Найти в Дзене

Знаменитые картины Яна ван Эйка

Оглавление

Эта статья познакомит вас с великим художником, расскажет о его жизни и некоторых интересных фактах о Яне ван Эйке.

Родившийся между 1380 и 1390 годами, будущий знаменитый нидерландский художник Ян ван Эйк впервые был зарегистрирован при дворе Иоанна Баварского в Гааге в записях о сделках, датированных 1422 и 1424 годами. Хотя, похоже, нет никаких сведений о рождении или месте рождения художника, в первой записи подробно описаны выплаты, произведенные человеку по имени “Мастер Ян художник”, который, как известно, был придворным художником в ранге камердинера.

К концу 16-го века считалось, что место рождения ван Эйка находится в Масейке, хотя, как говорили, его фамилия также связана с местом под названием Бергейк. У Яна ван Эйка также были братья и сестры; сестра Маргарета и два брата, которые также считались художниками, но никаких следов их рождения никогда не было найдено.

Нет никаких записей о том, где Ян ван Эйк получил свое художественное образование, но было обнаружено, что он часто использовал латинский, греческий и еврейский алфавиты, что указывает на то, что он получил классическое образование.

Такое образование было редкостью для художника, и это привлекло внимание герцога Бургундии Филиппа III. По мнению многих историков и художников, таких как Джорджо Вазари, Ван Эйк пользовался чрезвычайно большим уважением и считался изобретателем масляной живописи. Филипп позаботился о том, чтобы Ван Эйку хорошо платили, и был решительным сторонником того, чтобы у него была художественная свобода рисовать, когда он захочет.

Ван Эйк был дипломатом, придворным художником и старшим членом группы под названием гильдия художников Турне.

Портрет Яна ван Эйка (1572) работы Йоханнеса Верикса.
Портрет Яна ван Эйка (1572) работы Йоханнеса Верикса.

Стиль живописи Ван Эйка состоял из готического стиля, который позже сменился его предпочтением натурализма и реализма.

Готический стиль был определен эстетикой “придворной утонченности”, включающей изображение монархов со священными фигурами, иллюминированными рукописями и картинами.

Творчество Ван Эйка охватывало как светские, так и религиозные темы, включая заказные портреты и алтари. Сохранилось около 20 картин художника.

Портрет Яна ван Эйка из "Источника жизни" и "Триумфа церкви над синагогой" (ок. 1874).
Портрет Яна ван Эйка из "Источника жизни" и "Триумфа церкви над синагогой" (ок. 1874).

Повысив свой статус при дворе, он больше не полагался на заказные работы и со временем продемонстрировал истинную природу своей творческой свободы. Благодаря этой свободе творчества Ван Эйк начал экспериментировать с масляной краской и различными техниками.

Вот некоторые из самых известных картин Ван Эйка, которые наилучшим образом отражают таланты художника:

Гентский алтарь (ок. 1420 – 1432)

Также называемое "Поклонение мистическому агнцу", это сложное 12-панельное произведение, написанное маслом, представляет собой полиптиховый алтарь по заказу Йодокуса Вийдца и Элизабет Борлуут. Ян Ван Эйк и его брат начали масштабный проект примерно в 1420-х годах и завершили его примерно в 1432 году.

Картина считается одним из лучших шедевров Европы и одной из первых в мире крупномасштабных картин маслом, отражающих стиль между средневековьем и искусством эпохи Возрождения.

Гентский алтарь, или Поклонение мистическому агнцу (1432г.) Яна ван Эйка
Гентский алтарь, или Поклонение мистическому агнцу (1432г.) Яна ван Эйка

Портрет Арнольфини (1434)

Возможно, одна из самых проанализированных картин всех времен, "Свадьба Арнольфини" или "Портрет Арнольфини", была написана в 1434 году и изображает двойной портрет итальянского купца Джованни ди Николао Арнольфини и его жены в их доме в Брюгге. Одной из самых интересных особенностей этой картины является ее сложная композиция, сопровождаемая использованием обширного пространства картины с использованием зеркала и геометрической ортогональной перспективы.

