Найти тему
Вячеслав Малежик

Вячеслав Малежик: Рок, мрак, брак..., и «Козёл на саксе». Ч.3

Оглавление

МОЗАИКА

Для меня слово «Мозаика» идёт практически следом за словами: мать, отец, семья, Родина. Действительно, песня «Мозаика», которую я придумал и впервые спел на пятнадцатилетии группы, последней самодеятельной группы, в которой я играл перед уходом на профессиональную сцену. Песня имела, не побоюсь этого слова, ошеломительный успех и до сегодняшнего дня украшает мой творческий костюм. И до сих пор я не могу объяснить, как появились на свет слова, которые поются в «Мозаике».

Группа "Мозаика", 1972
Группа "Мозаика", 1972

Наверное, если бы песня сложилась до появления группы, то ее логично было бы назвать «Мозаика». Но группа уже существовала, и я даже к этому времени ушёл из неё. После моего ухода группа изменилась, явно утяжелив стиль своей игры. Я не был виртуозным гитаристом и Слава Кеслер, наш идеологический лидер, понимал, что вершины «Deep Purple» и «Uriah Heep» нам не по плечу. А вот Валера Шморгунов может поливать на гитаре не хуже Блекмора. И «Мозаика» заметалличилась. А мы (ещё со мной) что? Пару тяжелых номеров («Into the fire», «Mean mis Treada») за вечер играли, а дальше опять песенки, правда иногда симпатичные. На концертах и записях иногда играли очень даже приличные джазовые музыканты. Леонид Чижик и Игорь Бриль, Виталий Шеманков и Владимир Богданов играли с нами бок об бок. Рок-н-ролльные ребята тоже нас не чурались: Градский, Макаревич с Кутиковым, Толя Куликов, Игорь Саульский и прочая засветились с нами на московских и черноморских сценах.

Об опытах совместной игры с Алексеем Козловым стоит написать отдельно.

Алексей Козлов
Алексей Козлов

Начало семидесятых годов было временем, когда в США джазовые музыканты, то ли из желания больше зарабатывать, то ли из сугубо творческих поползновений объединялись с рокерами и заиграли музыку, которую назвали джаз-рок. И Лёша Козлов, известный советский джазовый музыкант, объединился со Стасом Наминым и его группой «Цветы» сыграть каверы американских групп «Chicago» и «Blood, sweet and tears». В 80-ом становится популярной миниатюра из спектакля «Взрослая дочь молодого человека» по пьесе Виктора Славкина в исполнении Александра Филиппенко, где впервые прозвучало знаменитое «И Козёл на саксе». Не нужно быть провидцем, чтоб догадаться о ком речь... Впоследствии Лёша именно так назвал свою автобиографическую книгу.

Мы же пели парафраз из рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда» (я пел арию Иуды). Наш концерт игрался в двух отделениях, попасть на него было проблематично, и он был в какой-то степени знаковым событием в подпольном московском роке. А вскоре, на взлёте «Мозаики», я ушёл на профессиональную сцену в «Веселые ребята». Ушёл я туда имея репутацию неплохого певца, очень среднего гитариста и удачливого сочинителя, запустившего несколько песен в народ.

ЖУРКИН

Во время гастролей время летело значительно быстрее, чем в годы поденщины, когда я пять раз в неделю ездил служить младшим научным сотрудником во ВНИИ Стандартизации. Новые города, новые впечатления практически не оставляли возможностей, чтобы следить за изменениями в поп-роковой индустрии. А они происходили можно сказать стремительно. Рок значительно потяжелел, панки пугали благовоспитанную общественность не только ирокезами, но и фривольным лексиконом. Рождалось диско и шоу, которое сопровождало музыкальный ряд на сцене. Я же, оставаясь верным поклонником битлов, успокаивал себя тем, что битлы, развиваясь, играют в том числе и хард-рок, а я вслед за ними осваиваю специфические приемы, характерные для этой музыки. Успокаивало то, что мои коллеги по «Пламени» тоже не бросались, сломя голову, осваивать новые музыкальные стилистики. На советской сцене появились «Круиз» и «Ария», и тогда наш худрук Березин решил не отставать от моды, и мы все чаще стали исполнять номера, которые смело можно было отнести к рок-музыке. Как уже говорилось в первой части, я был задействован в этот процесс, участвуя в исполнении таких песен как: «Время пик», «Квадратный человек» и др.

