Найти тему
История живописи

"Святая простота" и передвижник, преподававший у детей царя

При рождении нареченный Карлом, Лемох родился в Москве и там же начал свое обучение в Училище живописи и ваяния, продолжив его, по примеру многих других художников, в столичной Академии художеств. Обосновавшись в Петербурге, любовь свою к старой столице и родному городу он не утратил и регулярно проводил летние периоды на подмосковной даче в деревне, где он будет лично наблюдать те сцены, которые будут часто присутствовать в его работах.

"Новое знакомство", К.В. Лемох. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Новое знакомство", К.В. Лемох. Русский музей, Санкт-Петербург.

Будучи участником "бунта четырнадцати", когда студенты Академии отказались от конкурса на высшую награду, Лемох закончил учебное заведение только со званием художника второй степени. Но зато он приобрел соратников, будущих знаменитых передвижников, частью которых он был всю свою жизнь в качестве члена Правления и кассира. Причем в последней своей должности "при своей аккуратности и честности в этой роли он был незаменим" по воспоминаниям Якова Минченкова.

Но самое любопытное в судьбе художника было не это, а то, что его, "бунтаря", восставшего против академических устоев, пригласили преподавать рисунок детям Александра III. Среди его учеников были как великие князья и княжны, так и последний император - Николай II. Одна из его учениц (Ольга Александровна) впоследствии тоже станет художницей, ее портрет работы Серова я вам как-то уже показывал в числе других.

"Утро в швейцарской", К.В. Лемох, 1874. Третьяковская галерея, Москва.
"Утро в швейцарской", К.В. Лемох, 1874. Третьяковская галерея, Москва.
"Великий князь Михаил Александрович за рисованием", К.В. Лемох, 1892. Музей-заповедник Гатчина.
"Великий князь Михаил Александрович за рисованием", К.В. Лемох, 1892. Музей-заповедник Гатчина.

Минченков с иронией вспоминает об этой деятельности своего товарища:

Из придворной жизни мало о чем можно было узнать от Лемоха, разве о мелочах. Что мог сказать деликатнейший и осторожный учитель царей? «Все прекрасно и все прекрасны, и царь и мужики [...] Прекрасны и мы все, а если говорят что другое, то просто болтают».
Товарищи в шутку спрашивали: «Правда ли, что тебя, Кирилл Викентьевич, при дворе первое время обыскивали?» Лемох чуть-чуть обижался: «Глупости-с, государь даже руку подавал».
"Крестьянский дворик", К.В. Лемох, 1874. Дагестанский музей изобразительных искусств.
"Крестьянский дворик", К.В. Лемох, 1874. Дагестанский музей изобразительных искусств.
"Дети у пианино", К.В. Лемох, 1886. Художественная культура Русского Севера, Архангельск. Предположу, что мы видим брата и сестру (Михаила и Ксению) - детей Александра III.
"Дети у пианино", К.В. Лемох, 1886. Художественная культура Русского Севера, Архангельск. Предположу, что мы видим брата и сестру (Михаила и Ксению) - детей Александра III.

Кириллом художника переименовали уже при дворе, с тех пор он так и войдет в историю сразу под двумя именами. Творчество художника изобилует "немецким сентиментализмом, перенесенным на русскую почву." Действительно, как можно догадаться из фамилии художника, у него были немецкие корни: его родители были из обрусевших немцев. Минченков так описывал пристрастия Лемоха в творчестве:

Любил изображать трогательные сценки, особенно из крестьянской жизни: сироток, больных детей у благодетеля, мальчиков, подносящих букеты девочкам.
"Лето (С поздравлением)", К.В. Лемох, 1890. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Лето (С поздравлением)", К.В. Лемох, 1890. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Крестьянский обед", К.В. Лемох. Одесский художественный музей.
"Крестьянский обед", К.В. Лемох. Одесский художественный музей.

И глядя на многочисленные работы кисти Лемоха трудно не согласиться с его товарищем по передвижникам. Любопытно, что сам Кирилл (Карл) тоже помогал обездоленным крестьянам:

Летом Лемох жил под Москвой недалеко от села Ховрино на собственной дачке, стоявшей в тени среди маленькой рощицы. Тут же отдельно, в небольшом срубе, похожем на крестьянскую избу, — его мастерская.
Сюда приходили натурщики из деревни, когда он писал картины из крестьянской жизни. Всех крестьян в деревне он знал и почти всем помогал деньгами или подарками. Вырыл для деревни колодец, чтобы не пили из грязного ручья, строил избы погорельцам, давал деньги на разные семейные нужды.
"Родительская радость", К.В. Лемох. Калужский областной художественный музей.
"Родительская радость", К.В. Лемох. Калужский областной художественный музей.
"Выздоравливающая", К.В. Лемох, 1889. Приморская картинная галерея, Владивосток.
"Выздоравливающая", К.В. Лемох, 1889. Приморская картинная галерея, Владивосток.

Вообще в воспоминаниях Минченкова, в которых он иногда достаточно резко высказывался о своих коллегах, не найдешь плохого слова о человеке, который сочетал в себе, казалось бы, вообще несочетаемое: он был и царским учителем, и передвижником. Его "выручала безусловная честность, товарищеские чувства, готовность всякому помочь, его «святая простота» во всех вопросах общественности — простота, на которую трудно было даже рассердиться."

Добавлю еще, что с момента открытия петербургского Русского музея, Лемох был назначен хранителем его художественного отдела. Этот пост он занимал практически до самой смерти, о которой его соратник напишет, всё же выдав колкое замечание:

И в гробу он лежал с застывшей деликатной улыбкой. Казалось, что Кирилл Викентьевич нашел для себя, наконец, место, где нет ни страха, ни каких-либо опасений.
Фотография К.В. Лемоха, сделанная в фотоателье К.А. Фишера, Москва. Конец XIX века.
Фотография К.В. Лемоха, сделанная в фотоателье К.А. Фишера, Москва. Конец XIX века.