Найти в Дзене

Об основоположнике соцреализма

«Опавшие листья», 1915 год, Холст, масло. 98 x 76 см, Государственная Третьяковская галерея
«Опавшие листья», 1915 год, Холст, масло. 98 x 76 см, Государственная Третьяковская галерея

«Вчера я был у Исаака Бродского в его увешанной картинами квартире. Картины у него превосходные: Репина портрет Веры в лесу (1875), рисунки, сделанные в салоне Икскуль, Вл. Соловьев, Гиппиус, Спасович, Мережковский — чудесная сложность характеристик, уверенный рисунок. Есть Борис Григорьев, Малявин и даже Маяковский,— сделанный Маяковским портрет Любы Бродской очень хорош. Работы самого Бродского на фоне его коллекции кажутся неприятно пёстрыми, дробными, бездушными. Но — хорош Ленин рядом с пустым креслом, и по краскам менее неприятен. Когда Я вошел, Бродский перерисовывал перышком с фото физиономию Сталина — для "Правды". Впереди ему предстояло изготовить такого же с Ленина. Но после пяти-шести штрихов начинал звонить телефон, он бросал перо и шел в столовую (у входа в которую и висит аппарат). В доме у него — жена и свояченица (урожд. Мясоедовы), сын от первой жены (студент) и сын от второй (Дима, очень милый). Рисуя Сталина, Бродский мечтает о поездке в Америку. "Там дадут за портрет Ленина 75 000 долларов". — Ну на что вам 75 000 д.? — спросил я.— У вас и так всего вдоволь. — Как на что? Машину куплю... виллу построю... Дом...» Корней Чуковский был весьма строг в оценке творчества Бродского, который, между прочим, был любимым учеником И. Е. Репина и в директором Всероссийской Академии художеств. Он также считается основоположником соцреализма.

Б. М. Кустодиев "Портрет Бродского"
Б. М. Кустодиев "Портрет Бродского"

Исаак Израилевич Бродский родился в 1883 году в городе Ногайске Таврической губернии в еврейской семье. Отец его был землевладельцем и купцом второй гильдии. Сам будущий художник считал своим родным городом Бердянск. В 1896 году Бродский окончил Бердянское городское училище и уехал в Одессу. Там он поступил в Одесское художественное училище, где его наставниками были Л. Д. Иорини, К. К. Костанди и Г. А. Ладыженский. После окончания училища Бродский продолжил учебу в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств, куда его по рекомендации одесских педагогов взяли без экзаменов. Педагоги сразу отметили талантливого ученика. Примечательно, что основоположник соцреализма начинал как пейзажист. Учеба давалась Бродскому легко, однако его исключили, не за проблемы с неуспеваемостью, а как политически неблагонадежного. Политикой он увлекался уже тогда. Восстановиться удалось только благодаря ходатайству наставника И. Е. Репина и ректора В.А. Беклемишева. Закончил Академию Бродский в 1908 году. За картину «Тёплый день» он получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу.

«Тёплый день», 1908 год, холст, масло, Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург
«Тёплый день», 1908 год, холст, масло, Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург

За счет АХ художник оттачивал мастерство в Германии, Франции, Испании и Италии. Находясь в Италии, он посетил осевшего на острове Капри М. Горького. Примечательно, что получить право на пенсионерскую поездку Бродский смог с помощью другого художника – уже прославленного на тот момент Архипа Куинджи.

Вернувшись в Россию, Бродский пишет в основном пейзажи, иногда портреты. Публика тепло принимает его работы. Ближе к революции он взялся за портреты политических деятелей. Летом 1917 года он начал писать портрет Керенский, но когда дописал, того уже свергли.