В этот момент мой старинный дружок и коллега по ансамблю «Мозаика» Ярослав Кеслер знакомит меня с талантливым молодым поэтом Михаилом Журкиным.

МИХАИЛ ЖУРКИН: «Испугавшись собственного лика, в комнате повесилась икона...»
Вячеслав Малежик
2 сентября 2022

До этих дней моими соавторами были более взрослые поэты, чем я, и в наших отношениях при создании песен мне была отведена роль донора, который питал энергией и идеями своих старших товарищей. А тут, практически безусый юнец рассказывает мне что я отстал от жизни и, что должен постараться догнать убегающую от меня музыкальную жизнь.

Михаил Журкин
Михаил Журкин

Честно признаться, задело, что меня считают отстоем, и я решил доказать этому молокососу, а главное себе, что я не бракованный и меня ещё рано списывать на пенсию. Мы начали с Мишей дружить домами, он сходил на пару моих выступлений и был приятно удивлён приемом, оказанным мне зрителем. Тогда он предложил мне свои стихи, попросив придумать на них песню. Это была моя маленькая победа… Я с отчаянной энергией нырнул в новое творческое приключение. И песня получилась. Это был «Чёрный рынок».

Намерено отказавшись от всяких оттенков рока и стилизовал эту песню под шарманочное звучание без всяких гитарных запилов и пения в третьей октаве. И был успех… Успех «Чёрного рынка» на сцене и в студиях звукозаписи. А потом был очень горячий рок-н-ролл «Скандал», который сняло ТВ в программе «Шире круг». И Миша зауважал меня, а я его, познакомив с классными исполнителями рока П. Подгородецким и С. Кудишиным. Оба они принимали участие в записи моих магнитофонных альбомов. Миша сошёлся особенно близко с Кудишиным, они решили создавать металл-группу. Даже придумали название. К сожалению, записать они не успели ничего, так как у них еще был общий интерес к веществам, которые сильно стимулируют организм, но ещё сильнее его разрушают. А со мной Миша продолжал сотрудничать, предлагая написать песни, как о любви, так и на всякие религиозные и философские темы. Я, следуя за Мишиными стихами, изучал этнику, хард-рок и латину. Получалось. Но выпускал я эти песни на рынок предельно порционно, не ломая образ, который сложился у меня, благодаря СМИ. А Михаил и Сергей, экспериментируя с «веществами», практически одинаково свели счёты со своей жизнью. С разницей в три месяца. Сергей, а потом Миша выпали из окна и погибли. Жаль, очень жаль, они были необыкновенно талантливы и необыкновенно молоды. Ушли они мрачным летом 1990 года.

После ухода Миши Журкина я решил выпустить альбом песен, написанных на его стихи. Мне помог его дописать клавишник группы «Мозаика» Валерий Ажажа. Мы его назвали «Где ты». Но отец Миши попросил не публиковать CD на «Мелодии». Почему? Это тема для отдельного рассказа. Жаль. Было бы интересно узнать реакцию широкой публики на нашу работу.

Что ж, прошло больше 30 лет и мы подготовили этот альбом песен, сочиненных и спетых мной на стихи Миши, для отдельного релиза на официальных музыкальных площадках в сети. Как альбом воздействует на слушателя сейчас, судить Вам. Название альбома «Серый кардинал». В альбоме присутствует даже хард-рок, в частности в песне «Скупой рыцарь». Данная вещь хорошо получилась еще потому, что в ней принимали участие такие музыканты как С. Дюжиков, А. Крюков и В. Шаповалов.