Всем привет! Пристегните свои привязные ремни, мы начинаем.
Страшилка про хакеров, способных взломать самолет прямо в полете и получить доступ его бортовым системам, в том числе к системе управления, появилась вместе с приходом на коммерческий рынок высоко компьютерезированных лайнеров и бизнес-джетов. Но действительно ли она правдива? Можно ли в реальности «хакнуть» самолет? Какие системы на борту наиболее уязвимы и что в таком случае могут сделать пилоты? Попробуем разобраться.
Архитектура бортовых систем
Так как проблема уже не нова, производители и инженеры хорошо осведомлены о рисках, связанных со взломом. Поэтому защита от подобного рода проблем закладывается еще на этапе проектирования систем самолета.
Абсолютно все современные самолеты имеют полностью раздельные, не связанные между собой бортовые системы. Имеется в виду, что, сидя в пассажирском кресле и выбирая фильм в мультимедийной системе, вы никак не сможете что-то там взломать и получить доступ к системе навигации, например, или системе управления. Это абсолютно исключено. Они разделены насколько это вообще возможно: физически, структурно и даже по языку программирования.
Однако самолеты более старых поколений проектировались без учета подобных рисков, поэтому они могут иметь уязвимости. Но тут стоит добавить, что такие самолеты менее компьютерезированы и имеют большое количество аналоговых приборов.
Случаи взлома
В 2015 году Департамент национальной безопасности США заявил, что им удалось взломать собственный Boeing 757, припаркованный в аэропорту Атлантик Сити. С помощью довольно примитивного оборудования (что за оборудование - не раскрывается) они смогли получить доступ к самолету, используя бреши в системе радио-коммуникации.
Второй случай произошел в 2017 году, когда хакер Рубен Сантамарта Мартинез заявил, что ему удалось получить доступ к бортовой системе развлечений самолета, пролетавшего неподалеку от его дома. По его словам, он сконструировал небольшой приемо-передатчик с антенной и с его помощью проник в систему самолета.
Тем не менее, поскольку детали ни одного из представленных случаев не были раскрыты на 100%, к подобного рода заявлениям можно относиться с долей сомнения. К тому же, в обоих случаях такой «доступ» не представлял серьезной угрозы для безопасности полёта.
Какие системы наиболее уязвимы?
Как вы уже могли догадаться, наиболее уязвимой является In-flight Entertainment System - бортовая система мультимедийных развлечений, в которой можно смотреть фильмы и сериалы, слушать музыку, заказать еду к вашему креслу и многое-многое другое. Она также может подключаться к бортовой сети Wi-Fi.
Несмотря на то, что она защищена различными протоколами, в ней все равно присутствуют уязвимости. Но, как уже было сказано ранее, даже в случае взлома получить доступ к системам управления самолетом или двигателями через нее не получится. Максимум, что смогут сделать злоумышленники - посеять панику среди пассажиров и напугать различными сообщениями, выведя их на мониторы.
Еще одна система, которая потенциально может быть подвержена атаке - это навигационная система. Теоретически возможно вшить вредоносное ПО в пакеты аэронавигационной информации, загружаемые на бортовые компьютеры, однако это сразу станет заметно.
Одним из главных принципов в авиации является принцип резервирования, поэтому если с базой данных что-то случится или GPS-сигналы начнут неправильно интерпретироваться, ничего страшного не произойдет. Самолет, помимо прочего, использует для отслеживания своего местоположения наземные радио-технические средства, постоянно замеряя азимут и дальность. Это обеспечивает приемлемую точность. Boeing-737 поколения Classic, между прочим, GPS вообще не имел и прекрасно летал и летает до сих пор, используя лишь наземные маяки и инерциальную систему (IRS) с гироскопами. И при умелой эксплуатации экипажем «shift» или «уход» за весь полёт может составлять всего пару сотен метров.
Так что даже в случае успешной атаки на навигационную систему всегда можно вернуться к «традиционным» способам навигации, да и визуальный полёт никто не отменял. Сложно, но возможно.
Как же все-таки быть с системой управления самолетом и двигателями? Можно ли их «хакнуть»? Рассуждая опять же теоретически, можно представить ситуацию, в которой недобросовестный разработчик бортового программного обеспечения может намеренно внести ошибки и баги в софт, который потом загрузят на самолет. Но это так же всплывёт еще до взлета. Современный самолет - это неимоверно сложное инженерное сооружение, напичканное различными датчиками и компьютерами. Лайнер постоянно осуществляет самодиагностику и контроль бортовых систем. Некоторые самолеты способны самостоятельно выявить даже место замыкания или обрыва в своей многокилометровой проводке.
Так что ошибка в работе той или иной системы будет обнаружена, а информация о ней - доведена до экипажа. Ну а чтобы кто-то получил прямой доступ к системе управления прямо во время полёта - такое на сегодняшний день, к счастью, представить вряд ли возможно.
Что может сделать экипаж?
Таким образом, если самолет все же подвергся взлому, действия экипажа в любом случае будут направлены на обеспечение безопасности полёта.
Так, например, если проблемы начнутся с автопилотом, можно перейти на ручное управление, а если и тут возникнут проблемы, уровень автоматизации можно опустить еще на уровень ниже: Manual Reversion или Direct Law - неважно, главное, что самолет остается управляемым и подконтрольным экипажу.
Про систему навигации уже описано выше - альтернативные системы и способы навигации.
Если будет нарушена система радиосвязи, на этот случай так же есть инструкции и чек-листы, так что немым куском железа мы точно не станем.
Подводя итог, несмотря на встроенную защиту, взлом воздушного судна - теоретически возможен (а по некоторым заявлениям даже практически реализуем), но для этого требуется приложить значительное количество усилий, времени и средств. Но даже при таком раскладе получить доступ ко всем системам не выйдет, а безопасность по-прежнему останется на приемлемом уровне.
А что Вы думаете по этому поводу?
——————————————————————
До новых встреч и хорошего полёта!