Эта статья познакомит вас с великим художником, расскажет о его жизни и некоторых интересных фактах о Яне ван Эйке.
Родившийся между 1380 и 1390 годами, будущий знаменитый нидерландский художник Ян ван Эйк впервые был зарегистрирован при дворе Иоанна Баварского в Гааге в записях о сделках, датированных 1422 и 1424 годами. Хотя, похоже, нет никаких сведений о рождении или месте рождения художника, в первой записи подробно описаны выплаты, произведенные человеку по имени “Мастер Ян художник”, который, как известно, был придворным художником в ранге камердинера.
К концу 16-го века считалось, что место рождения ван Эйка находится в Масейке, хотя, как говорили, его фамилия также связана с местом под названием Бергейк. У Яна ван Эйка также были братья и сестры; сестра Маргарета и два брата, которые также считались художниками, но никаких следов их рождения никогда не было найдено.
Нет никаких записей о том, где Ян ван Эйк получил свое художественное образование, но было обнаружено, что он часто использовал латинский, греческий и еврейский алфавиты, что указывает на то, что он получил классическое образование.
Такое образование было редкостью для художника, и это привлекло внимание герцога Бургундии Филиппа III. По мнению многих историков и художников, таких как Джорджо Вазари, Ван Эйк пользовался чрезвычайно большим уважением и считался изобретателем масляной живописи. Филипп позаботился о том, чтобы Ван Эйку хорошо платили, и был решительным сторонником того, чтобы у него была художественная свобода рисовать, когда он захочет.
Ван Эйк был дипломатом, придворным художником и старшим членом группы под названием гильдия художников Турне.
Стиль живописи Ван Эйка состоял из готического стиля, который позже сменился его предпочтением натурализма и реализма.
Готический стиль был определен эстетикой “придворной утонченности”, включающей изображение монархов со священными фигурами, иллюминированными рукописями и картинами.
Творчество Ван Эйка охватывало как светские, так и религиозные темы, включая заказные портреты и алтари. Сохранилось около 20 картин художника.
Повысив свой статус при дворе, он больше не полагался на заказные работы и со временем продемонстрировал истинную природу своей творческой свободы. Благодаря этой свободе творчества Ван Эйк начал экспериментировать с масляной краской и различными техниками.
Вот некоторые из самых известных картин Ван Эйка, которые наилучшим образом отражают таланты художника:
Гентский алтарь (ок. 1420 – 1432)
Также называемое "Поклонение мистическому агнцу", это сложное 12-панельное произведение, написанное маслом, представляет собой полиптиховый алтарь по заказу Йодокуса Вийдца и Элизабет Борлуут. Ян Ван Эйк и его брат начали масштабный проект примерно в 1420-х годах и завершили его примерно в 1432 году.
Картина считается одним из лучших шедевров Европы и одной из первых в мире крупномасштабных картин маслом, отражающих стиль между средневековьем и искусством эпохи Возрождения.
Портрет Арнольфини (1434)
Возможно, одна из самых проанализированных картин всех времен, "Свадьба Арнольфини" или "Портрет Арнольфини", была написана в 1434 году и изображает двойной портрет итальянского купца Джованни ди Николао Арнольфини и его жены в их доме в Брюгге. Одной из самых интересных особенностей этой картины является ее сложная композиция, сопровождаемая использованием обширного пространства картины с использованием зеркала и геометрической ортогональной перспективы.
Ван Эйк усилил интенсивность цвета картины, используя технику рисования, которая включает в себя несколько слоев полупрозрачной глазури. Он также продемонстрировал свои сильные технические навыки реализма, используя яркие цвета для иллюстрации роскоши фигур. Вместо темперы Ван Эйк также использовал масляную краску с более длительным временем высыхания, смешивая цвет “мокрый по мокрому”, чтобы изобразить небольшие вариации цвета и оттенка и улучшить внешний вид трехмерных форм.
Считается, что он также использовал увеличительное стекло, чтобы нарисовать микроскопические детали, такие как янтарные бусины рядом с зеркалом.
Мадонна канцлера Ролина (1435)
Эта знаменитая картина была написана по заказу канцлера Филиппа. Канцлер изображен напротив Девы Марии, которую венчает ангел, когда она представляет канцлеру младенца Иисуса. Сцена разворачивается в просторном коридоре с богато украшенными колоннами и барельефами, окружающими фигуры. На заднем плане пейзажа изображен родной город канцлера Отен.
Портрет Маргарет ван Эйк (1439)
На этом портрете изображена жена Ван Эйка, Маргарет, на которой он женился в 1432 года и которая была на 15 лет моложе его. О Маргарет мало что известно. Считается, что она, вероятно, происходила из аристократической семьи низшего дворянства. Известно, что ее портрет является одной из самых ранних сохранившихся картин Ван Эйка, изображающей 34-летнюю Маргарет, обращенную к зрителю под небольшим углом. Ван Эйк нарисовал ее на черном фоне в красном шерстяном платье с серой меховой подкладкой.
Головной убор, известный как вимпл, украшен тонким кружевом. Ван Эйк изо всех сил старался подчеркнуть черты своей жены, и это видно по ее непропорциональной голове и необычно высокому лбу.
Через два года после написания этого портрета Ван Эйк скончался.
Распятие. Страшный суд (1440-1441)
Среди технических навыков живописи ван Эйк обладал непревзойденной способностью к живописному иллюзионизму, что можно увидеть в пейзаже его картины " Распятие. Страшный суд" (1440-1441). Картина является прекрасным проявлением мастерства художника в создании природного ландшафта и проявляется в изображении неба и земли.
Ян ван Эйк также был известен тем, что обманывал глаз зрителя, добавляя крошечные надписи, используя технику гризайли и рисуя зеркала, чтобы отражать предметы и фигуры, которые невидимы и встречаются отдельно. Один из таких примеров можно увидеть на картине "Портрет Арнольфини" (1434), на которой изображено выпуклое зеркало на заднем плане стены. В отражении зеркала можно увидеть две фигуры, входящие в пространство, одна из фигур, предположительно, Ван Эйк, на что указывает его подпись выше, в которой говорится: “Ян ван Эйк был здесь. 1434”.
По слухам, картина "Портрет мужчины в красном тюрбане" (1433г) является автопортретом самого Ван Эйка из-за прямого взгляда натурщика, который был необычно конфронтационным. Другая картина, "Дева с младенцем" каноника ван дер Паэля (1436), также содержит автопортрет Ван Эйка.