Есть давняя, раскрашенная в наше время фотография, на которой запечатлены работы по снятию с камней броненосца «Генерал-адмирал Апраксин» ледоколом «Ермак». Эта история, начавшаяся в ноябре 1899 года с «удачного» попадания «Апраксина» на камни у острова Гогланд из-за навигационных ошибок, интересна тем, что с ней напрямую связаны три важных и интересных момента – два из истории техники и один, можно сказать, чисто житейский.
✅Первое - то, что история с «Апраксиным» наглядно показала важность и перспективность недавнего изобретения Александра Попова, потому что его «беспроволочный телеграф» обеспечил связь материка и острова Гогланд.
Развернутая Поповым линия связи проработала зимой 1900/1901 годов в течение 100 дней на расстоянии в 43 версты, что на тот момент являлось мировым рекордом дальности радиосвязи. Для того времени это было на самом деле уникальное достижение. Особенно, если вспомнить, что удалось передавать даже сообщения в 100 слов длиной.
В 1901 году участники съезда русских естествоиспытателей и врачей смогли увидеть работу этого «беспроводного телеграфа» своими глазами. Об этом даже через некоторое время написали в самом популярном тогдашнем журнале «Нива». Потому что всем удивительно было даже просто послушать доклад Попова о работе беспроводного телеграфа во время эпопеи «Апраксина». И уж тем более удивительной оказалась реальная демонстрация работы «беспроводного телеграфа» прямо на этом съезде, когда на глазах у публики организовали связь на расстоянии более полутора верст, передав имя, фамилию и отчество Александра Григорьевича Столетова, которого сам Попов считал автором идеи «беспроводного телеграфа».
К сожалению, как это часто бывало, в массовую коммерческую эксплуатацию новую технику сначала запустили совсем не в России. Да и в количественно-техническом плане уже через несколько лет Российская империя в плане радиосвязи отстала.
✅Вторым важным моментом стало использование ледокола «Ермак» для снятия с камней броненосца «Апраксин» в зимних условиях . Это ведь был первый полярный ледокол в мире. Да, у команды "Ермака" в этой спасательной операции не все сразу пошло как по маслу. И вообще работать пришлось долго: аж до весны, потому что «Апраксин» сел на камни крепко, что называется «от души». Это не считая того, что пришлось еще и через лед прорубаться. Но в любом случае «Ермак», также как и беспроводной телеграф показали себя с самой лучшей стороны.
Причем тут имелся важный момент: «Ермак» подчинялся не напрямую флоту, а министерству финансов. Поэтому требовалось еще и наладить взаимодействие между ведомствами, решив эту вечную российскую проблему. Так вот человеку, руководившему работами, это вполне удалось.
✅Поэтому третий интересный момент этой истории: фамилия офицера, руководившего работами по снятию «Апраксина» с камней. Это был Зиновий Петрович Рожественский. Тот самый.
За спасательную операцию по снятию «Апраксина» с камней он получил заслуженную славу и почести. Может быть, эта слава и стала одной из принципиальных причин, по которой Рожественский оказался во главе Тихоокеанской эскадры. И отправился в переход через весь мир в условиях войны, что в таком массовом порядке до него вообще-то никто в мире не делал. И почти дошел до места назначения. Но, к сожалению, путь эскадры лежал через Цусиму.
----------
Не ленитесь, ставьте лайки :) Они очень помогают развитию канала. Не говоря уж о подписке :) Тем более, что увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы гарантированно сможете, только подписавшись на канал.