Найти в Дзене
Gem Space Media

Plaid – малоизвестный локомотив финтеха

Оглавление

История Plaid – одной из крупнейших компаний-разработчиков ПО для осуществления онлайн-платежей

*Вы читаете материал, который выложен в нашем паблике в Gem Space. Подписывайтесь, чтобы узнать о великих визионерах, инвесторах, компаниях, проектах!*

“Финансовый стресс – самый тяжелый для человека. Для большинства это даже важнее, чем собственное здоровье. Если вы сможете облегчить этот стресс – сделаете жизнь всех намного лучше. В отсутствие отвлекающего фактора финансового стресса люди смогут свободно осуществлять свои мечты, сосредоточиться на том, что для них важнее всего. Вы действительно можете изменить жизнь людей – и изменить мир.” (c) Уильям Хоккей, сооснователь Plaid

В бурно развивающемся мире финтеха Plaid и ее продукция пользуется ошеломляющим спросом. Если необанки, криптовалютные фонды и онлайн-биржи ценных бумаг часто сравнивают со старателями времен “Золотой лихорадки” – они могут в одночасье разбогатеть, всё проиграть или их участок окажется “пустым”, то Plaid – это те, кто продает золотодобытчикам лопаты, кирки, фонари и сковородки с чайниками. Не самый яркий бизнес, но те, кто продавал оборудование старателям, заработали куда больше, чем многие искатели, оставаясь при этом в тени.

Так и в случае с нашими героями – их технологиями пользуются Acorns, Robinhood, Stripe, Venmo, Coinbase, Citibank. Они широко известны среди разработчиков и инвесторов и практически не знакомы широкой публике. Пришло время это исправить и рассказать о компании, стоимостью более $13 млрд, которая, по прогнозам экспертов, вполне способна “взорвать” рынок.

Что такое Plaid и как работает

“Если вы выберете сферу, в которой есть важные задачи, требующие решения. Если вы будете преданы этой сфере достаточно долго, важные задачи будут решены. Но этот путь всегда труден.” (с) Зак Перре, соучредитель Plaid

-2

Plaid – это финтех-компания, служащая посредником между вашим банковским счетом и приложениями, которые вы используете. Её ПО подключает нового пользователя к банку для быстрого подтверждения личности без создания временных проверочных депозитов и бумажной волокиты с представлением копии паспорта и т.д. Схема действия вкратце такая:

  • пользователь заходит в приложение, хочет что-то купить, привязывает счет;
  • фрагмент кода Plaid захватывает эту информацию, кодирует, упаковывает и отправляет запрос на сервер банка. Для некоторых платформ этого достаточно;
  • банк проверяет наличие счета, состояние баланса и отправляет запрос в ответ;
  • код Plaid подтверждает эту информацию, аутентифицирует счет и пользователя. Посредством Plaid можно совершать покупки, торговать, участвовать в аукционах.

Казалось бы, элементарная и незаметная вещь, но без нее пользователям бы пришлось каждый раз связываться с банком, подтверждать счета и личность. Также Plaid создает и реализует инструменты для защиты от мошенничества при совершении сделок, кражи данных, защиты от превышения лимита счета и многое другое.

Как зарабатывает Plaid

“Компания Plaid незаметно создала очень большую инфраструктуру, причем конечный потребитель и не догадывался, что именно он ее питает.” (с) Кристофер Доу, соруководитель отдела частных инвестиций Goldman Sachs Investment Partners.

Поздравление Plaid с финансовым успехом от Нью-Йоркской фондовой биржи в 2019-м
Поздравление Plaid с финансовым успехом от Нью-Йоркской фондовой биржи в 2019-м

По данным Plaid, ПО компании интегрировано более чем с 12 тыс. банков и 200 млн личных счетов. Организация работает по бизнес-модели freemium, то есть подключение и базовый комплект услуг бесплатный, премиум-пакеты и функции, такие как проверка баланса, доступ к истории транзакций, количество подключений сверх лимита, доступ к счету пользователя, уже оплачиваются.

