Найти в Дзене
CINEMA

Почему первая цензура в кино появилась в самой свободной стране мира

Для многих это покажется странным, но первая цензура в истории мирового кинематографа появилась в США в 1927 году. Это на три года раньше того, когда в советском кино появились первые художественные советы, которые выполняли функции цензуры в СССР.

После бурного и неконтролируемого роста кинематографа в 20-х годах появилась необходимость ввести некие этические нормы для производителей фильмов. Все требования были сформулированы в специальном кодексе, который был назван в честь создателя и первого президента Ассоциацией производителей и прокатчиков фильмов (ныне Американская ассоциация кинокомпаний) Уильяма Хейса.

Уильям Хейс.
Уильям Хейс.

Так что было в этом кодексе? И почему американцы поспешили его принять? Ответ на этот вопрос можно найти в советском художественном фильме «Человек с бульвара Капуцинов». В погоне за прибылью многие кинопроизводители начали снимать откровенно безнравственные и отвратительные сюжеты, наподобие тех, которые показывал в этой картине мистер Секонд. Такие фильмы было опасно смотреть не только детям, но и взрослым зрителям с неокрепшей психикой. И чем омерзительнее были сцены, тем больше наполнялись кинозалы. Таким образом, многие американцы хотели пощекотать себе нервы. А некоторые позже пытались увиденное на экране повторить на улице. И это уже несло реальную угрозу обществу.

Второе издание Кодекса Хейса
Второе издание Кодекса Хейса

Срочно требовались правила, наподобие неких заповедей, через которые кинопроизводителям нельзя было бы переступать. И они были разработаны. Если коротко, согласно принятому в те годы кодексу в американских фильмах было запрещено:

1. Использование нецензурной и жаргонной лексики и экспрессивных выражений (указывался конкретный перечень запрещенных слов и выражений).

2. Изображение любой соблазнительной наготы. Причём, не допускался показ не только обнажённых актёров или актрис, но и их силуэтов и даже теней. Также не допускалось, чтобы персонажи говорили о сексе в соблазнительной коннотации. Разрешалось только в порицательной.

3. Изображение незаконного оборота наркотиков.

4. Сцены, которые могут навести на мысли о сексуальных извращениях.

5. Показ любых проявлений сексуальной гигиены и упоминания о венерических заболеваниях.

6. Любые сцены родов — фактические или даже в виде силуэтов.

7. Демонстрация половых органов.

8. Высмеивание духовенства. Священник на экране не мог быть злодеем или комическим персонажем.

9. Умышленные оскорбления любой нации и любого вероисповедания (но, этот запрет не распространялся на оскорбления в адрес атеистов!).

Что касается политических требований к кинокартинам, то были запрещены сцены, содержащие белое рабство, и сцены унижения белых людей лицами с темным цветом кожи. Но,не наоборот! Также были запрещены изображения смешанных браков и указания на межрасовые сексуальные отношения (метисация).

Вначале руководство ассоциации попыталось провести свой кодекс через американский конгресс, чтобы сделать его законом, обязательным для всех без исключения кинопроизводителей. Но конгрессмены отказались принимать такой закон, так как нашли в нём некоторые противоречия с основной конституцией США о правах и свободах.

Не все в США одобрили Кодекс Хейса. Постоянно появлялись критические статьи журналистов, которые считали эти требования чрезмерными.
Не все в США одобрили Кодекс Хейса. Постоянно появлялись критические статьи журналистов, которые считали эти требования чрезмерными.

И тогда президент ассоциации Уильям Хейс сделал этот кодекс обязательным только для членов своей ассоциации. Но так как в ассоциацию входили не только кинопроизводители, но и прокатчики, это кодекс стал обязательным практически для всех. Любой американский кинопрокатчик, если вдруг демонстрировал иностранный фильм, не соответствующий этим правилам, сразу лишался своего членства в ассоциации, а значит, лишался множества прав и привилегий, потеря которых не могла окупиться прокатом даже суперпопулярного фильма. Тоже самое и касалось кинопроизводителей.

Эти достаточно жёсткие правила с небольшими текущими правками действовали в США до конца пятидесятых годов. В дальнейшем было решено от них отказаться, так как американская киноиндустрия столкнулась с серьезными конкурентными угрозами. Появилось телевидение, которое стало основным конкурентом кинематографа. К тому же телевизионные каналы не были ограничены подобными правилами. Стали появляться фильмы и телесериалы, в том числе иностранные, которые отвлекли миллионы зрителей из кинотеатров к домашним телеэкранам.

На общем собрании членов ассоциации в 1963 году было принято решение об упразднении Кодекса Хейса как обязательного нормативного документа. Теперь кинокомпаниям предлагалось его соблюдать только на добровольной основе.

До 1963 года подобные кадры в американских фильмах были недопустимы.
До 1963 года подобные кадры в американских фильмах были недопустимы.

Вместе с тем были разработаны новые правила по оценке продуктов кинопроизводства по возрастному цензу. Позже под нажимом власти к этим правилам вынуждены были присоединиться и телевизионщики.

С 1968 года все американские телевизионные и кинопродукты делились на четыре категории: G - для общих аудиторий, M - для зрелого контента, R - для ограниченного показа (зрители до 17 лет не допускаются без взрослого) и X - для сексуально-откровенного контента. Теперь каждый штат мог регулировать у себя порядок демонстрации тех или иных фильмов, используя общую систему оценки.

В СССР лишь в 1936 году были впервые утверждены официальные документы, которые строго регламентировали документальное и художественное кино. До этого этим занималась специальная структура «Совкино», но в Кремле посчитали, что она плохо справлялась с обязанностями цензуры. Теперь при каждой советской киностудии были сформированы художественные советы, которые строго следили за качеством выпускаемых фильмов, в том числе и за их политическим соответствием. По сути, это были цензурные органы с широкими полномочиями, которые могли не только разрешать или запрещать кинопродукты, но и строго наказывать самих создателей.

Андрей Тарковский на заседании художественного совета киностудии "Мосфильм" по вопросу присвоения прокатной категории фильму «Солярис» (1972).
Андрей Тарковский на заседании художественного совета киностудии "Мосфильм" по вопросу присвоения прокатной категории фильму «Солярис» (1972).

Сегодня есть мнение, что работа этих советских худсоветов, несмотря на политическую ангажированность, способствовала поддержанию высокого художественного уровня советского кинематографа.

___________________

Если статья вам понравилась, пожалуйста, кликните 👍! Это поможет определить темы будущих публикаций.