Портрет А. Ф. Керенского. 1917 г. Холст, масло
Портрет А. Ф. Керенского. 1917 г. Холст, масло

Революцию Бродский встретил с восторгом и охотно стал летописцем новой эпохи. Он писал портреты Ленина, Сталина, прочих деятелей, различные съезды, манифестации, и иногда для души портреты. К «партийному» творчеству отношение было разное. Работы были выполнены качественно и в духе времени, поэтому они оказались востребованы. Однако в результате автор поставил их производство на поток. В 1926 году К. И. Чуковский писал в дневнике: «Я взялся писать о Репине и для этого посетил Бродского Исаака Израилевича. Хотел получить от него его воспоминания. Ах, как пышно он живёт — и как нудно! Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой — которая и служит ему мастерской — некуда деваться от „расстрела коммунистов в Баку“… И самое ужасное, что таких картин у него несколько дюжин. Тут же на мольбертах холсты, и какие-то мазилки быстро и ловко делают копии с этой картины, а Бродский чуть-чуть поправляет эти копии и ставит на них свою фамилию. Ему заказано 60 одинаковых „расстрелов“ в клубы, сельсоветы и т. д., и он пишет эти картины чужими руками, ставит на них своё имя и живёт припеваючи. Все „расстрелы“ в чёрных рамках. При мне один из копировальщиков получил червонцев за пять „расстрелов“. Просил 25 червонцев».

«Расстрел 26 бакинских комиссаров»
«Расстрел 26 бакинских комиссаров»

Помимо написания картин Бродский активно преподавал. В 1932 году он стал профессором, а с 1934 — директором Всероссийской Академии художеств. Также он возглавлял Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, куда пригласил многих известных художников того времени.

«Владимир Ильич Ленин в Смольном», 1930 год, Холст, масло. 198 x 324 см, Государственная Третьяковская галерея
«Владимир Ильич Ленин в Смольном», 1930 год, Холст, масло. 198 x 324 см, Государственная Третьяковская галерея

Художник был дважды женат, имел дочь и сына. Лидия Бродская стала известной художницей и была замужем за еще более известным художником – Ф. П. Решетниковым («Опять двойка»). Умер художник в Ленинграде в 1939 году.

Другие работы автора

«На даче», 1906 год, Холст, масло 97 х 82 см, Самарский областной художественный музей, Самара.
«На даче», 1906 год, Холст, масло 97 х 82 см, Самарский областной художественный музей, Самара.
«Новолуние», 1917 год, Холст, масло. 61 x 81 см, Частное собрание
«Новолуние», 1917 год, Холст, масло. 61 x 81 см, Частное собрание

Художник писал поначалу пейзажи и иногда портреты

«Портрет Л.М. Бродской на террасе», 1908 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Портрет Л.М. Бродской на террасе», 1908 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Автопортрет с дочерью», 1911 год, Холст, масло 72 x 99 см, Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург
«Автопортрет с дочерью», 1911 год, Холст, масло 72 x 99 см, Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург
«Портрет Любови Макаровны Бродской», 1908 год, Холст, масло 103 x 84 см, Государственный музей русского искусства, Киев.
«Портрет Любови Макаровны Бродской», 1908 год, Холст, масло 103 x 84 см, Государственный музей русского искусства, Киев.

Следующие картины написаны во время пенсионерской поездки

«Италия», 1911 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея
«Италия», 1911 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея
«Сказка», 1911 год, Холст, масло. 105 x 185 см, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
«Сказка», 1911 год, Холст, масло. 105 x 185 см, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
«Осёл на острове Капри». 1910 год, холст, масло, частное собрание
«Осёл на острове Капри». 1910 год, холст, масло, частное собрание

Но в историю он вошел как автор совсем других картин

«Ленин и манифестация», 1919 год, Холст, масло. 90 x 135 см, Государственный Исторический музей
«Ленин и манифестация», 1919 год, Холст, масло. 90 x 135 см, Государственный Исторический музей
«Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна», 1924 год, холст, масло, Центральный ордена Ленина музей Революции СССР (ныне Государственный центральный музей современной истории России)
«Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна», 1924 год, холст, масло, Центральный ордена Ленина музей Революции СССР (ныне Государственный центральный музей современной истории России)
-17

#картина #живопись #искусство #художник #история