Plaid постоянно расширяет линейку платных продуктов, например, в 2022-м она предложила возможность проверки доходов и дополнительную проверку личности клиента и оценку рисков – в первую очередь это относится к криптосделкам. Также компания подписала ряд эксклюзивных соглашений с крупными банками и предоставляет им доступ к базам данных. Фирма работает исключительно с организациями, финансовыми структурами и банками.

Почему компания называется “плед”

“Plaid получился из удачной серии случайностей, большого количества тяжелой работы и очень четкого чувства цели.” (с) Зак Перре, соучредитель Plaid

Вид ткани – плед
Вид ткани – плед

В английском языке слово plaid – “плед” – обозначает не только большой кусок теплой ткани, в которую можно завернуться, когда холодно, но и сам тип окрашивания материала: полосками разных цветов, толщины и направления. Этот узор, по мнению основателей Plaid Зака Перре и Уильяма Хоккея, отражает суть технологий компании. Правда, поначалу они собирались зарегистрировать свое детище как SBX17189 – по названию алгоритма программирования, но подумали, что клиенты, увидев на чеке этот странный набор символов, не поймут, что это такое.

Тогда они обратили внимание на доску, на которой чертили схемы и сравнивали различные пользовательские шаблоны. Она была вся исчеркана перекрестными линиями, обозначающими взаимосвязи и цепочки. Этот своеобразный рисунок напомнил ребятам плед – так родилось название, довольно необычное для финтеха.

Кто создал Plaid

"Изначально мы создали Plaid для себя. Мы хотели справиться с проблемами, которые было невероятно трудно решить.” (с) Уильям Хоккей, соучредитель Plaid

Зак Перре и Уильям Хоккей
Зак Перре и Уильям Хоккей

В 2012-м Plaid основали два совсем молодых человека, стажеры в консалтинговой фирме Bain&Co в Атланте. Заку Перре на тот момент исполнилось 23 года. Он вырос в семье классических музыкантов, а в детстве мечтал стать астронавтом. Зак с отличием окончил университет Дьюка, где изучал естественные науки: физику, химию, биологию, был президентом студенческого совета. После получения диплома он остался в ВУЗе еще на 4 года в качестве научного сотрудника. Он работал с программами систем управления микроскопом в рамках борьбы с онкологическими заболеваниями. Параллельно молодой человек участвовал в управлении университетом – входил в попечительский совет. В 2010-м Перре уволился и поступил в Bain&Co.

Уильям Хоккей и Зак Перре
Уильям Хоккей и Зак Перре

На работе Зак познакомился с 22-летним Уильямом Хоккеем, уроженцем Калифорнии. Но не технологической и не голливудской, а сельской. Его родители работали в строительном бизнесе и Уильям тоже мечтал строить, когда вырастет, только в цифровом мире. Он поступил в университет Эмори в Атланте сразу на два факультета: бизнеса и информатики. Обычно летнюю практику он проходил в Bain и после окончания университета его приняли на работу.

Молодые люди подружились. Они оба интересовались программированием и финансовыми технологиями, а еще страстно любили скалолазание и ходили вместе в горы. В одном из таких походов произошел несчастный случай, чуть не стоивший Уильяму жизни, и это сделало их дружбу только крепче. Перре и Хоккей постоянно обсуждали разные идеи, в свободное время работали над небольшими проектами и однажды все-таки решили уйти в свободное плавание и основать собственную компанию.

История развития Plaid

“Мы не создаем приложения напрямую для потребителей. Вместо этого мы создаем строительные блоки, на основе которых другие люди могут строить удивительные вещи.” (с) Уильям Хоккей, сооснователь Plaid

Движение “Захвати Уолл-Стрит” в 2012-м
Движение “Захвати Уолл-Стрит” в 2012-м

Друзья переехали из Атланты в Нью-Йорк, где поначалу поселились в квартирке у старого приятеля недалеко от Юнион-Сквер, где в то время проходили массовые акции гражданского протеста против, в том числе, финансовой системы и финансовых элит. Заку и Уильяму были тоже близки эти проблемы. Изначально они хотели написать пользовательское приложение – некий инструмент планирования расходов пользователей. В процессе они решили досадную и неприятную задачу подключения своего приложения к банковским счетам. Дело в том, что у каждого банка в США своя система, а некоторые до сих пор пользовались технологиями 50-х – это очень консервативная отрасль бизнеса. Для работы с ними Перри и Хоккей создали серверный API-код, позволяющий двум приложениям быстро обмениваться данными.