Портрет Арнольфини (1434) Яна ван Эйка
Портрет Арнольфини (1434) Яна ван Эйка

Ван Эйк усилил интенсивность цвета картины, используя технику рисования, которая включает в себя несколько слоев полупрозрачной глазури. Он также продемонстрировал свои сильные технические навыки реализма, используя яркие цвета для иллюстрации роскоши фигур. Вместо темперы Ван Эйк также использовал масляную краску с более длительным временем высыхания, смешивая цвет “мокрый по мокрому”, чтобы изобразить небольшие вариации цвета и оттенка и улучшить внешний вид трехмерных форм.

Считается, что он также использовал увеличительное стекло, чтобы нарисовать микроскопические детали, такие как янтарные бусины рядом с зеркалом.

Мадонна канцлера Ролина (1435)

Эта знаменитая картина была написана по заказу канцлера Филиппа. Канцлер изображен напротив Девы Марии, которую венчает ангел, когда она представляет канцлеру младенца Иисуса. Сцена разворачивается в просторном коридоре с богато украшенными колоннами и барельефами, окружающими фигуры. На заднем плане пейзажа изображен родной город канцлера Отен.

"Мадонна канцлера Ролина" (1435) Яна ван Эйка
"Мадонна канцлера Ролина" (1435) Яна ван Эйка

Портрет Маргарет ван Эйк (1439)

На этом портрете изображена жена Ван Эйка, Маргарет, на которой он женился в 1432 года и которая была на 15 лет моложе его. О Маргарет мало что известно. Считается, что она, вероятно, происходила из аристократической семьи низшего дворянства. Известно, что ее портрет является одной из самых ранних сохранившихся картин Ван Эйка, изображающей 34-летнюю Маргарет, обращенную к зрителю под небольшим углом. Ван Эйк нарисовал ее на черном фоне в красном шерстяном платье с серой меховой подкладкой.

Портрет Маргарет ван Эйк (1439) Яна ван Эйка
Портрет Маргарет ван Эйк (1439) Яна ван Эйка

Головной убор, известный как вимпл, украшен тонким кружевом. Ван Эйк изо всех сил старался подчеркнуть черты своей жены, и это видно по ее непропорциональной голове и необычно высокому лбу.

Через два года после написания этого портрета Ван Эйк скончался.

Распятие. Страшный суд (1440-1441)

Среди технических навыков живописи ван Эйк обладал непревзойденной способностью к живописному иллюзионизму, что можно увидеть в пейзаже его картины " Распятие. Страшный суд" (1440-1441). Картина является прекрасным проявлением мастерства художника в создании природного ландшафта и проявляется в изображении неба и земли.

 "Распятие. Страшный суд" (1440-1441) Яна ван Эйка
"Распятие. Страшный суд" (1440-1441) Яна ван Эйка

Ян ван Эйк также был известен тем, что обманывал глаз зрителя, добавляя крошечные надписи, используя технику гризайли и рисуя зеркала, чтобы отражать предметы и фигуры, которые невидимы и встречаются отдельно. Один из таких примеров можно увидеть на картине "Портрет Арнольфини" (1434), на которой изображено выпуклое зеркало на заднем плане стены. В отражении зеркала можно увидеть две фигуры, входящие в пространство, одна из фигур, предположительно, Ван Эйк, на что указывает его подпись выше, в которой говорится: “Ян ван Эйк был здесь. 1434”.

Крупный план подписи художника на портрете Арнольфини (1434г.) Яна ван Эйка
Крупный план подписи художника на портрете Арнольфини (1434г.) Яна ван Эйка

По слухам, картина "Портрет мужчины в красном тюрбане" (1433г) является автопортретом самого Ван Эйка из-за прямого взгляда натурщика, который был необычно конфронтационным. Другая картина, "Дева с младенцем" каноника ван дер Паэля (1436), также содержит автопортрет Ван Эйка.

СЛЕВА: Портрет мужчины в красном тюрбане (1433) Яна ван Эйка | СПРАВА: Дева с младенцем с каноником ван дер Паэле (1436) Яна ван Эйка
СЛЕВА: Портрет мужчины в красном тюрбане (1433) Яна ван Эйка | СПРАВА: Дева с младенцем с каноником ван дер Паэле (1436) Яна ван Эйка