Наблюдая за европейской историей начала XIX века натыкаешься на целый ряд несуразностей, которые не вписываются в доктринально-монархическую логику.
Начнем с коронации Наполеона в качестве императора Папой Пием VII в 1804-м году. Во-первых, концепцию «Один Бог на Небе – Один Властитель на Земле» никто не отменял. И существование под кураторством Римской Церкви одновременно двух империй (Французской и Священной Римской) не возможно.
Во-вторых, революционная Франция заняла открытую антицерковную позицию. Можно долго перечислять мелкие и крупные антицерковные акции французских революционеров. Отметим главное и принципиальное действие на уровне государственной политики: отказ от Григорианского (церковного) календаря и введение нового, построенного на иных принципах, революционного календаря. Этот календарь был разработан специальной комиссией под руководством Жильбера Ромма и знаменовал разрыв с традициями, дехристианизацию и «естественную религию», ассоциируемую с природой. Тем не менее, Папа Пий VII короновал Наполеона сначала как императора Франции, а потом «не заметил» коронации Наполеона Железной короной — древней короной Лангобардского королевства, что не осталось незамеченным австрийцами.
Австрия – католическая страна. Но вместо того, чтобы принять волю Святейшего Престола, поддержать легитимированного Римской Церковью нового императора и включиться в его фактически крестовый поход против Руси-России, она активно воевала против Наполеона в составе практически всех антифранцузских коалиций.
Но логика в этих несуразностях начинает просматриваться, если допустить столкновение интересов церковных и светских иерархов.
Видится следующая гипотеза.
Задачу экспансии Римской Церкви против Православия никто не отменял. Но Священная Римская империя к концу XVIII века на роль лидера крестового похода на Восток категорически не годилась. С одной стороны, она просто разваливалась на глазах. С другой – обросла массой всевозможных связей с Российской Империей[1] и крестовый поход - война на полное уничтожение (как минимум ликвидация политического и конфессионального суверенитета), в отличие от мелких войн, целью которых буквально являлся мир на новых условиях[2], - затрагивала столько отношений и интересов, что становилась невозможной. И это не могло устраивать Рим с его претензиями на мировое господство.
В начале XIX века Римская Церковь увидела в молодом и энергичном хищнике – революционной Франции – шанс для нового крестового похода на Русь-Россию. Кто инициировал вопрос первым Рим или Париж – вопрос открытый, проникнуть в тайны дипломатии Франции и Папства еще предстоит. Но результат налицо: Римская Церковь признала Наполеона императором и закрепила сие коронацией 18 мая 1804-го года. Соответственно Священная Римская Империя оказалась в концепции «Один Бог на Небе – Один Властитель на Земле» лишней и была распущена спустя два года - 6 августа 1806-го. После, кстати, ультиматума от Наполеона I, требовавшего распустить Священную Римскую империю до 10 августа.
Ультиматум Наполеона не очень понятен с точки зрения военной и политической. Всё равно Священная Римская Империя уже представляла собой совокупность де-факто независимых государств и едва ли представляла хоть что-то в военном отношении против Франции. Но зато становится понятен, если допустить, что коронация от имени Рима подразумевала принятие Наполеоном обязательства разгрома двух существовавших на тот момент христианских империй: Священной Римской и Российской. (Сведений, когда точно император Франц I был коронован Римской Церковью в качестве Австрийского Императора, к сожалению, найти не удалось. Но логика подсказывает, что это должно было произойти после 6 апреля 1814-го года. Когда Наполеон отрёкся от престола, и «вакансия» освященного Римской Церковью императора оказалась де-юре свободной.)
К слову. Революционный календарь Наполеон отменил с 1 января 1806-го года. - Одно из условий коронации?
Однако Габсбурги не смирились с потерей имперского статуса и сначала, в ответ на коронацию Наполеона самопровозгласили себя императорами Австрии, а потом активно включились в антинаполеоновскую коалицию. И начиная с Аустерлица до конца, хоть и заключали сепаратный мир (с 1805-го по 1807-й год), но воевали против Наполеона.
Примечательно. Конгресс, определивший судьбу послевоенного миропорядка, проходил не в Париже – столице поверженной империи, не в Лондоне или Санкт-Петербурге – стойких участников антинаполеоновских и лидеров держав-победительниц, но в Вене. Возможно, это объясняется географическим расположением. А возможно признанием статуса столицы новой империи – политической столицы христианского мира.
Получается, что причиной антинаполеоновской позиции Австрии в Наполеоновских войнах могли быть имперские амбиции Габсбургов, которые вошли в противоречие с планами Рима.
[1] Взять к примеру факт: Первые пожалования графами в России исходили от императора Священной Римской империи (1701 − Ф. А. Головин, 1702 − А. Д. Меншиков, 1707 − Г. И. Головкин, 1715 − А. А. Матвеев). Здесь нужно понимать правила Власти. Пожалование титула – это во-вторых награда. А во-первых – это установление властных отношений. И эти отношения двусторонненаправленные. Граф – вассал императора (сюзерена - того, кто пожаловал титул). Вассал подчиняется сюзерену, а сюзерен берет вассала под защиту. Для XVIII – начала XIX веков это были совсем не символические понятия.
[2] „Целью любой войны является мир на условиях, благоприятных для победившей стороны.“ — Карл фон Клаузевиц