Партнерам повезло – один из их приятелей работал разработчиком в Venmo – сервисе мобильных платежей PayPal. Там искали инструмент, с помощью которого можно было бы ускорить транзакции: они, как казалось, проходили мгновенно, а по факту платеж задерживался на сутки из-за проверок. Технология, которую создатели Plaid сделали для себя, помогла устранить проблему – теперь Venmo получал данные о положительном или отрицательном балансе клиента в режиме реального времени.

-8

Создатели Plaid получили деньги, большого клиента. Обнадеженные, они отправились в Сан-Франциско в поисках инвесторов и новых сотрудников. Но, увы, им отказали, по словам Уильяма, 50, а по словам Зака, 70 венчурных капиталистов. Всё это время Хоккей ночевал на кушетке у знакомого, Перри повезло больше – он поселился у своей девушки. Ужинали ребята обычно в гостях. Но не отчаивались. В 2013-м они подали заявку на участие в конкурсе стартапов, который ежегодно организует популярный технологический портал TechCrunch. После двух дней бессонной работы и выступлений маленькая команда Plaid выиграла – на нее обратили внимание инвесторы. Летом того же года фонд Spark Capital и Google Ventures провели первый раунд финансирования в размере $2,8 млн.

Инвестиции помогли Plaid окончательно перебраться в Кремниевую Долину, поближе к инвесторам, программистам и потенциальным клиентам – финтех-стартапам. Следующие три года компания работала не то чтобы в скрытом режиме, но особенно не заявляя о себе. Она не спеша отшлифовывала продукт и набирала клиентскую базу, в основном, за счет “сарафанного радио” среди разработчиков. В 2016-м неожиданно для всех прогремел второй раунд финансирования в размере $44 млн, который возглавил инвестиционный банк Goldman Sachs. Это привлекло к стартапу внимание венчурных капиталистов, потенциальных заказчиков и конкурентов. В 2017-м один из самых главных соперников Plaid, фирма Yodlee, подала в суд, обвинив Перри и Хоккея в плагиате. Спор удалось решить не прибегая к разбирательству, по соглашению сторон.

Plaid – ранняя команда
Plaid – ранняя команда

Иск был неприятным, но он не повлиял на развитие Plaid. К концу 2017-го стартап насчитывал 7 тыс. клиентов – банков и финтехов. Среди них Wells Fargo Bank, Citibank, Chase Bank, биржа Robinhood, брокер Wealthfront. В 2018-м стартап почти в два раза увеличил клиентскую базу, когда вышел на рынок Канады. Это событие укрепило веру инвесторов. Plaid получил еще $250 млн и статус “единорога” с оценкой в $2,56 млрд всего за 5 лет работы.

В 2019-м компания сделала первое приобретение – конкурента Quovo, разработки которого легли в основу инвестиционного продукта в экосистеме Plaid. В том же году она вышла на европейский рынок: Великобритания, Ирландия, Испания, Франция, Нидерланды. Но покорять Европу Перри пришлось уже одному. Технический директор Уильям Хоккей покинул фирму. В своем заявлении он сказал, что предпочитает активный процесс строительства медленному планомерному масштабированию – среди предпринимателей такие решения не редкость.

