, небольшой объем известнякового щебня, ни о чем не думайте, не переживайте и используйте его для засыпки ямы на дороге около вашего дома! Материал, конечно же, не раствориться и не сломается сразу же и, вероятно, прослужит вам несколько сезонов.
Если вы хотите узнать больше о различных параметрах щебня, рекомендуем к прочтению нашу статью Характеристики и свойства щебня.
Полную версию данной статьи вы найдете на этой странице.
Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.