Найти в Дзене
AIRBORNE

Можно ли взломать самолет?

Оглавление

Всем привет! Пристегните свои привязные ремни, мы начинаем.

Страшилка про хакеров, способных взломать самолет прямо в полете и получить доступ его бортовым системам, в том числе к системе управления, появилась вместе с приходом на коммерческий рынок высоко компьютерезированных лайнеров и бизнес-джетов. Но действительно ли она правдива? Можно ли в реальности «хакнуть» самолет? Какие системы на борту наиболее уязвимы и что в таком случае могут сделать пилоты? Попробуем разобраться.

Архитектура бортовых систем

Так как проблема уже не нова, производители и инженеры хорошо осведомлены о рисках, связанных со взломом. Поэтому защита от подобного рода проблем закладывается еще на этапе проектирования систем самолета.

Абсолютно все современные самолеты имеют полностью раздельные, не связанные между собой бортовые системы. Имеется в виду, что, сидя в пассажирском кресле и выбирая фильм в мультимедийной системе, вы никак не сможете что-то там взломать и получить доступ к системе навигации, например, или системе управления. Это абсолютно исключено. Они разделены насколько это вообще возможно: физически, структурно и даже по языку программирования.

Бортовая система развлечений на борту авиакомпании “Emirates”
Бортовая система развлечений на борту авиакомпании “Emirates”

Однако самолеты более старых поколений проектировались без учета подобных рисков, поэтому они могут иметь уязвимости. Но тут стоит добавить, что такие самолеты менее компьютерезированы и имеют большое количество аналоговых приборов.

Случаи взлома

В 2015 году Департамент национальной безопасности США заявил, что им удалось взломать собственный Boeing 757, припаркованный в аэропорту Атлантик Сити. С помощью довольно примитивного оборудования (что за оборудование - не раскрывается) они смогли получить доступ к самолету, используя бреши в системе радио-коммуникации.

Правительственный Boeing 757
Правительственный Boeing 757

Второй случай произошел в 2017 году, когда хакер Рубен Сантамарта Мартинез заявил, что ему удалось получить доступ к бортовой системе развлечений самолета, пролетавшего неподалеку от его дома. По его словам, он сконструировал небольшой приемо-передатчик с антенной и с его помощью проник в систему самолета.

Рубен на конференции Black Hat в 2018 году
Рубен на конференции Black Hat в 2018 году

Тем не менее, поскольку детали ни одного из представленных случаев не были раскрыты на 100%, к подобного рода заявлениям можно относиться с долей сомнения. К тому же, в обоих случаях такой «доступ» не представлял серьезной угрозы для безопасности полёта.

Какие системы наиболее уязвимы?

Как вы уже могли догадаться, наиболее уязвимой является In-flight Entertainment System - бортовая система мультимедийных развлечений, в которой можно смотреть фильмы и сериалы, слушать музыку, заказать еду к вашему креслу и многое-многое другое. Она также может подключаться к бортовой сети Wi-Fi.

Несмотря на то, что она защищена различными протоколами, в ней все равно присутствуют уязвимости. Но, как уже было сказано ранее, даже в случае взлома получить доступ к системам управления самолетом или двигателями через нее не получится. Максимум, что смогут сделать злоумышленники - посеять панику среди пассажиров и напугать различными сообщениями, выведя их на мониторы.

-4

Еще одна система, которая потенциально может быть подвержена атаке - это навигационная система. Теоретически возможно вшить вредоносное ПО в пакеты аэронавигационной информации, загружаемые на бортовые компьютеры, однако это сразу станет заметно.

Обновление навигационной базы данных на Airbus A320
Обновление навигационной базы данных на Airbus A320

Одним из главных принципов в авиации является принцип резервирования, поэтому если с базой данных что-то случится или GPS-сигналы начнут неправильно интерпретироваться, ничего страшного не произойдет. Самолет, помимо прочего, использует для отслеживания своего местоположения наземные радио-технические средства, постоянно замеряя азимут и дальность. Это обеспечивает приемлемую точность. Boeing-737 поколения Classic, между прочим, GPS вообще не имел и прекрасно летал и летает до сих пор, используя лишь наземные маяки и инерциальную систему (IRS) с гироскопами. И при умелой эксплуатации экипажем «shift» или «уход» за весь полёт может составлять всего пару сотен метров.

Пульт управления IRS на Boeing 737
Пульт управления IRS на Boeing 737

Так что даже в случае успешной атаки на навигационную систему всегда можно вернуться к «традиционным» способам навигации, да и визуальный полёт никто не отменял. Сложно, но возможно.

Как же все-таки быть с системой управления самолетом и двигателями? Можно ли их «хакнуть»? Рассуждая опять же теоретически, можно представить ситуацию, в которой недобросовестный разработчик бортового программного обеспечения может намеренно внести ошибки и баги в софт, который потом загрузят на самолет. Но это так же всплывёт еще до взлета. Современный самолет - это неимоверно сложное инженерное сооружение, напичканное различными датчиками и компьютерами. Лайнер постоянно осуществляет самодиагностику и контроль бортовых систем. Некоторые самолеты способны самостоятельно выявить даже место замыкания или обрыва в своей многокилометровой проводке.

Часть электрической проводки самолета SSJ-100
Часть электрической проводки самолета SSJ-100

Так что ошибка в работе той или иной системы будет обнаружена, а информация о ней - доведена до экипажа. Ну а чтобы кто-то получил прямой доступ к системе управления прямо во время полёта - такое на сегодняшний день, к счастью, представить вряд ли возможно.

Что может сделать экипаж?

Таким образом, если самолет все же подвергся взлому, действия экипажа в любом случае будут направлены на обеспечение безопасности полёта.

Так, например, если проблемы начнутся с автопилотом, можно перейти на ручное управление, а если и тут возникнут проблемы, уровень автоматизации можно опустить еще на уровень ниже: Manual Reversion или Direct Law - неважно, главное, что самолет остается управляемым и подконтрольным экипажу.

Про систему навигации уже описано выше - альтернативные системы и способы навигации.

Если будет нарушена система радиосвязи, на этот случай так же есть инструкции и чек-листы, так что немым куском железа мы точно не станем.

Подводя итог, несмотря на встроенную защиту, взлом воздушного судна - теоретически возможен (а по некоторым заявлениям даже практически реализуем), но для этого требуется приложить значительное количество усилий, времени и средств. Но даже при таком раскладе получить доступ ко всем системам не выйдет, а безопасность по-прежнему останется на приемлемом уровне.

А что Вы думаете по этому поводу?

——————————————————————

До новых встреч и хорошего полёта!