В новогодние дни все мы будем пересматривать любимые поколениями советские фильмы. При очередном просмотре можно с удивлением обнаружить новые интересные моменты, которые раньше ускользали от нашего взгляда. Конечно, на освещение в интерьерах обычные зрители не обращают внимания, но только не светодизайнеры. Давайте вместе вспомним старые добрые советские фильмы и посмотрим на них с точки зрения особенностей внутреннего освещения.
Въезжая в новую квартиру, советский человек в первую очередь покупал обеденный стол. Спать можно и на полу, но принимать гостей без стола невозможно, а совместные посиделки с друзьями и родственниками были, пожалуй, одним из главных и знаковых мероприятий того времени. Самым популярным световым прибором в таком случае вполне могла быть обыкновенная лампа накаливания, одиноко свисающая с потолка на проводе. Не самый удачный вариант с точки зрения комфорта, зато КПД - 100%.
Конечно, при первой же возможности приобреталась люстра и занимала почетное место. Практически во всех советских квартирах для этого был предусмотрен специальный крюк в потолке. Подключить трех- и даже пятирожковую люстру умел каждый уважающий себя советский мужчина, даже не являясь дипломированным инженером-электриком.
Стоит заметить, что в некоторых домах, особенно в старых коммуналках, там, где эстетика занимала даже не второе место на важности, простая лампочка еще долгие годы продолжала выполнять свою основную функцию.
Кроме люстр с различными плафонами очень популярны были тканевые абажуры с бахромой. Их одинаково часто можно было встретить как в городских квартирах, так и в дачных и сельских домах.
Абажуры могли быть разного размера и цвета, в классическом деревенском или современном оригинальном стиле. Внутри, как правило, был установлен только один цоколь, но можно было использовать мощную лампу 100 Вт, и тогда света было вполне достаточно для освещения стандартной гостиной на все случаи жизни.
Кто-то пытался выделиться из общей массы, окружая себя дорогими декоративными предметами интерьера в классическом стиле, демонстрируя нестандартный вкус и финансовый достаток.
Люди с достатком выше среднего могли позволить себе более дорогие хрустальные люстры, которые были предметом гордости хозяев и зависти соседей. В свободной продаже их купить было нельзя, поэтому приобретение такого светового прибора являлось трудновыполнимой задачей, для решения которой использовались нужные знакомства и связи.
Но промышленный дизайн не стоял на месте, и светильники в современном стиле, изготовленные из новых материалов, также присутствовали в квартирах того времени.
Хотя многие наши соотечественники все же считали, что пластмассовая люстра подходит, пожалуй, только для кухни.
В бытовых помещениях попроще (ванных комнатах или кладовых) выбор вариантов дизайна световых приборов был скромный. Стандартные светильники с круглыми стеклянными плафонами-банками из рифленого прозрачного или белого матового стекла устанавливались строителями еще на этапе внутренней отделки и служили долгие годы хозяевам советских квартир.
В спальнях и гостиных часто использовались настенные светильники - бра, которые иногда удавалось купить в комплекте с люстрой в едином стиле. Такие приборы позволяли менять яркий свет люстры на более спокойный и мягкий, если использовались отдельно. А иногда, наоборот, добавляли света в особенно торжественных случаях, когда требовалось увеличить освещенность. Очень популярными в советское время были люстры и бра, стилизованные под старинные канделябры со свечами, в которых устанавливались свечеобразные лампочки с цоколем Е14 (миньон).
Кроме люстр, еще одним необходимым в каждом доме световым прибором был и остается до сих пор торшер. Его подбирали под цвет интерьера, обоев или отделки мягкой мебели. Некоторые модели даже совмещали в себе функции светового прибора и прикроватного столика.
Наличие отдельно стоящего источника света позволяло создавать более интимную вечернюю обстановку. В одной комнате торшеров могло быть даже несколько, их можно было переставлять в разные углы, меняя световые сценарии по своему желанию.
Торшер был хранителем тайн и секретов своих хозяев, он принимал молчаливое участие во всех мероприятиях, происходящих в доме вокруг него.
В семье домашних световых приборов настольную лампу можно назвать младшей сестрой торшера. Сколько тетрадей и дневников было исписано, сколько задач было решено под ярким светом этих строгих помощников. А сколько душевных разговоров проходило при тусклом свете таких милых и теплых, похожих на вазы, настольных ламп.
Все эти осветильные приборы дарили радость своим хозяевами на протяжении многих десятилетий. Хотя и сейчас в домах соотечественников встречается подобный светодизайн, все-таки он уступает место современным светильникам с приглушенными расцветками, спокойным светодиодным свечением.
В Центрах света «Эдисон» можно найти люстры, торшеры, бра под любой запрос: классические и ультрасовременные варианты в наличии и под заказ в интернет-магазине.