Я еще в мае начал выставлять цикл статей о первых асах 1МВ, публикация которого растянулась на 2 месяца, но по причине моей забывчивости так и не была закончена. Запоздало обнаружив это, представляю последнюю статью данного цикла, завершая тем самым тему первых асов в истории авиации.
ПЕРВЫЕ АСЫ АВСТРО-ВЕНГРИИ
Особенностью австро-венгерской авиации было то, что в ней длительное время не только не существовало специализированных истребительных подразделений, но и самих самолетов-истребителей не было вплоть до начала зимы 1916 года (6 присланных немцами «в помощь» потрепанных Фоккеров Е.I «погоды не делали»). Поэтому подавляющее большинство австрийских асов в действительности являлись воздушными разведчиками, летавшими на двухместных машинах. А числившиеся на их счету победы зачастую были одержаны при самообороне, а не при нападении. Хотя и в Австро-Венгерской авиации имелся ряд достаточно агрессивных пилотов, которые даже на тяжелых «двухместках» нападали на врага, чтобы уничтожить его. Именно к таким агрессивным пилотам и принадлежали первые асы «Лоскутной империи». Что касается системы учета побед, то австрийцы просто скопировали ее у «старших братьев» - у немцев; но в отличие от германцев австрияки считали асами пилотов, сбивших 5 (а не 7) самолетов…
JINDRA Otto
(5-я победа – 9.04.1916 г.; всего одержал 9 побед)
Артиллерийский офицер Отто Йиндра (1886-1932) перевелся в авиацию вскоре после начала войны. Он стал специалистом по корректировке артиллерийского огня с использованием радиопередатчика, а к началу 1915 г обер-лейтенант Йиндра дослужился до должности командира авиаотряда Flik-1. Первую воздушную победу Отто одержал 13 июня 1915 года. Не имея еще пулемета, он стрелял только из карабина (руки у него, как у наблюдателя, были свободны – самолетом управлял пилот). Тем не менее, Йиндра умудрился «совершить дубль»: сбил подряд два русских «Морана-Солнье». 27 августа 1915 Отто сбил еще один аэроплан – и вновь из обычного карабина.
В декабре Йиндра получил диплом пилота, и приступил к самостоятельным вылетам (наблюдателем и пулеметчиком на его самолете летал будущий лучший австрийский ас – Годвин Брумовски). Свою первую победу как пилот аэроплана Йиндра одержал 29 марта 1916 г. А 9 апреля он добился 5-й победы, став первым асом Австро-Венгерской империи. В последующих вылетах 1916 года Отто Йиндра довел счет своих побед до 9-ти (последнюю одержал 18 декабря 1916 г).
В начале 1918 капитан Йиндра был назначен командиром крупного соединения - бомбардировочной авиагруппы. Но по пути к месту назначения Йиндра попал в ночную автокатастрофу, и полученное им тяжелое ранение завершило участие этого летчика в войне.
KOSTRBA Heinrich
(5-я победа 29.06.1916 г.; всего одержал 8 побед)
Обер-лейтенант пехоты Генрих Коштрба (1883-1926) еще до начала мировой войны стал наблюдателем авиации. С началом боевых действий Генрих в составе Flik-8 совершал разведывательные полеты на русском фронте, заработав австрийский Крест за заслуги и германский Железный крест. В 1915 году ставший капитаном Коштрба был переведен во Flik-4 на Итальянский фронт. Этот отряд имел на вооружении кроме двухместных разведчиков Ганза-Бранденбург С.I еще и пару редких для австрийской авиации немецких одноместных истребителей Фоккер Е.I. С этого момента Коштрба предпочитал летать именно на одноместном Фоккере. На нем он 18 февраля 1916 года и открыл свой победный счет, став при этом первым австрийским пилотом, одержавшим за день сразу три победы (правда, две победы были групповыми). В марте 1916 года капитан Коштрба был назначен командиром Flik-23, оснащенный только двухместными Бранденбургами С.I, и ему пришлось воевать на этих машинах. До конца лета 1916 г Коштрба одержал еще 5 подтвержденных побед, причем три из них (5-ю, 6-ю и 7-ю) – в течение одного дня 29 июня 1916 г. Осенью аса перевели на штабную работу. Дальнейшая военная биография капитана Коштрба извилиста и мало понятна: окончание войны он встретил не в авиационном штабе, а на должности… начальника Пражской военной полиции!
ПЕРВЫЙ АС ТУРЕЦКОЙ АВИАЦИИ
Если не считать «микроскопических» ВВС Болгарии, то из всех воевавших в 1-й мировой войне держав авиация Османской империи была самой слабой. Из-за малочисленности истребителей в турецких ВВС в империи так и не появились асы – если не считать немецкого «ландскнехта» Ганса-Иоахима Буддеке. Турецкие же летчики добиться этого титула так и не смогли: многочисленная и качественно превосходящая турецкие ВВС авиация англичан и французов в период напряженных боев за Дарданеллы не позволила им одержать достаточного количества побед, а когда страны Антанты отказались от прорыва через этот пролив, воздушные бои на турецком фронте практически прекратились. На русском же фронте турецкая авиация занималась почти исключительно разведкой; даже бомбежки российских войск здесь были редкостью. Поэтому «немецкий турок» Буддеке остался первым и единственным воздушным асом Османской империи.