Штаб-квартира VISA
Штаб-квартира VISA

В период пандемии подъем компаний, занимающихся финансовыми технологиями и онлайн-платежами, был как никогда высок. Гиганты начали скупать наиболее перспективные стартапы. PayPal заплатил $4 млрд за Honey, Intuit приобрел Credit Karma за $7,1 млрд. А к Plaid обратилась VISA с предложением о покупке за $5,3 млрд и получила согласие. Но сделка сорвалась. Регулирующие органы США остановили процесс слияния, объяснив свое решение подозрением в попытках VISA монополизировать рынок. В 2021-м покупка была отменена.

Хотя сделка не состоялась, Plaid, тем не менее, извлек из нее выгоду – в этом же году клиентская база увеличилась еще на 4 тыс. организаций. В том числе за счет постоянного обсуждения неудавшегося слияния в прессе, на конференциях, в подкастах. Компания привлекла еще $425 млн и получила оценку в $13,4 млрд.

Секрет успеха Plaid

“Еще одним преимуществом, которое у нас было, была вера в то, что разработчики сами по себе являются отличным каналом распространения. Все на рынке в то время продавали сверху вниз. Мы хотели выстроить процесс продаж снизу вверх до такой степени, что до недавнего времени мы действительно не занимались корпоративными продажами в каком-либо масштабе.” (с) Зак Перри

-11

Один из главных секретов успеха Plaid – стратегия “продаж из подвала”, то есть с самого низа. Они не устраивали пышных презентаций, не возили топ-менеджеров по ресторанам и клубам, а обратились к аудитории, к которой принадлежали сами – программистам. Plaid создала платформу, работа с которой превращается для разработчика в игру. В результате, когда он сталкивается с проблемой на работе – рекомендует приобрести именно этот продукт, тем более, что базовый пакет – бесплатный.

Он становится платным по мере увеличения подключений клиентов и расширения необходимых функций, а это рано или поздно происходит. Отношения с банками более сложные. Но сейчас даже самые закостенелые из них пытаются цифровизироваться и стараются сотрудничать с финтехом. Здесь наоборот был использован нисходящий подход: от крупных игроков, вроде American Express, к мелким, вроде небольших частных банков.

Plaid сегодня и завтра

“У всех нас была очень глубокая вера в нашу миссию и результат. У нас была мантра: “Сделай финансы проще для всех.”” (с) Зак Перре

-12

В 2022-м Plaid заявила о намерении изменить стратегию и стать платежной системой наподобие VISA или Mastercard. С этой целью в начале года она приобрела стартап Cognito за $250 млн. Также этим летом внезапно один из ее лучших клиентов, Stripe, представил собственный конкурирующий продукт, основой для запуска которого вполне могли быть данные Plaid. Зак Перре даже выступил с обличительной речью, но в итоге он и братья Коллисоны помирились.

Уильям Хоккей и его жена Энни
Уильям Хоккей и его жена Энни

Сейчас Зак Перре является генеральным директором Plaid и бизнес-ангелом. В 2021-м он собрал $30 млн и основал венчурный фонд Mischief. Пока в его портфеле всего одна инвестиция – в успешный стартап потребительского интернета TryNow, но эксперты считают, что это хороший задел на будущее. Его состояние – $1,5 млрд.

Уильям Хоккей и его жена Энни в 2021-м основали нубанк Column. Они за собственные $50 млн приобрели крошечный 15-летний банк Northern California National Bank, у которого был всего один филиал и порядка $300 млн на депозитах. Покупка позволила им стать не просто компанией, оказывающей платежные услуги, а полноценным банком с полным набором возможностей. Энни – генеральный директор по маркетингу, Уильям – по продукту. Он по прежнему владеет 12% акциями Plaid и стоит $1,4 млрд.

Каково будущее финтеха, а значит, и Plaid? На этот вопрос отвечает Зак Перре: “Рыночная капитализация Square приближается к рыночной капитализации Goldman Sachs, PayPal примерно сравнялся с Bank of America. Цифровые финансы при поддержке технологий действительно догоняют, и в какой-то момент превзойдут традиционные финансовые компании. Думаю, однажды так и будет.”

Читайте также:

Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам ещё. А если вам нравится, что мы пишем – установите суперапп Gem Space, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!