Найти тему
Центр света "Эдисон"

Советский светодизайн

В новогодние дни все мы будем пересматривать любимые поколениями советские фильмы. При очередном просмотре можно с удивлением обнаружить новые интересные моменты, которые раньше ускользали от нашего взгляда. Конечно, на освещение в интерьерах обычные зрители не обращают внимания, но только не светодизайнеры. Давайте вместе вспомним старые добрые советские фильмы и посмотрим на них с точки зрения особенностей внутреннего освещения.

Не может быть, 1975
Не может быть, 1975

Въезжая в новую квартиру, советский человек в первую очередь покупал обеденный стол. Спать можно и на полу, но принимать гостей без стола невозможно, а совместные посиделки с друзьями и родственниками были, пожалуй, одним из главных и знаковых мероприятий того времени. Самым популярным световым прибором в таком случае вполне могла быть обыкновенная лампа накаливания, одиноко свисающая с потолка на проводе. Не самый удачный вариант с точки зрения комфорта, зато КПД - 100%.

Карнавал, 1981
Карнавал, 1981

Конечно, при первой же возможности приобреталась люстра и занимала почетное место. Практически во всех советских квартирах для этого был предусмотрен специальный крюк в потолке. Подключить трех- и даже пятирожковую люстру умел каждый уважающий себя советский мужчина, даже не являясь дипломированным инженером-электриком.

Старый новый год, 1980
Старый новый год, 1980

Стоит заметить, что в некоторых домах, особенно в старых коммуналках, там, где эстетика занимала даже не второе место на важности, простая лампочка еще долгие годы продолжала выполнять свою основную функцию.

Покровские ворота, 1982
Покровские ворота, 1982

Кроме люстр с различными плафонами очень популярны были тканевые абажуры с бахромой. Их одинаково часто можно было встретить как в городских квартирах, так и в дачных и сельских домах.

Москва слезам не верит, 1979
Москва слезам не верит, 1979

Абажуры могли быть разного размера и цвета, в классическом деревенском или современном оригинальном стиле. Внутри, как правило, был установлен только один цоколь, но можно было использовать мощную лампу 100 Вт, и тогда света было вполне достаточно для освещения стандартной гостиной на все случаи жизни.

Москва слезам не верит, 1979
Москва слезам не верит, 1979

Кто-то пытался выделиться из общей массы, окружая себя дорогими декоративными предметами интерьера в классическом стиле, демонстрируя нестандартный вкус и финансовый достаток.

Иван Васильевич меняет профессию, 1973
Иван Васильевич меняет профессию, 1973

Люди с достатком выше среднего могли позволить себе более дорогие хрустальные люстры, которые были предметом гордости хозяев и зависти соседей. В свободной продаже их купить было нельзя, поэтому приобретение такого светового прибора являлось трудновыполнимой задачей, для решения которой использовались нужные знакомства и связи.

Служебный роман, 1977
Служебный роман, 1977

Но промышленный дизайн не стоял на месте, и светильники в современном стиле, изготовленные из новых материалов, также присутствовали в квартирах того времени.

Служебный роман, 1977
Служебный роман, 1977

Хотя многие наши соотечественники все же считали, что пластмассовая люстра подходит, пожалуй, только для кухни.

Москва слезам не верит, 1979
Москва слезам не верит, 1979

В бытовых помещениях попроще (ванных комнатах или кладовых) выбор вариантов дизайна световых приборов был скромный. Стандартные светильники с круглыми стеклянными плафонами-банками из рифленого прозрачного или белого матового стекла устанавливались строителями еще на этапе внутренней отделки и служили долгие годы хозяевам советских квартир.

Ирония судьбы, или С легким паром!, 1975
Ирония судьбы, или С легким паром!, 1975

В спальнях и гостиных часто использовались настенные светильники - бра, которые иногда удавалось купить в комплекте с люстрой в едином стиле. Такие приборы позволяли менять яркий свет люстры на более спокойный и мягкий, если использовались отдельно. А иногда, наоборот, добавляли света в особенно торжественных случаях, когда требовалось увеличить освещенность. Очень популярными в советское время были люстры и бра, стилизованные под старинные канделябры со свечами, в которых устанавливались свечеобразные лампочки с цоколем Е14 (миньон).

Служебный роман, 1977
Служебный роман, 1977

Кроме люстр, еще одним необходимым в каждом доме световым прибором был и остается до сих пор торшер. Его подбирали под цвет интерьера, обоев или отделки мягкой мебели. Некоторые модели даже совмещали в себе функции светового прибора и прикроватного столика.

Афоня, 1975
Афоня, 1975

Наличие отдельно стоящего источника света позволяло создавать более интимную вечернюю обстановку. В одной комнате торшеров могло быть даже несколько, их можно было переставлять в разные углы, меняя световые сценарии по своему желанию.

Большая перемена, 1972
Большая перемена, 1972

Торшер был хранителем тайн и секретов своих хозяев, он принимал молчаливое участие во всех мероприятиях, происходящих в доме вокруг него.

Старый новый год, 1980
Старый новый год, 1980

В семье домашних световых приборов настольную лампу можно назвать младшей сестрой торшера. Сколько тетрадей и дневников было исписано, сколько задач было решено под ярким светом этих строгих помощников. А сколько душевных разговоров проходило при тусклом свете таких милых и теплых, похожих на вазы, настольных ламп.

Влюблен по собственному желанию, 1983
Влюблен по собственному желанию, 1983

Все эти осветильные приборы дарили радость своим хозяевами на протяжении многих десятилетий. Хотя и сейчас в домах соотечественников встречается подобный светодизайн, все-таки он уступает место современным светильникам с приглушенными расцветками, спокойным светодиодным свечением.

В Центрах света «Эдисон» можно найти люстры, торшеры, бра под любой запрос: классические и ультрасовременные варианты в наличии и под заказ в интернет-магазине.