BUDDECKE Hans-Joachim
(5-я победа – 12.01.1916; 7-я – 27.01.1916 г. Всего одержал 13 побед)
Пехотный лейтенант в отставке Ганс-Иоахим Буддеке (1890-1918) встретил начало Великой войны в США, где он работал на автомобильном заводе своего дяди, одновременно обучаясь летному делу. Воспылав при известии о войне патриотическими чувствами, Буддеке сразу же вернулся в Германию и вступил в ее военную авиацию. Уже с сентября 1914 года он на Западном фронте активно участвовал в боевых вылетах на разведку, а с появлением первых истребителей пересел на Фоккер-айндеккер и приступил к «воздушной охоте». Первую победу Буддеке одержал 19 сентября 1915 г, а к декабрю 1915, когда командование послало его в Турцию обучать турецких летчиков управлению «Айндеккером» и ведению на нем воздушного боя, Ганс-Иоахим имел на своем счету уже 3 победы (еще 1 заявку на победу он не смог подтвердить)..
Прибыв в начале января 1916 года в Османскую империю и надев на голову вместо немецкой фуражки турецкую феску, «новоиспеченный турок» тут же приступил к боевым вылетам, исповедуя по отношению к своим ученикам принцип: «делай, как я». Уже 6 января в районе Дарданелл он на глазах учившихся у него летчиков «завалил» британский «Фарман» и подбил другой (за судьбой второго проследить не удалось, и он не был засчитан немцу в его рейтинг). Так же Буддеке не удалось достоверно подтвердить свои победы 9 и 11 января. Но 12-го и 25-го января он сбил еще два британских Фармана на глазах свидетелей – турецких летчиков, став по меркам Антанты воздушным асом. А уже 27-го января последовала очередная подтвержденная победа, сделавшая Буддеке «каноне» так же и по жестким германским правилам учета побед. Турки, восхищенные успехами своего союзника, прозвали Ганса «Аль Шахин» - «Охотничий сокол», и наградили его золотой медалью «Лиакет». Германское командование так же оценило успехи аса, наградив его Рыцарским крестом ордена Дома Гогенцоллернов и самой желанной наградой для любого германского военнослужащего - голубым Крестом «Pour le Merite». Буддеке стал третьим (!) среди летчиков кавалером этой высшей военной награды Германии (после Иммельмана и Бёльке).
За время боев над Галиполийским полуостровом (с января по апрель 1916 г) «турок» Буддеке одержал 4 подтвержденные победы (еще 6 побед он не смог доказать). А с учетом его успехов до поездки в Турцию общий счет Буддеке составил 7 подтвержденных побед (и 7 вероятных, которых немцы не учитывали). Буддеке служил под знаком полумесяца до конца августа 1916 года, после чего его отозвали на Западный фронт, где ас возглавил формирующуюся истребительную эскадрилью Jasta-4. В ее составе Буддеке за сентябрь 1916 одержал еще 3 подтвержденные победы, но уже в декабре он опять оказался в Турции: турки буквально бомбардировали немецкое командование просьбами вернуть им их «Охотничьего сокола».
В турецких ВВС Буддеке возглавил эскадрилью FA-5. За один день 30 марта 1917 г он одержал еще 2 подтвержденные победы (5-я и 6-я победы в составе турецких ВВС; 11-я 12-я победы в его общем счете). Однако потом бои на этом участке затихли, и в течение всего года Буддеке занимался обычными служебными обязанностями командира подразделения. Немецкое командование вспомнило о своем турецком асе только в начале 1918 года; отозванный во Францию, Буддеке занял должность заместителя командира Jasta-18 и вновь приступил к боевым вылетам. Однако за время его отсутствия условия воздушной войны на Западном фронте настолько изменились, что потерявший за год почти мирной жизни навыки ведения боя Буддеке теперь казался окружающим не асом, а неопытным новичком. Он успел уничтожить в 1918 году только 1 вражеский истребитель прежде, чем 10 марта его самого сбили Кэмелы 3-й морской эскадрильи Великобритании (той самой, которую в 1916 году Буддеке здорово «пощипал» над Галиполийским полуостровом). На момент гибели на счету Буддеке числилось 13 подтвержденных побед (еще 7 побед ас не смог доказать).
БОЛГАРИЯ
Болгарская авиация, состоявшая (за всю войну!) из полутора десятков разведывательных самолетов, в истребительных схватках не участвовала, и потому асов-истребителей вообще не имела.
1МВ: первые асы Антанты – Франция
1МВ: первые асы Антанты – Великобритания
1МВ: первые асы Антанты – Италия и Россия
1МВ: первые асы Антанты – Бельгия и США
1МВ: первые асы Германии
Списки опубликованных на канале статей по темам, относящимся к истории авиации:
«Авиация Первой мировой войны»
«Авиация войн 30-х гг. 20-го века»
«Авиация Второй мировой войны»
«В помощь моделистам – определители модификаций самолетов»
Разное - авиационная «солянка»
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.