Найти тему
Елена Воздвиженская

Бабушка, которая мама (быль)

  • Истории, которых вы никогда не прочитаете на канале, по подписке VK Donut - здесь.
  • Книги автора со скидкой можно приобрести - здесь.
Так бывает, что настоящую историю своей жизни человек узнает уже после смерти своих родных. Такова и моя история. В конце 80-ых в одной семье появилась девочка. Появилась и двадцать пять лет своей жизни прожила в одной комнате со своей бабушкой. О бабушке дальше и пойдёт речь...

Елена, доброго дня Вам и всем читателям! Написала историю про свою любимую бабушку, Ларису Антоновну Дитлер. История эта реальная, история моей жизни. Быть может кому-то она покажется слишком запутанной, но из песни слов не выкинешь. Я буду очень благодарна за публикацию. Пусть останется в памяти этот рассказ.

Моя любимая бабушка, настоящий мой дружочек, родилась в городе Ставрополь в 1929 году. Детство её до девяти лет было безоблачным. Отец – из обрусевших немцев, мать – из зажиточных нижегородских крестьян. Работать эта пара со своей маленькой дочкой уехала в город-курорт Сочи, где они трудились при санатории НКВД. Отец был завхозом, мать – обстировала гостей санатория. Их маленькая дочка Ларисочка росла среди пальм и красивых дяденек и тётенек, приезжавших на отдых. Помнила она и лимузины-кабриолеты, которые были для высоких гостей-туристов, как экскурсионные автомобили, помнила и любила то время. Самое счастливое время в её жизни.

В 38-ом году всё полетело кувырком. Отец Ларисочки был приглашён на службу в саму дачу Сталина, но с условием: семья твоя ни в чём нуждаться не будет, да вот общение между вами на неизвестный срок прекратится совсем. Не согласился мужчина расставаться со своей семьёй... Лишь одно письмо получили они от него: меня не ждите.

Сутки на сборы вещей и отправляйтесь на все четыре стороны. Репрессированные, без своего угла, ездили они прислуживать более состоятельным родственникам – Нижний Новгород, Ставрополь, а после – Сталинград. Там и застала их война, в 25 км от города.

Бабушке моей на тот момент было уже двенадцать лет. Из всех историй про войну, услышанных от неё, хорошо запомнила я следующую:

– Сидели мы в подвале дома, подвал был буквой "П". Вот в одной такой "ноге" мы и сидели. Мать моя сразу сказала, что лучше умрёт, но на улицу не выйдет. До Волги три кимометра пешим ходом, делать нечего, в пять утра, когда активных боевых действий не было, пополам согнёшься, и с ведром в руках бежишь до реки. Лунку найдёшь – и воды наберёшь. Страшно, пули блуждающие свистят. Потом и вовсе в дом попала бомба. Засыпало вторую часть подвала, так всех, кто там сидел, убило, а мы выжили.

После уже, когда пришли наши, спрашивали – есть ли еда? А еда была – сидели те убитые на мешках с зерном. Мы зерно это не брали, не могли. А солдаты решились... И всегда, всю жизнь, когда сил моих на что-то не хватало, когда мне казалось, что я больше не могу, я представляла худенькую девочку с короткими волосами, которая зимой бежит согнувшись под пулями. Бежит за водой, чтобы самой выжить и спасти свою маму.

– После войны нам говорили, что мы были похожи на птиц. Вот такие худые.

Закончилась Великая Отечественная Война. Отучилась бабушка сначала в средней вечерней школе, а после уже на радиста. Была участницей клуба радиоспорта на Ставрополье. Ездили они тогда по всему Кавказу со своей командой. Денег и своего жилья не было, подалась Лариса в Петропавловск-Камчатский, работала и там радистом. Вышла замуж, родила дочь, муж‐матрос проворовался. Развелась она с ним, а через несколько лет с дочерью, уже подростком, вернулась в родной Ставрополь. Долго искали они своё место в нашей необъятной. Дочь уже взрослая, одинокая, надо бы ей свою судьбу устраивать. Стали они тогда менять квартиры (было такое распространено), пробовали пожить и в Калининграде, и в Ленинграде. Большие города, да здоровье бабушку подвели ‐ сырой климат после Камчатки не переносила. И так совершенно случайным образом оказались они в 200 км от Москвы.

Тут дочь по переписке знакомится с прапорщиком. У него контузия после Афгана, лежит в госпитале в Риге. Собралась, поехала, влюбилась.

Привезла его знакомить с матерью, так и остался он у них. Расписались, стали жить все вместе в трёхкомнатной квартире. Только вот после контузии детей, сказали, не будет у них. Правдами-неправдами, взяли в семью тогда девочку десяти дней от роду, отказницу, из дома малютки. И так, в конце 80-ых, в одной семье появилась девочка. Не сложился этот брак, развелись они через год. На руках неродной маленький ребёнок, что теперь делать? Нет пути назад. Дико для кого-то, только стала моя бабушка мне и за маму, и за папу.

В детстве маму совсем плохо помню, она всегда была на работе. А бабушка со мной. И я с ней. Полы мыть при спортивной школе, за черемшой, за грибами, за ягодами. А перед сном – сказки. Так и пролетело детство. Не было у меня только понимания, как же так, что у нас с мамой не складываются отношения? Не любит, не приголубит, только ругается на меня. Ушли они одна за другой с разницей в три недели. Мне было двадцать пять лет. И все эти годы не знала я, что не родные они мне. Прошло уже десять лет с тех событий. Всё встало на свои места, и причина таких отношений в нашей семье стала мне спустя годы ясна – это ревность. Ревность дочери к матери, которая в неродной внучке души не чаяла. Была я маленькой бабушкиной дочкой, второй её доченькой, не по документам, а по сердцу.

Люблю бабушку Ларису всей душою, не было между нами никогда тайн, кроме вот этой одной. И через всю жизнь свою непростую, где женского счастья ей не удалось испытать, пронесла она человечность, воспитала меня. Низкий поклон тебе мой любимый дружочек, моя милая бабушка. Моя мама. Вот Вам фотография моей молодой ещё бабушки – Ларисы Антоновны. На втором фото она с мужем и моей мамой – Лидией, в Петропавловске-Камчатском. Я буду признательна, если и этот снимок Вы приложите к истории. Увы, многого я не знаю до сих пор, спросить не у кого. Принять, всё как есть, получилось, а поверить, что всё по-настоящему, до сих пор нет. Это же только в кино так бывает?... Сколько судеб вокруг нас.

С большим доверием и искренностью поведала нам эту историю непростой судьбы уважаемая Елена Кадыкова. Сердечно благодарю Вас, Елена, за рассказ и желаю крепкого здоровья Вам и Вашим близким! Уважаемые друзья, а если вы тоже хотите поддержать эту замечательную рубрику и рассказать нам о своих любимых бабушках и дедушках, то присылайте свои письма на мою почту v.e.official@mail.ru. А я обязательно опубликую ваш рассказ.

Иллюстрация - фото из личного архива автора истории.